Здравствуйте, Гость

Оффлайн Light

*
  • **
  • 82
СЛОВО БОЖИЕ ГОВОРИТ:

Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Иоан 3:3.

Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Иоан 3:6.

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Иоан 3:16.

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Иоан 5:24.

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Отк. З:20.

Чадо, прощаются тебе грехи твои. Марк 2:5.

Дщерь, вера твоя спасла тебя; иди в мире. Марк 5:34.

Не бойся, только веруй. Мрк 5:36.

Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Мф 24:35.

                     *******

Также в первом послании Иоанна (1:9), мы имеем следующее обетование:
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

                     *******

Эти тексты из Священного Писания указывают путь жаждущим получить обитель в описанном выше Небесном Раю.

Оффлайн Light

*
  • **
  • 82
ВВЕДЕНИЕ

         «Говорит слушавший Слова Божие, который видит видения Всемогущего» (Числа 24:4).

         «И почувствовал он (Петр) голод и хотел есть; между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо» (Деян. 10:10,11).

         «Когда же я (Павел) возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его, и Он сказал мне: Поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне» (Деян. 22:17-18).

Вера в то, что Господу угодно иногда открываться рабам Своим чрез видения, конечно, нисколько не противоречит ни откровению Слова Божия, ни истории. Три приведенные выдержки из Священного Писания, относящиеся к Валааму, Петру и Павлу, вполне подтверждают это; также видения Исаии, Иезекииля, Даниила и других пророков, равно как и Откровение Иоанна Богослова, ясно доказывают эту истину, не оставляя насчет ее ни малейшего сомнения.

Всякий, кто приступает к чтению предлагаемого свидетельства без предвзятого мнения и с непредубежденным умом, несомненно, почувствует всю серьезность, торжественность и правдивость его тона. Какое дивное, Божественное веяние нисходит на душу, когда читаешь это личное свидетельство о красоте Неба и его блаженных бессмертных обитателях; и какая глубокая скорбь охватывает сердце, когда думаешь об ужасах ада, и о мучениях томящихся в нем душ.

Ясно, что все описание слишком высокого характера, чтобы его мог передать человек, согласно собственным понятиям и без Божественной помощи. Оно ни в одном месте не противоречит себе и на всём протяжении находится в полном согласии со Священным Писанием. Для духовного читателя, внимательно его изучающего, оно само является доказательством своей истинности. Повторное чтение только углубит интерес к нему и умножит благословение. Хотя эта книга на английском языке выдержала 22 издания, она давно уже вышла из печати и была забыта, как и люди той эпохи, в которую она была написана.


ГОРЯЧИЕ ОТЗЫВЫ БЫЛИ ДАНЫ ОБ ЭТОЙ КНИГЕ

Ж. Уоллер, один из главных пасторов баптистов в Кентукки, сказал следующее: «Я вполне одобряю чистый, глубокий дух христианства и правильное, здравое богословие этой книги. Никогда еще мне не приходилось читать произведения, столь замечательного по чистоте стиля и богатству содержания. Я бы хотел, чтобы книга эта проникла в каждую семью, и читалась в каждой школе. Дух неверия не может иметь большого влияния там, где эта книга читается».

Другой проповедник, пастор методистской церкви, Рубен Миллер из Спрингфильда, сказал следующее: «У меня нет слов чтобы описать то чувство, которое пробу-дилось в моей душе, когда я читал эту повесть. Мое горячее желание, чтобы книга эта была распространена по всей нашей стране».

Мать Мариэтты Дэвис, молодой девушки, получившей видение, и обе сестры ее написали своему пастору Д. Л. Скотту, которому Мариэтта продиктовала свое свидетельство: «Ваша запись вполне правильна, только вы многое пропустили». Доктор медицины И. Галл, врач ее, сообщил: «Со своей стороны я готов засвидетельствовать, что все записанное вполне соответствует тому, что я лично слышал из ее уст незадолго до ее смерти».


Видение Тэннента и Финлея

Многие знают о видении Вильяма Тэннента, пастора одной пресвитерианской церкви в Фрихолде, штат Нью-Джерси, который в течении сорока лет оставался на своем пасторском посту. В 1720 году, когда ему было 25 лет от роду, и здоровье его было слабо, он, повидимому умер. Его тело, сделавшееся холодным и застыв-шим, было положено в гроб. Однако, вследствие некоторых, очень слабых, признаков жизни, которые удалось заметить его врачу, похороны его откладывались четыре раза. Через некоторое время В. Тэннент действительно ожил и рассказал, что небесное существо взяло его в одно место, где он провел некоторое время с великим сонмом блаженных искупленных духов, посреди того, что он называл «невыразимой славой», впечатления от которой он не в силах был передать ни одному смертному. «Я чувствовал радость неизреченную и преславную. . . Я обратился к моему спутнику с просьбой позволить мне остаться там, но он положил мне руку на плечо и сказал: «Ты должен еще вернуться на землю». От этих слов точно меч пронзил мое сердце - Как и Апостол Павел, постоянно говорил, что совершенно не возможно описать те чудеса, которые он видел.

