Здравствуйте, Гость
Виды ментальности

Глава I

Как, после длительного периода насилия, разбудить свою волю?

Существует несколько форм или видов насилия. Всякого рода обстоятельства, неподвластные волевому решению человека, являются одним из видов душевного насилия. Бог ненавидит подавление воли Его творения. С именем Бога ассоциируется только свобода. Я верю, что большинство вопросов эмоционального характера решаются не через перемену обстоятельств, но через перемену мироощущения или восприятия этих обстоятельств . Нас освобождают не обстоятельства, но истина, которую мы познаем. Опять же, не наличие истины освобождает, но ее открытие, обнаружение. Позвольте повторить еще раз. Подлинная свобода – это не перемена обстоятельств, а перемена мировосприятия. Именно это и является основной задачей Бога: поменять не вокруг нас, но изменить нас изнутри. Необходимо признать категорическую разницу между человеком, верующим в Бога, и человеком, неверующим в Него. Страдания обладают способностью выявлять в человеке наличие или отсутствие веры. Вера же играет решающую роль в отношении того, каким может быть исход той или иной ситуации. Русские хорошо заметили, что "надежда умирает последней". Однако, не стоит путать надежду как упование с надеждой на удачу или просто желание выжить. Надежда сама по себе предполагает опору на кого-то, без помощи которого выйти из ситуации невозможно.

ПРЕДВЕЩАНИЕ БУДУЩЕГО, ИЛИ ОБЕТОВАНИЯ?

Позвольте показать разницу между верой как суеверием и верой, основанной на Божьем слове. Суеверная вера - это вера в удачу. Я понимаю, что даже удача имеет свои закономерности, однако, удача – это вид колдовства, мечты сердца. Если бы все желания выполнялись! Но увы, или к счастью, это далеко не так. Люди говорят, "главное верь, что все будет хорошо". Это утверждение совершенно безосновательно, хотя в нашe время прилагаются огромные усилия на убеждение человека верить во что угодно. Недавно, во время одного из полетов, в самолете я смотрел журнал, где рекламировали мужскую обувь со специальными подушками в каблуке. Девизом рекламной компании была следующая фраза: "Эти туфли катапультируют вас к невероятному успеху". Мы заврались до такой степени, что согласны верить в успех за счет обуви, которую носим. И не думайте, что я утрирую, подчеркивая философию подобного рода. Это повсеместно! Я не верю в удачу! Удача - это разновидность гадания. Я верю только в обетования, основанные на условиях, то есть, я верю в закономерность успеха.

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ...

Все Божьи обетования носят только созидательный характер. В них нет разрушения или поражения. Это лучшее, что есть у Бога, и что Он желает передать в пользование Своему народу. Однако, цель Бога состоит в том, чтобы в обетование человек входил самостоятельно. Наследовал обетование. А это возможно только через веру! Если попытаться изобразить это графически, то человек должен перейти из точки "А" в точку "Б" самостоятельно. Точка "А" - это весь душевный опыт человека, который являет или определяет его личность и его объяснение окружающей среды. Поэтому мы судим только в меру личного опыта. Но весь наш опыт – душевен, а "душевный не принимает того, что от Духа Божьего.... ибо об этом надобно судить духовно" ( 1 Кор. 2:14) . Точка "Б" - это область обетований, где обитает Бог. Поэтому человеку не так просто пересечь расстояние от личного мировосприятия, того как он привык объяснять вещи, к тому, как на все смотрит Бог. Я бы и рад так быстро поверить и перестроиться на Его волну, но у меня большой багаж, тяжелый вагон опыта и умозаключений, с которым расстаться непросто. Необходима новая перспектива, новый взгляд, откровение, через которое нужно пропустить, переосмыслить все душевное, чтобы как-то успокоить разум.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Бытие установлено так, что человек не может пребывать одновременно в двух противоположных состояниях. Невозможно быть душевным и, в то же время, духовным. Бог отказывается, чтобы в Его благословенное будущее я втащил свое проклятое прошлое. Потому ситуация сегодняшнего дня вынуждает меня расстаться со своим прошлым, иначе я никогда не попаду в будущее. Если двигаться вперед только по инерции, то мое завтра будет всего лишь следствием моего вчера, что не имеет ничего общего с Божьими обетованиями, а лишь является действием закона сеяния и жатвы. Если же мы говорим о реформе нашего сознания, бытия, об обновлении разума, тогда, прежде всего, необходимо распахать поле души и засеять его совершенно новыми семенами. Семенами обетования!

