Рубрики

Жить не раздваиваясь

«Не заботьтесь ни о чем,  но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте ваши желания пред Богом, и  мир  Божий, который превыше всякого ума,  соблюдет сердца  ваши  и  помышления ваши во Христе Иисусе.» (Фил. 4:6)

Что такое молитва?  Это разговор,  общение  с  Богом. Какого общения ждет от нас Бог?

К сожалению, в мире, где мы с вами родились и живем, обычно люди говорят не то, что думают, или думают не то,  что говорят. Почти повсеместно мы видим,  что люди поступают противоположно тем принципам, которые они провозглашают. И мы привыкаем к этому.  Это начинается с самого детства: родители, воспитывая своих детей, говорят, что им надлежит быть честными,  а сами лгут;   говорят  им, что  надо  расти  чистыми,   а  сами сквернословят и скандалят между собой; говорят: «Не пей, не кури», — а сами курят и пьют.  И со временем в сознание ребенка входит,   что это такая игра,  в которую  играют  все  люди  на  земле: главное — говорить правильно, а что ты делаешь — это совсем другое. Ты можешь быть наставником чистоты,  а сам в сердце своем сгорать от тайных страстей и желаний. Быть блюстителем закона и попирать его, беря взятки. Ты можешь даже учить целые народы нравственности, при этом сгоняя их за колючую проволоку, в лагеря, безжалостно отнимая у них счастье, свободу и саму жизнь.

Так люди постепенно теряют способность правильной оценки  своих мыслей, желаний. То, что внутри нас, наше сокровенное, начинает жить как бы отдельной  жизнью. Например, человек  говорит  своему противнику: «Я хочу жить с тобой в мире», —  но при этом сердце его пылает ненавистью. Ждать ли мира от таких слов мира?

Такое раздвоение очень опасно для человека.  Опасно для всего мира людей, который  живет  по закону двойной морали или «двоящихся мыслей».

Когда  мы приходим к Богу, конечно,  Своим Святым Духом Христос преображает нас,  но чтобы избавиться от  двоящихся  мыслей, от двойного «я» нужно общаться с Богом со всяким постоянством,  делая так, как мы читали выше в послании к Филиппийской церкви.

Наши молитвы довольно часто бывают  пустыми  и  беспредметными. Они вроде бы состоят из правильных слов, но определить, о чем в них говорится, невозможно.  Потому что в них  нет  ничего  конкретного. Хотели бы мы такого общения для себя?  Представим себе, кончился день и наши родные собрались дома. «Как  дела  родной?» —  вы спрашиваете своего сына. А  он  вдруг  отвечает вам заученной, ничего незначащей фразой.  При этом вы видите,  что  его  мысли  заняты чем-то другим,  но он ни слова не говорит вам  об  этом. То  же происходит в разговоре с мужем.  Он отвечает вам что-то, но  вы видите, это совсем не то,  что составляет предмет его заботы. Для многих женщин подобные отношения в семье являются причиной  депрессии, психических расстройств.  Они чувствуют себя одинокими,  будучи  окружены своими близкими.

Но если это так огорчает  людей, почему  мы  можем  хотя  бы допустить, что подобное положение может устраивать Бога.  Мы  Его близкие, мы «свои (то есть домашние) Богу» (Ефес. 2:19). Бог через апостола Павла говорит нам,  что правильное общение с  ним, это когда наши заботы не разлучают нас с Богом,  а  наоборот  объединяют нас с Ним.  Ибо «…  кто из вас,  заботясь,  может прибавить себе росту хотя на локоть?» (Матф.  6:27).  Однако, «…  все возможно Богу» (Мр.  10:27).  При этом необходимо просить  с  «верою,    нимало  не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой,  да не думает  такой  человек  получить что-либо от Господа.  Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иаков. 1:6-8).

О чем мы думаем во время нашей молитвы? Верим ли,  что предстоим перед Отцом,   который  буквально  каждую подробность слушает с искренним вниманием,  с   желанием помочь?  Или наша молитва — это  мертвый  ритуал.    Когда  слова  и подлинные мысли далеки друг от друга.