Был еще один человек, видевший небесную славу. Это пастор Ж. Б. Финлей, хорошо известный методистский проповедник в штате Оригон, живший в середине прошлого столетия. Он напечатал описание того замечательного случая, который ему пришлось пережить. Дело было так: летом 1842 года он сильно заболел горячкой и стал так быстро угасать, что окружающие потеряли всякую надежду на выздоровление. На седьмой вечер - рассказал он,- когда последний луч надежды исчез, мне показалось, что небесный посланник вошел в мою комнату. Он подошел к моей постели и самым мелодичным и серебристым голосом, какой мне когда-либо приходилось слышать. И который звучал, как музыка, в моих ушах. Он сказал: «Я послан проводить тебя в другое место и в другой образ существования». Мгновенно я почувствовал что поднимаюсь, и нежно поддерживаемый моим спутником, все выше всплываю в легком воздухе. Скоро земля потерялась в отдалении, и вокруг нас были миры света и славы. Выше, выше на встречу этим сияющим мирам неслись мы с быстротой мысли, наконец мы достигли ворот рая. О, что за картина открылась моему изумленному взору, когда жемчужные ворота, высокие и широкие, распахнулись на своих золотых петлях!.. Язык человеческий не в силах описать того, что я видел там моим просветленным взором. Но картина эта неизгладимо запечатлена в моем сердце... Когда я созерцал ее в бесконечном восторге, я увидел сонм ангелов плывущих в чистом эфире того мира... Они неслись с величайшей быстротой... Я спросил моего спутника, кто эти дивные существа, и куда они отправляются. Он отвечал: «Это ангелы, посылаемые на слу-жение милосердия в тот мир из которого ты явился» (Евр. 1:14). Я слышал вокруг себя звуки чудесной мелодии и не знал, откуда они нисходят, так как возле меня никого не было, кроме моего спутника.

Наконец я спросил, можно ли мне будет видеть кого-нибудь из духов праведников, достигших совершенства! Тогда перед нами появились три образа: мужчина, женщина и ребенок». О них Финлей говорит с огненным энтузиазмом. Зная, однако что ему суждено было еще вернуться в свое тело, он хотел взять с собой ребенка и принести его на землю, чтобы показать его там тоскующим матерям. Но тот уклонился от его объятий и запел под звуки небесной музыки: «Ему возлюбившему меня и омывшему меня от грехов моих кровью Своей, слава и держава во веки веков. Аминь.»

Первое что Финлей сознал после этого, было то, что он снова очутился в своей комнате, хлопая в ладони и восклицая от радости. Он вскочил с кровати и моментально был исцелен, как по его словам собственным выражению, хромой у красных ворот храма из третей главы Деяния Апостолов. Потрясенный глубиной полученного им откровения, он почти не в силах был перестать славить Бога. В следующее же воскресенье он отправился в большое собрание духовной конференции, и рассказал там тысячам слушателей, что Бог для него сделал. Пресвитер Адаме, участвовавший в этой конференции и присутствовавший на том собрании, говорил, что такая сила была в свидетельстве Финлея, что не менее пятьсот грешников в тот вечер воззвали к Богу о помиловании в то время, как верующие восклицали от радости.


От Пастора Мариэтты Д. С. Скотта

Предлагаемое нами читающей публике произведение не без основания имеет не совсем обыкновенное название - «Видение Неба и Ада». В августе 1848 года молодая женщина по имени Мариэтта Девис, проживая со своей матерью г-жой Нанси Девис, в г. Берлине, штате Нью-Йорк, впала в состояние, подобное летаргическому сну, которое продолжалось девять дней. Все попытки ее друзей вывести ее из этого страшного состояния ни к чему не привели. Когда она, в конце концов, пришла а себя, она не только вполне владела всеми своими способностями и внешними чувствами, но к этому прибавилось почти сверхъестественная острота и тонкость восприятия. Перед тем, как она впала в летаргию, ум ее был занят сильно вопросами, что ожидает ее в вечности. В сердце ее оставались еще какие-то сомнения, которые ее очень мучили. Ее мать и сестры были примерными членами баптистской церкви в Берлине, находившиеся под моим пастырским руководством; что же касается Мариэтты, то казалось что сомнения лишают ее способности радоваться той надеждой, в которой так доверчиво покоилось сердце других членов ее семьи. Но когда она очнулась от забытья, она была полна радости и восторга по поводу того что видела и слышала. Ее уста были полны славой Богу. И ее сердце переливалось благодарностью Ему за бесконечную благость.