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАБСТВА

Израиль, находясь несколько столетий в Египте, подвергся жестокому насилию. Когда человек не имеет достаточно силы воплощать свои желания, он расслаивается на две части - на возможности и желания, а в итоге остается жить только в области желаний, мечтаний, фантазий, иллюзий, снов и т.д. С другой стороны, его воля усыпает, человек перестает бороться, сопротивляться и, в итоге, оказывается совершенно парализованным на уровне воли. "Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце". А если ей не суждено сбыться в третьем или четвертом поколении? Тогда и томление уходит, потому что надежда умирает. Я никоим образом не хочу сказать, что в Израиле умерла надежда, нет! но он настолько адаптировался к рабству, что воля его совершенно уснула. Израильтяне, даже будучи освобожденными Моисеем, неоднократно готовы были вернуться в волю фараона, лишь бы не думать, как самостоятельно добыть мяса или репчатого лука. Обратите внимание, они привыкли к рабству, ведь в рабстве тебе не нужна воля, о тебе заботится и за тебя решает другой. Не надо напряжения, не надо ОТВЕТСТВЕННОСТИ! Вот наконец мы и добрались до нужного слова. Ответственность!!! Есть что-то чрезвычайно опасное в обстоятельствах, которые мы не в силах побороть или изменить. Они способны погасить наш внутренний фитиль. Погаснув, мы остываем, развивая в себе пессимистический образ мысли.

НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ

В египетской школе философия была простой. От тебя совершенно ничего не зависело, вся твоя жизнь в руках фараона, он - твой бог. Когда Иегова освободил свой народ, Он занялся его перевоспитанием, так как желал не слепого подчинения, а участия человека в достижении результатов. Конечный результат – это не дар Божий, но плод совместных усилий Бога и человека. Для получения такого результата необходимо разбудить волю человека, вернуть ему право выбора. Потом человека необходимо, если хотите как дикого Маугли, приручить, заверить, что Бог - его друг, а не очередной фараон. Прежде чем человек ДОБРОВОЛЬНО решит повиноваться Богу, ему нужно предоставить право выбора, и только потом, он сможет, теперь уже добровольно, смириться пред волей Бога. Бог не признает смирения раба! Бог признает смирение только человека свободного! Нельзя называть смирением то состояние, когда я не могу изменить обстоятельств и вынужден сосуществовать с ними. Это смирение не перед Богом, а перед обстоятельствами, а между первым и вторым как раз и кроется принципиальная разница. О каком смирении можно учить Израиля под батогами Фараона? Поэтому Бог освобождает свой народ и учит его смиряться не пред обстоятельствами, но пред Богом, которому подвластны обстоятельства.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ИЛИ БОГ?