Итак, вернемся к нашему тексту: «Не заботьтесь ни о чем,  но всегда в  молитве  и  прошении, с  благодарением  открывайте  ваши желания пред Богом,  и мир Божий,  который  превыше  всякого  ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4:6). Становится более ясным, что, когда мы  учимся  открывать  свои желания Отцу,  Он приводит наши  мысли  в    Божественный порядок. Наши  мысли  перестают  двоиться.  Сердце  наполняет благодарность и умиление, а также радость общения с Самим Всемогущим Богом, как близким и родным Отцом. Очевидно, что с Ним действительно нет ничего невозможного. А чего же тогда заботиться, если  ты уже поведал Ему все, что тревожит тебя.

Разве не этого облегчения искали мы,  когда нам не с  кем  было поделиться своими тревогами.  Все годы  одиночества  среди  многих людей. Так будем же общаться с Богом.

Попробуйте ни о чем не просить Господа до тех пор, пока ни вознесете Богу чистой благодарственной молитвы. Ни  единой  просьбы. Только благодарность.  За что же мы благодарим Бога?  Казалось  бы,  ответ готов — за все! Чего же тут рассуждать? Но это опасный и не всегда правильный  ответ.  Дело в том,  что, когда мы говорим «за все»,  это значит, что  мы не  видим конкретных проявлений Божией любви.

Знаю одного человека,   который  в  день  рождения  своей  жены вставал рано, пока все спят и иногда бегом,  иногда на велосипеде, потом, с годами, на машине спешил на базар, чтобы купить цветы. Затем дома,  пока жена не  проснулась, он  клал  эти прекрасные цветы на ее постель так,  чтобы, когда она проснется,  то первым, что она увидит, были бы цветы. Ему  всегда  было  и  остается  приятным доставлять радость своей любимой.

Представим себе такую картину. Предположим,  она  проснулась,  и хотя и увидела цветы,   но  ее  в  этот  момент  отвлекло  что-то. Например, она увидела  грязное пятно на полу.  Ах, эти дети  опять натащили грязи!  И она, встав, занялась бы их воспитанием,  лишь  на ходу бросив мужу: «Доброе утро, спасибо тебе за все!» Я думаю, муж очень сильно бы расстроился.

Теперь  посмотрим    на  наши  отношения  с  Богом. Сколько великолепных добрых и  щедрых  подарков  заботливо  и  трогательно делает Он нам. При этом Он вникает во все наши сокровенные нужды. Он делает для нас все самое лучшее и необходимое в каждый конкретный момент времени, а не только в какой-то один день.  А мы, получая блага от Него, вдруг обращаем внимание на «грязное пятно на полу».  И это пятно захватывает  все  наше  сознание, а  милости Господни, эти цветы, не радуют нас,  и мы не  благодарим  за  них. Нравится ли это Богу,  когда мы так ведем себя?  Я думаю, вы согласитесь со мной, что не нравится.  Имеет ли смысл просить  о чем-то еще,  если мы только что не заметили столь  трогательной  и заботливой Его милости, лишь сказав: «Благодарю Тебя за все».  А ты заметил,  как сегодня чист был воздух, как Бог поливал  землю дождем, чтобы вырастить для тебя хлеб, как, когда в душном автобусе у тебя вдруг закружилась голова,  молодая женщина,  заметя это, тут же уступила тебе место, заметил ли ты, как пели для тебя сегодня птицы, как солнце, выглянув из-за тучи согревало тебя, как твои дети улыбались тебе…  и так бесконечно далее?

У нас во дворе растет виноградник, осенью, когда виноград в основном уже собран, на кустах остаются лишь поврежденные, подсохшие кисти. В последние, теплые, осенние деньки эти остатки служат хорошей пищей для местных дворовых воробьев. Наклевавшись вдоволь, они усаживаются на жерди виноградника, на солнышке, и заливаются в нескладном воробьином щебетании. Поют они самозабвенно, всем своим малым телом помогая голосу. Кому они поют? Я верю, что они благодарят Бога. Возможно, завтра станет холодно, пойдет дождь, или даже выпадет снег, конечно, хозяин обрежет виноградник и выбросит обрезанные ветви с остатками винограда. Что ты будешь делать тогда, пичуга? Но Бог то останется, слышится мне из воробьиной песни!

Так и мы,  как эти птицы, должны петь Господу.  Это и есть  наша молитва благодарности. Или, вернее, благодарного поклонения Господу. Ни одной просьбы..!