Она утверждала, что пока ее тело лежало в бессознательном состоянии, дух ее посетил загробный мир. Она предупредила своих родных и друзей, что не долго останется с ними, но скоро уйдет в свою небесную обитель, приготовленную для нее в Царстве ее Небесного Отца. После этого она жила семь месяцев и умерла в день предсказанный ей самой. И с такой точностью знала она час своего отшествия, что когда он наступил она выбрала для этого случая и начала петь со своими домашними; во время этого пения дух ее вспорхнул и улетел таким нежным и незаметным образом, что его уход не привлек ничьего внимания. Таким образом гимн, начатый ей на земле, без сомнения закончен был с ангелами святыми на небесах. Стиль рассказа Мариэтты совершенно особенный, она глубоко сожалела о своей неспособности выразить впечатление всего виденного и слышанного, чтобы дать людям определенное понятие о Славе Небесного мира...

Я не чувствовал себя в праве изменить стиль ее рассказа и везде, где только было, сохранил ее собственный язык. Услышав эту историю из ее собственных уст, я записал ее таким образом, чтобы это было неподдельным свидетельством ее личного опыта. Тон всего рассказа, возвышенный и креста-подобный, а потому он должен иметь доброе и освящающее душу влияние.

Убежденный в этом, я предлагаю его читающей публике. Если это свидетельство читать в том духе, в каком оно было написано, то оно несомненно ободрит и утешит сердца верующих, и направит сердце человека на грань его физического суще-ствования. Когда мы следуем за Мариэттой по широкому кругу ее мыслей и видений, забывая внешний мир, нам кажется, что небеса открываются нашему духовному взору, показывая свою славу и великолепие; нам кажется, что перед нами проходят сонмы святых, которые с золотыми арфами в руках поют ангельскими голосами. Слава Богу! В экстазе, мы созерцаем отраженный перед нами, как в зеркале, Рай младенцев. Мы как будто чувствуем Божественный порядок и гармонию, в которой живут обитатели небесного мира, нам кажется, что подымаемся все выше и выше со святыми и ангелами. Что мы все больше знакомимся с ними, и нам хочется воскликнуть: «Мариэтта, ты избранная небом! Мы благословляем провидение, позволившее тебе испытать все это, - благословляем за то, что теперь мы можем с душевным наслаждением читать откровение, дарованное твоему восхищенному духу».

Д.Л. Скотт. Пастор в штате Нью-Йорк.

Оффлайн Light

*
  • **
  • 82
ГЛАВА 1
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ МАРИЭТТЫ


         «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр 13:14).

Я не в силах передать людям чрез их внешние чувства хотя бы приблизительное понятие о том, что пережил мой дух в этот момент промежуток времени, когда тело мое лежало в какой-то бессознательной дремоте. Жизнь за завесой смерти может быть понятна только теми, которые сами испытали всю ее реальность. Не существует достаточно ясного способа дать отчет в том, что является невидимым и не постижимым для смертных. Слова, употребляемые людьми, слишком тяжелы и бедны значением, чтобы передать чистую мысль из небесного мира в ее первоначальной форме. Человеческие выражения портят красоту и совершенство небесного языка и разлагают чистоту передаваемой мысли.

Слишком грубы и неповоротливые человеческие чувства, чтобы передать дремлющей душе правильное впечатление хотя бы самых внешних выражений жизни в Царстве Мира. Вы убеждаете меня рассказать о том, что я пережила, а я так сильно сознаю свою полную неспособность это сделать, что при одной мысли об этом испытываю душевную боль. Давно уже в моей жизни я поняла суетность всего земного, несовершенство человеческих отношений, несостоятельность большой части религиозных верований и понятий, и увидела недостаток постоянного мира в беспокойной душе человека.