Если не иметь веры в то, что Бог контролирует всеми обстоятельствами нашей жизни, тогда мы никогда не сможем увидеть Бога в обстоятельствах или через обстоятельства. Они просто напросто закроют Бога, и мы будем иметь дело только с обстоятельствами, а не с Богом. Или, в лучшем случае, будем иметь общение с Богом за пределами обстоятельств. Я встречал таких людей, которые уверенно отделяют свою духовную жизнь от бытовой. Бог – Богом, а жизнь жизнью, "и не надо путать Бога с яичницей", - говорят они. Все дело случая, усилий и прочего, а Бог – всего лишь Спаситель нашей души. Но так ли это? Я убежден, что между тем, как Бог и фараон (обстоятельства) руководят жизнью, есть существенная разница. Я вырос в церкви, где часто слышал утверждения и отдельные проповеди, заверяющие, что "если ты не будешь послушен Богу, он допустит такие обстоятельства, что ты сломаешься и смиришься". Сегодня, изучая Писание, я смело заявляю, что подобное учение – это ересь. Да, я верю, что Бог допускает сложные обстоятельства в нашу жизнь, но не для того, чтобы ломать или насильно обращать нас к Себе, но чтобы научить зрелости. Разве это не удивительно, что в минуты страшного негодования и самого изощренного ропота Израиля, походившего на издевку над Богом, Он все-таки отвечал на их колкости и дерзости? Всегда, каждый раз, постоянно! В крайнем случае, Он бы мог и не наказывать их за подобные капризы, но и не реагировать на них. Он ведь мог просто их игнорировать... Почему же, при всем своем негодовании, они ИМЕЛИ НАД НИМ БОЛЬШЕ власти, чем Он над ними? И не они Его слушались, а Он их слушал. И не они Ему служили, а Он им! Конечно, это можно приписать к Его терпению, и это будет верно, но суть урока в другом. ОН ЖЕЛАЛ ИХ НЕ СЛОМАТЬ, А ВОСПИТАТЬ. Если следовать религиозной точке зрения, то нет никакой разницы у кого быть в рабстве и чью волю исполнять: фараона или Бога. Получается, что это война не за избавление народа, а за территорию, и Израиль, вместо того, чтобы стать свободным, всего лишь перешел во владение другого господина - вот и все. Если верить, что Бог тебя ломает, то нет никакой разницы, ломаться перед обстоятельствами или пред Богом в тех же обстоятельствах.


РАЗНИЦА В ПРАВЛЕНИИ

Весь вопрос, связанный с исходом Израиля из Египта, упирался в веру. Верить в фараона нет нужды, там есть только раболепие как реакция на применение силы. Здесь же не просто Бог сводил счеты с фараоном. Я не думаю, что Он настолько амбициозный, чтобы состязаться с человеком. Он мог бы ВЫВЕСТИ Израиль, совершенно не интересуясь мнением народа. Но есть ВЫВОД народа, а есть ИСХОД. Но вторая книга Пятикнижия называется ИСХОД. Это значит, что евреи вышли из Египта добровольно, а не насильно. Вышли, потому что поверили Моисею и Богу. Это подобно замужеству. Если девушка верит в молодого человека, сделавшего ей предложение, она делает выбор последовать за ним, если же не верит, она ему отказывает. В древности работорговец мог себе позволить купить рабыню на рынке и сделать ее своей женой или наложницей. Так вот Бог - не работорговец, поэтому Он делает все, чтобы разбудить волю человека прежде, нежели тот последует Его призыву. Бог обещает прекрасное будущее, землю молока и меда, виноградников и садов, нив и домов, но чтобы войти в это будущее, необходима вера в Него и добровольное послушание. Мы часто говорим, что если Богу угодно, то Он даст нам работу, или здоровье, или еще что-нибудь, при этом сами не прилагаем никаких усилий к послушанию.

ВИЗИТ МОИСЕЯ К ФАРАОНУ

Когда Моисей решился идти с миссией избавления в Египет, Бог дал ему знамения для того, чтобы народ Израильский поверил и не воспринял его за самозванца. Я снова обращаю ваше внимание на веру народа и УЧАСТИЕ в исходе из рабства. Богу ничего не стоило избавить свой народ, независимо от его реакции на решение Бога. На самом же деле всем процессом исхода и шествия по пустыне в землю обетованную руководил не Бог, а люди. Как? Своим отношением к обстоятельствам. Стоит заметить, что чудеса веры не производят, но вера же, напротив, порождает чудо. Настоящая вера была только в Моисее, а в народе была тупая реакция на обстоятельства. Вера народа зависела от амплитуды колебания обстоятельств. Все просто, есть чудо – есть вера, возникла проблема – веры больше нет.