Для Бога важно не просто давать, хотя многие блага мы получаем, не прося об этом. Бог хочет слышать, о чем мы просим.  Что является предметом наших вожделений. Например, Соломон  (см. 2 Пар.  1 глава),  он мог бы просить  для  себя  богатства, имения  и  славы,    души неприятелей своих или долголетия,  но для него важнее было что-то более значимое, а именно, мудрость, чтобы  исполнить свое предназначение,  как царя народа Божия.  Если бы Соломон  не  имел мудрости,  то вряд ли бы он смог иметь столь великое  богатство. Но с мудростью и богатство пришло к Соломону.

Итак,  какие  наши приоритеты. С чего мы начинаем наши просьбы. Может,  как капризные дети, мы, плача, громко кричим: «Господи, почему  Ты  послал  мне  эти испытания,  немедленно избавь меня от них! Хочу  полную  чашу  во всем». Но для этого, как мы видим, правильнее просить: «Дай мудрость мне, Боже! Чтобы мне понимать пути Твои, чтобы я мог исполнять Твою волю. Дай мне быть духовно ближе к Тебе, чтобы слышать Твой голос, понимать Твое Слово».

Для Него имеет большое значение, как мы просим. Это очень просто понять на примере.  Мы  хорошо понимаем,  что иногда наши дети просят неправильно, дерзко,  неверный тон или слова не те. Тогда  мы  говорим: «Смотри, эта вещь для тебя, сынок или  дочка, но ты должен правильно попросить маму или папу.  И тогда ты немедленно получишь то, что уже фактически принадлежит тебе».

Как мы говорили ранее, для Бога очень важно, чтобы  мы  в  Нем искали разрешения своих забот.  Когда мы просим о чем-то Бога, то мы поступаем справедливо по отношению к Нему. Бог податель всех благ.  У Него есть, безусловно, все средства для разрешения наших затруднений.

Есть такая притча. Один христианин,  призванный Богом на Небеса, увидел там целый склад  вещей. «Что  это  за  вещи?», — спросил он:  «Для  кого  они  предназначены?»  Бог  ответил:  «Для тебя».  «Но теперь они мне не нужны,  почему же Ты не дал их  мне, когда я так нуждался в них во время земной жизни?» «Да ведь ты  не просил Меня», — ответил Бог.  Как часто мы не просим  Бога  принять участие в наших повседневных заботах  и  нуждах. Обстоятельства теснят нас,  враги окружают и гонят нас,  становится все темнее  и темнее вокруг, а мы молчим.  Или, еще хуже того,  идем  к  людям  и просим их о помощи. Какая несправедливость! Посмотрим,  что Слово Божие говорит  по  этому  поводу: «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.  Он  будет  как  вереск  в пустыне,  и не увидит,  когда придет доброе и поселится  в  местах знойных в степи,  на земле бесплодной  необитаемой. Благословен человек,  который надеется на Господа, и  которого  упование  — Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно,  когда приходит зной;  лист его зелен,  и во время засухи оно не боится и не  перестает  приносить плод» (Иер.  17:5-8).  Я здесь не хочу сказать,  что мы  не  должны никогда просить чего-либо у людей. Я говорю о том, что это несправедливо по отношению к Богу, когда мы  верим в возможности людей более,  чем в чудодейственную силу  молитвы  —   разговора с Богом.

Для того,  чтобы наши молитвы  изменяли  нашу  жизнь, необходимо безусловно уповать на Бога, как Давид. Вот его молитва: «Боже мой, избавь  меня  из  руки  нечестивого, из  руки  беззаконника   и притеснителя…» (Пс. 70:4). Здесь мы остановимся и спросим себя,  а почему Давид думает, что Бог  непременно  должен  его избавить? Далее есть правильный ответ на этот вопрос: «… ибо Ты надежда моя», — говорит Давид. Вот то основание, на котором держится вера, что наши молитвенные просьбы будут исполнены. Надеемся ли мы на Бога, как это  делал Давид?  Или наша надежда на что-либо  иное?  Я  хотел  бы привести здесь пример одного маленького мальчика. Воспитанный  с верой в Бога,  он искренне уповает на Него и  сознательно  черпает силы из этого источника,  хотя ему  всего  пять  лет. На  улице взрослые мальчики заставляли его сказать непристойное слово, но он наотрез отказался это сделать, так как знал, что Бог  осуждает сквернословие.  Нечестивые мальчики грозили  побить  его, но  он все-таки не поддался страху и одержал победу с Господом. Здесь уместно еще раз вернуться к вопросу раздвоения.  На  этом примере мы видим, что маленький человек,  имея убеждения, поступает в полном соответствии с ними.  К сожалению,  далеко  не  все  и  не всегда поступают таким образом. Мы верим в Бога,  мы знаем,  чего хочет от нас Бог, но поступки  наши  расходятся  с  нашей  верой.

