Епископ Григорий - совершенно потрясающее открытие. А некоторые из его проповедей имеют прямое отношение к теме "Замещающие системы". Я опубликую еще одну цитату этого автора, а потом прокомментирую свою мысль о связи "Юбочной субкультуры" с понятием "Замещающие системы".
Вера апостольская и субкультура юбочная.
В тех странах, где сохранилась какая-то православная культура, где до недавнего времени, по крайней мере, до начала ХХ века, самосознание народа считало себя православным, как, например, в России, сохранилась особенная культура православного поведения, иначе называемая православной субкультурой. Какое там было православие - это другой вопрос, но во всяком случае, большинство людей на вопрос, православные ли они, отвечали утвердительно.
Православная субкультура, естественно, очень отличается от культуры светского общества, но отличается не в сторону какой-то особой религиозности, а просто она особенная - как маскарад. Еще сильнее это проявляется у так называемых наших старообрядцев, но если говорить не про них, а только про наши новообрядческие церкви, то тоже маскарада хватает. В этой культуре огромное значение имеют крашеные яйца и куличи на Пасху, и почти никакого значения не имеет причастие. Люди, которые совершенно спокойно считают себя принадлежащими к русской православной культуре, считают себя русскими людьми, хорошо, если вообще причащаются хоть как-то, а совершенно нормально для них это делать раз в год или несколько раз в год, но очень далеко от того, чтобы делать это каждую неделю.
В настоящем же православии, мы знаем, тот, кто не причащается более трех недель подряд просто по своей воле, без уважительной причины, сам себя через эту свою волю от Церкви отлучает. Вот насколько эта обычная культура расходится с тем, что на самом деле есть у нас в догматах и канонах. Нет никакого канона, повелевающего есть куличи на Пасху, а вот повелевающие причащаться на Пасху каноны есть, то есть это требуется церковными правилами. А есть куличи и что-то там еще на Пасху совершенно не обязательно.
В то же время, нет никакого канона устанавливающего, что женщинам надо непременно ходить в юбке и нельзя в брюках (а для православной субкультуры неношение женщинами брюк, тем более в церковь, - один из самых-самых важных догматов). Почему считается таким большим преступлением для женщин прийти в храм в брюках? Потому что так раньше не делали, потому что это противоречит традициям русской церковной субкультуры. Не русской культуре как таковой - ведь мы сплошь и рядом сейчас видим женщин в брюках и на работе и других самых приличных местах, - а это противоречит именно церковной субкультуре, в которой вот просто так не принято. Почему так не принято, может, каноны какие есть?
Нет никаких таких канонов. Есть только один канон, который запрещает ходить женщинам в мужском платье, а мужчинам ходить в женском. Но этот канон является одним из многих церковных запретов, запрещающих разные половые извращения, а носить платье противоположного пола - это, безусловно, половое извращение. Что касается просто одежды, то та одежда, которую носили на момент принятия этого канона в VII веке, у мужчин была такой, которую сейчас носят только женщины. Это были ни в коем случае не брюки, а туники и тоги, которые похожи на современные женские платья. Итак, никакие церковные правила не утверждают правила формы одежды, но почему-то это соблюдается жестко, а вот, например, обязательное по воскресеньям причастие соблюдается совершенно не строго - все поставлено с ног на голову.
Разве можно после этого предполагать, что мы кого-то привлечем в Церковь? Кого мы сможем привлечь? Главным образом, ту молодежь, которая не состоялась социально в своей сфере и хочет какого-то прибежища, хоть какого-то места, в котором они смогли бы чувствовать себя особенными. Именно такие люди заинтересованы в том, чтобы поддерживать субкультуру, потому что они делают что-то такое, что им посильно, например, носят бороды, если это мужчины, или юбки, если это женщины, и через это чувствуют свою особенность, время от времени приходя в церковь. Но при чем тут православие? И как это влияет на нормальных людей, которые между тем тоже, не все, но некоторые из них, озабочены какими-то религиозными вопросами своей собственной жизни?
Если вспомнить пример апостола Павла, то вопрос отпадет сам собой. Все эти особенности православной субкультуры так называемой мы унаследовали из совершенно выхолощенного народного быта XIX века, из дореволюционной русской церковной культуры, когда все ходили в Церковь, а мало кто был верующим. Революционные события и гражданская война это очень ярко показали. Конечно, защищать эту субкультуру совершенно бессмысленно, она является абсолютной обузой.
Если те обычаи, которые менял апостол Павел, имели все-таки духовный смысл, то здесь и духовного смысла никакого нет, потому что обычаи одеваться у одного народа совершенно не лучше традиций одеваться у другого народа. Все это абсолютно равноценно, и ценность эта очень мала перед лицом Божиим. В Церкви мы должны показывать на самом деле то, ради чего она вообще существует.
Действительно, есть каноны, которые нельзя нарушать, есть церковные правила - это нам должно быть важно. Но есть обычаи, которые унаследованы непонятно почему. Если мы не знаем почему, то мы, конечно, должны выяснить, не надо их сразу отвергать, потому что за ними может быть либо канонический смысл, который мы просто пока не выяснили, либо, даже если мы выяснили, что его там нет, может быть просто какой-то здравый смысл. Например, в XIX веке здравый смысл был в том, чтобы одеваться так, как все одеваются, но и в XXI веке здравый смысл заключается в этом же - православным надо одеваться так, как принято это у нас сейчас, а не как два века назад. Конечно, одеваться надо не в одежду для грязных работ, не пренебрежительно, а как положено одеваться в торжественных случаях. По крайней мере, очень уместен хороший деловой стиль, как ходят на работу. Вот именно это важно, это имеет не канонический, но здравый и аскетический смысл.
Всю проповедь можно прочитать перейдя по ссылке:
http://www.st-elizabet.narod.ru/grr_propovedi/2008/prop08_07_12.htm