"И пошел Моисей с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Израилевых, и пересказал [им] Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею; и сделал Моисей знамения пред глазами народа, и поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились"Исх. 4:29.

Когда Моисей показал несколько "фокусов" любопытным евреям, они поверили, и тогда старейшины согласились пойти с ним к фараону, чтобы поговорить по душам.

"Но он (фараон) сказал им: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу. Пойдите же, работайте; соломы не дадут вам, а положенное число кирпичей давайте" Исх.5:17

Главный урок Бога в этой новой для Израиля школе состоял в том, чтобы привить к ним веру в Него независимо от обстоятельств. Ведь получается, что мы веруем в обстоятельства, а не в Бога, как сказал Христос: "когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают" Луки 8:13.

Неужели обстоятельства имеют больше права голоса и способны перекричать Бога? Искушение перекрикивает откровение, заглушает его. Снова и снова повторяю свой вопрос: "Ну почему Бог так сделал, чтобы искушение отбивало веру в слово? Почему вера в слово не может убить искушение неверием?" Здесь и происходит перетягивание каната. Если искушение убьет веру – не будет результата, не будет плода. Вера в Бога и в Его обетование приносит плод, а неверие – бесплодно! Результат неверия – смерть! Абортирование семени Божьего Слова!

Когда фараон отказался давать солому, надзиратели из сынов Израилевых сказали Моисею и Аарону так: "да видит и судит вам Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его и дали им меч в руки, чтобы убить нас" Исх.5:2.1
Под напором обстоятельств вера улетучилась. Фараон отменил веру! Бог и Моисей "сыграли злую шутку".

ИЗБАВЛЕНИЕ ИЛИ ИСХОД?

Израиль ждал избавления, а Бог хотел исхода. Израиль ожидал Бога как очередного фараона, только доброго, который самовольно сломает хребет Египта и на "крыльях орлиных" перенесет свой народ в Ханаан. Но не тут-то было! Бог освобождает людей не территориально, а духовно. Рабство - это состояние духа. И Бог целенаправленно сделал вход в обетование зависимым от веры и доброй воли человека. Нет лицеприятия у Бога, но некоторые не войдут за неверие, потому что в обетование входят верою и долготерпением. Обетование наследуется, а не передается по наследству. Никакого панибратства, никакой генетики, "не все дети Авраама, которые от семени его... То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве" Рим. 2:28-29.

Наконец! Победа! Исход! Через три дня после того, как народ стал свидетелем чуда, в четвертом поколении праправнуки Иакова впервые пересекли городскую черту Египта. Но вот очередная западня. Как много их будет в жизни на пути к обетованию? Так хочется жить безмятежно, без страха, без ожидания бедствий... Но Бог усиливает школьную программу.

"...Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу, и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне" Исх.14:12.

Меня на самом деле шокирует это заявление народа. При стольких сверхъестественных проявлениях Божьей силы, происходящих на глазах всего народа, Израиль так быстро начинает сомневаться. Вот что значит рабский менталитет, это постоянное сомнение в каждом человеке, даже в Боге. Мне на самом деле хотелось бы заглянуть в глаза этим людям и задать им только один вопрос: хотели ли они просто досадить Моисею, что выражались о нем так низко, как о последнем неудачнике, план которого провалился, или действительно сделали вывод, что Моисей подлец, и завел их в капкан, чтобы разом всех порешить?! Здесь важно отметить, что фараон не ответил на их вопль, когда те просили простой соломы, чтобы не умереть, хотя и понимал, что нереально изготовлять требуемое количество кирпичей, добывая притом еще и солому. Таким образом он их ломал, обрекал на верную гибель. А Бог не такой, Бог не ломает. Хотя они и ропщут и негодуют, и далеко не тем тоном разговаривают с Ним, как с фараоном, Бог все равно спасает Свой народ.

ПЯТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ СВОБОДЫ

"...и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом. И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет" Исх.16

Ропот - это озвученное неверие! Но парадокс в том, что Бог отвечает на ропот! Но не то, чтобы я Его "уламывал", распустив сопли, а Он смилостивлялся надо мной, является целью Бога. Это в корне неверное мышление! Победа - это славословить Бога в доверии при любых обстоятельствах. Я вспоминаю, как у нас в доме однажды было много гостей. Они задержались допоздна, и моя жена попросила меня уложить Вику, нашу дочь, спать. Ей было всего три года и она, устав от шума и от калифорнийской жары, стала капризничать и плакать. Я отнес ее в спальню с добрым настроением и, с твердым осознанием того, что ей нужен отдых, уложил возле себя. Но не тут то было! Ребенок был настолько возбужден, что стал капризничать еще больше и рваться к маме. Хотя я прилагал все усилия, чтобы успокоить дочку, дело шло в обратную. Естественно, я сильнее ее, мне тридцать, а ей всего лишь три года, я имею значительно больше силы, да и намерения мои ей только во благо. Не сомневаясь в своих мотивах, я решил применить силу. Я отшлепал ее и снова уложил возле себя. Но, увы, дело только ухудшилось. Вика вспотела, расплакалась - ситуация совершенно выходила из под контроля. Оставалось одно из двух: либо, не реагируя на ее капризы, закрыть ее одну в темной комнате, да еще связать руки и липкой лентой заклеить рот, чтобы не слышать ее ропота, или МНЕ ПОВИНОВАТЬСЯ ЕЙ. Я понимаю, что нарисовал жуткую деспотическую сцену, но ведь мы также мыслим о Боге, когда Он бросает нас в самых отчаянных моментах нашей жизни. При всем этом, Он, именно Он, имеет намерения о нашем будущем, чтобы дать нам надежду. Однако, мы, не понимая Его, требуем все сделать по-нашему. И Он это делает, но только потому, что не желает нас ломать. Вот и все!

Но это не конец! Я до последнего пытаюсь убедить свою дочь, что хозяин в доме я! Но когда ситуация заходит в тупик и я уступаю, это не значит, что она будет править мною всегда, а я буду ходить за ней на цыпочках, исполняя все ее прихоти. Никоим образом! Это значит только одно - она ребенок! Потому, даже когда она делает что-то не до конца верно, я ей уступаю. То, что Бог до времени допускает брать верх нашему своеволию, никак не означает, что Богом, как марионеткой, можно манипулировать.

ТАЙНА МЕДНОГО ЗМЕЯ

"...И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей [Господу] о народе"
Числа 21.

Впервые за все время их путешествия по пустыне Бог не отвечает на просьбу народа убрать змей! Люди гибнут от укусов ядовитых гадов, а Бог не помогает им, так как это делал раньше. Обратите внимание, они привыкли, что Бог все делает без их участия или содействия, все делает Сам в ответ на просьбу. Но не тут-то было в этот раз!

"...И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив" Числа 21.