Убедительный пример того, как поступки Божьего человека должны соответствовать его убеждениям, мы находим в книге Ездры. Как написано в 7 главе, стих 10 «Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде».  Прекрасное желание было у Ездры, к сожалению, многие, кто брался за изучение закона и его исполнение, кто брался руководить народом Божьим и учить его, на деле оказывались сами не в силах жить в свете постановлений Господа, так, чтобы  вера преображала их жизнь, была ее стержнем. Мы видим из девятой главы той же книги, что народ Израиля развратился и поступал не по воле Бога «и притом рука знатнейших и главнейших была в сем беззаконии первою» (см. стих 2). Как это печально! Но вот настало время испытания веры Ездры. Ему предстояло доставить пожертвования: золото и серебро — огромное богатство, предназначенное для дома Бога небесного — храма, восстанавливаемого в Иерусалиме. Закончив все сборы, перед тем, как отправиться в путь, Ездра, как он пишет, провозгласил пост «у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицом Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: вот рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему есть благодеющая, а на всех оставляющих Его — могущество Его и гнев Его!» (Езд. 8:21,22). Как это вдохновляет нас! Ездра верит в силу Бога, и в СООТВЕТСТВИИ с этой верой он имеет дерзновение отказаться от охраны человеческой. Слава Богу! Вера порою требует от нас дерзновения. Но мы только люди, и страх охватывает нас. Так было и с Ездрой.  Что же сделать? Может, вернуться к царю и сказать: «Мы передумали, дай нам охрану». Артаксеркс — это языческий царь, но и он испытывает благоговение перед Богом. И именно поэтому он решил пожертвовать такое богатство на обустройство храма. Ездра — служитель Бога, и это его непосредственная обязанность прославлять Господа перед царем и всеми людьми, проповедовать Его силу и могущество. Прославит ли это Бога, если Ездра вернется и попросит охранения? Это равносильно тому, чтобы сказать: «Царь, я, конечно, верю Богу, как говорил, но твоя сила все-таки более ощутима и реальна.» Однако, это полностью противоречит тому, что Ездра изучал о Боге, чему учил народ, чем делился с царем, проповедуя ему силу и могущество Всевышнего. Можно себе представить, как и царь, в свою очередь, также делился со своими приближенными, пораженный дерзновением Ездры, ставя в пример его веру в Бога и мужество. Неужели теперь, когда настало время принести плоды своей веры, неужели теперь, когда настало время на практике показать, как должен поступать верующий Богу, неужели теперь Ездра повернет назад? Нет! ТОЛЬКО ВПЕРЕД! Сделаю, как говорю, как учу, как верю! «Итак мы постились, и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас»! (Езд. 8:23). Слава Богу! Он услышал, услышал! Он ответил и совершил в соответствии с нашей верой, не оставил нас в нашем дерзновении. Пусть для людей это нелогично, но мы и не призваны поступать в соответствии с логикой людей. Народ Божий всегда выглядит странным и непонятным в глазах внешних, поражает их, смущает их, обличает их. Да это наши, сокровенные отношения с нашим Отцом, мы имеем право на дерзновение, чтобы прославить Его перед всем миром, видимым и невидимым.

Но в книге Ездры есть пример и тех из народа Божьего, кто не нашел сил поступить в соответствии со своим званием и избранием, со своими убеждениями, верой и волей Бога. Их желания, с одной стороны, и то, что они знали о воле Бога, с другой стороны, раздваивало их мысли, и, наконец, в момент испытаний они выбрали более легкий, с человеческой точки зрения, путь. Настал судный день, и в ожидании приговора, как сказано, «… сидел весь народ на площади у дома Божия, дрожа как по этому делу, так и от дождей» (Езд. 10:9). Какая жалкая картина! Как прекрасно, когда наши поступки соответствуют воле Всевышнего, как жалко мы выглядим, когда настает час расплаты за наше сознательное отступление в сторону от прямого Божьего пути. Аминь.

Д. Питиримов 1998 год.

Добавить комментарий