На первый взгляд кажется, что Бог повел себя, как фараон. Они просят: "Убери змей", а Он отвечает: "Нет, не уберу, проблема не уйдет. Я даю своеобразный ответ на вашу просьбу. Решение больше не в Моих руках, а в Ваших! Ответ не во Мне, а в вашей вере". Это повторяется красной нитью через все Писание – "ВЕРА! ВЕРА ТВОЯ СПАСЕТ ТЕБЯ! ВСЕ ВОЗМОЖНО НЕ ТОЛЬКО БОГУ, НО ВЕРУЮЩЕМУ! ЕСЛИ МОЖЕШЬ ВЕРОВАТЬ СКОЛЬКО-НИБУДЬ! ВЕРА, КОТОРАЯ У НЕГО, СДЕЛАЛА, ЧТО ОН ХОДИТ! ПО ВЕРЕ ТВОЕЙ ДА БУДЕТ ТЕБЕ! и т. д" Христос отводит взгляд от себя и фокусирует его на вере, говоря: "ответ в ней, в вере!" Ответ Бога в ситуации со змеями был крайне своеобразным. Бог как бы говорил: "Я сделал ваше избавление от вас самих зависящим: ужаливший должен самостоятельно поднимать глаза и смотреть на изображение медного змея". В этот момент происходило чудо, яд переставал действовать и ужаленный оставался жив. Самым непривычным было то, что чудо было во владении человека через послушание Богу. Воля начала просыпаться!

ИОВ И ЕГО СУПРУГА

Не стоит думать, что жена Иова - негодная женщина. Она являлась женой праведного человека, от которого или которому родила 10-рых детей. Она была свидетелем и участником его благочестивого жития. Она была его плотью, находясь в завете с ним. Важно заметить, что не Иов только, но вся семья попала в серьезный переплет, в котором эта благочестивая чета совершенно противоположно отреагировала на одни и те же обстоятельства. Библия призывает нас "смотреть на конец оного (Иова) от Господа". Конец всякого пути в руках человека, во власти его выбора. Конец может быть созидательным или разрушительным для человека - в зависимости, как он рассматривает обстоятельства. Иов верил, что обстоятельства в его жизни допущены и контролируются Богом. У Иова будущность и надежда, потому что есть Бог. И самое главное, что в ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ИОВА ЕСТЬ ВЫБОР! Да, выбор не самих обстоятельств, а выбор реакции на них. А в этом и кроется вся суть. Именно от реакции зависит как исход, так и весь процесс!!! У жены Иова – выбора нет! дети мертвы, дом разрушен, наследников нет, значит - выбора нет! Обстоятельства заслонили Бога и лишают выбора. Обстоятельства продиктовали свой роковой выбор! Кто сильнее, тот и выбирает! Если Бог сильнее обстоятельств, и я ему себя подчиняю, я становлюсь под Богом, но над обстоятельствами. Где нет признания Бога, обстоятельства занимают его место и я подчинен их року. В таком случае выбора у меня не остается. Обстоятельства выбирают за меня.

БАРОМЕТР СПРАВЕДЛИВОСТИ

Душа человека больше страдает от несправедливости постигших его обстоятельств, чем даже от самих обстоятельств. Внешние физические страдания ничего не значат в сравнении с тою славою, которая открывается после. Следовательно, в большинстве случаев, мука сердечная кроется далеко не в страдании внешнем, но в душевном негодовании, несогласии с происходящим. Это нежелание покориться Богу, а следовательно вопросы, слезы, ропот и т.д. Вот и получается, что насилие - это не столько ситуация, сколько душевное настроение или отношение к ситуации. Павел и Сила, воспевающие (т.е. превозносящие) Бога в тюрьме, руководствовались ничем иным, как твердым убеждением, что Он допустил этому произойти. Итогом такого разумения и поведения было спасение человека и его семьи в Неаполе (это первый город в той части Македонии). А может быть это и был тот самый человек, которого Павел видел в видении, когда "предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам"?! Я верю, что пути Господни - неисповедимы, и Павел по-другому никогда бы не смог засвидетельствовать темничному стражу, не окажись в тюрьме. Но ведь Апостол не знал, кто именно этот несчастный македонянин, просящий помощи в видении. Вся суть в том, что этого грешника знал Бог, и для Павла этого было достаточно, потому что он доверял Богу в любых обстоятельствах. Разве это не заслуживает восхищения?
Итак, страдания человека вызваны его же отношением к страданиям, а не самими страданиями как таковыми. Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его? Пр.18:15
Мы страдаем от несправедливости в насилии. Всякое насилие несправедливо, если ситуацию рассматривать, как вышедшую из-под контроля. Видите ли, всякие благие даяния, или "благодать", даются только смиренным. Смирение же предполагает доверие Богу и Его воле даже в тех обстоятельствах, которые нам не нравятся. В одних и тех же обстоятельствах смирение - созидательно, а бунт - разрушителен для души человека.

Молодой Давид играл царю Саулу помазанные мелодии, чтобы тому "становилось отраднее". Он вообще не должен был этого делать. Но когда царь рычал бесовским голосом в своей душевной болезни, Давид служил ему, как Божьему помазаннику, от чистого сердца. Саул, бросивший копье в Давида, не попал в него потому, что Давид уклонился. Давиду совершенно справедливо обидеться и вообще бросить копье в Саула в отместку за оскорбление и угрозу жизни. Но мстит только раненное самолюбие! Больно не от того, что копье вонзилось в стену... даже если бы оно вонзилось в грудь, больно было бы за отношение к себе.


"...Так смирились Мадианитяне пред сынами Израиля и не стали уже поднимать головы своей, и покоилась земля сорок лет во дни Гедеона".

"И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь [обо мне] Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ Израильский принести жертву Господу".

Разве эти тексты говорят о смирении пред Богом? Нет, конечно! это всего лишь принуждение признать Его суверенитет!

УРОКИ ДАВИДА ЦАРЯ

Даже в тех обстоятельствах, которые были полностью во власти Давида, он не действовал самостоятельно, ибо умел во всем видеть Бога. Это потрясающее подтверждение тому, о чем мы говорим в этой главе. Смирение предполагает даже отказ воспользоваться возможностями, которые в твоем распоряжении, лишь бы дать возможность Богу совершить Его план. Это уже зрелость! Давид знал, зачем Авессалом едет в Хеврон. Знал, что тот едет для государственного переворота, но он все равно его отпустил! Или вот еще один пример.

"...Когда дошел царь Давид до Бахурима, вот вышел оттуда человек из рода дома Саулова, по имени Семей, сын Геры; он шел и злословил, и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону [царя]. Так говорил Семей, злословя его: уходи, уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты - кровопийца. И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову. И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? [оставьте его,] пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?",

Цель всех этих обстоятельств состоит в том, чтобы научить нас доверию и хождению в победе, в преодолении обиды, в смирении пред Богом, в принятии всего: и доброго, и худого. Это ПРИНЯТИЕ нас не разрушает, а, в конечном результате, созидает. А непринятие худого все равно не убирает его из нашей жизни. Это "худое" делает больше вреда внутри, нежели извне. Все имущество и семью Иова Бог восстановил сполна и воздал ему пуще прежнего, да вот только не известно, восстановилась ли его жена, хотя она далеко не перенесла и половины физических страданий своего мужа. Вот где кроется вся истина!

Ты не сможешь втащить весь свой вагон прошлого в свое будущее. Напротив, этот вагон обид, негодований и ропота, стащит тебя вниз. Ты обречен жить прошлым, если не простишь, не переосмыслишь, не поймешь, не примешь откровения о свободе! Да, Бог тебя не бросит даже при твоем бунте, Он последует за тобой "твоим" путем. Но Он всегда будет стараться вернуть тебя на истинную дорогу. Он последует за непослушным амбициозным пророком в Фарсис, и, когда того проглотит большая рыба, Бог в Духе Святом опустится на дно океана в ее чрево, чтобы вывести человека на путь жизни.

Сколько можно питаться со свалки? Сколько можно винить соседа, хозяина на работе, винить фараона, которого давно съели рыбы на дне морском? почему же он все еще жив и владеет моим сознанием, не отпуская меня из рабства? Рабство не территориально, рабство - ментально! Свобода - это состояние духа! Не написано, где нет страданий, там - свобода. Написано "где Дух Господень, там - свобода"!

А. Шевченко
Дети, живите в любви!