Во мне зародилось горячее желание больше познать реальность того состояния, которое смертными называется бессмертием, ибо я рано начала постигать, что этот мир, в котором живем, проходит и погибает. Наконец помышляя об этом день за днем, упорно работая умом, чтобы определить природу и назначение человеческой души, я стала все слабее сознавать явление внешней жизни, а мой внутренний ум делался все сильнее и активнее, пока, наконец, интересы этой суетной жизни не стали все больше скрываться от меня как бы в тумане, и я не оказалась, в конце концов, совершенно отрешенной от внешнего мира. Тогда предо мной начало появляться нечто новое и неизведанное. Я все еще не сознавала, что оставляю человеческий мир скорби и борьбы; я не сознавала, что мой духовный взор открывался, и что те явления, которые я видела неясно, как бы в тумане, и были реальностью, рассветом бесконечной жизни. И все таки мне ясно было, что я перехожу от моего прежнего состояние к чему-то новому: будто выплываю в безбрежный океан, будто прохожу неведомые пространства с отуманенным и неверным взором, будто плыву в легком эфире, над бездонной глубиной внизу. Одинокий и беспомощный, охваченный тяжелым чувством неуверенности, мой робкий дух напрасно хотел бы теперь вернуться в страну теней, которую оставил.

Лишь на половину сознавая свое тогдашнее состояние, полная неопределенных ощущений я подумала, нет ли кого-нибудь, кто мог бы направлять меня в этом бездорожном пространстве. И вдруг, в отдалении над собой я увидела нисходящий свет, имевший вид великолепной звезды. К этой звезде устремилась я всеми силами своего существа, пока ничего больше вокруг себя не видела, кроме нее. Когда я приблизилась к ней, ее сеяние осветило пространство вокруг меня, и все мое истомленное существо, как бы наполнялось новой жизнью от той живительной славы, которая светила на меня. Я стала подниматься еще выше, чтобы при-близиться к источнику света, которой так обрадовал и оживил мой дух. Тут я стала различать очертания, как мне казалось, прославленного человеческого существа. Постепенно фигура делалась все более ясной, - и вот предо мной был ангел, который своей красотой и великолепием далеко превосходил самое высокое представление о прекраснейшем образе, который когда-либо мог появиться в человеческом воображении. Это чудное существо тихо приблизилось ко мне. На голове его был венец как бы из гроздьев лучей. Свет лица его, как и ниспадающей одежды, казался выражением небесной любви. В его левой руке был крест - эмблема кротости, невинности в искупительной благодати; в правой руке он держал факел чистого интеллектуального света. Этим факелом он коснулся моих уст, и прикосновение это точно прикосновение пламени святой любви, оживило во мне бессмертное начало, живительный дух которого разлился по всему моему существу. Целая вереница новых гармоничных чувств пробудилась во мне, и мне захотелось иметь общение с ангельским существом, из руки которого исходил этот поток живительного света.

Я посмотрела на него, желая узнать его имя, как вдруг он заговорил, и гармония его голоса наполнила меня невыразимым блаженством.

«Мариэтта, - сказал он, - ты хочешь узнать мое имя? Я послан помочь тебе, и для тебя я называюсь Ангелом Мира. Я здесь чтобы проводить тебя в то место, где находятся те, которые оттуда, откуда и ты пришла. Если ты хочешь многому научиться, следуй за мной. Но прежде всего посмотри на свою бедную хижину в том далеком мире».

Там глубоко подо мной, через бесконечно громадное, темное и туманное пространство, я увидела мое больное смертное тело. Вокруг него толпились печальные родные и друзья, стараясь вернуть его к жизни, но напрасно.

Оффлайн Light

*
  • **
  • 82
ГЛАВА 2
ЧЕЛОВЕК ВО ВРЕМЯ СМЕРТИ


         «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр 9:27).

Смотри, - сказал мой дивный спутник, - вот картина человеческой жизни. Там сердца родных истерзаны, исходят состраданием любви. Они напрягают все силы, чтобы еще на время сберечь распадающуюся вазу, чтобы сохранить угасающий огонь. Там, от колыбели до глубокой старости, течет поток человеческого горя. Сердца, связанные любовью, отрезываются друг от друга. Смерть скрывает своей завесой от взора смертного нежный, любимый образ. Раскрывающийся цветок, который радует все вокруг себя, вдруг складывает свои нежные лепестки и безжизненно поникает от прикосновения смерти. Там мечты, надежды, подобно туманным призракам, носятся в атмосфере воображаемого счастья. Твой кругозор будет все больше расширяться, и ты увидишь движущиеся сонмы. Земля с кипящими на ней миллионами представляет собой смешанную картину зарождающихся надежд, жажды всевозможных достижений, постоянной борьбы и неминуемой смерти. Ее обитатели падают духом и изнывают от страха при приближении смерти, всеобщего истребителя. Время быстро отсчитывает летящие моменты человеческого существования, и одно поколение быстро сменяется другим».

На это я ответила: «Эти-то вопросы и мучат меня; они всегда давили бременем мой молодой, неопытный ум. Образы, которые ты показал мне, все время стоят пред моим внутренним взором. Они, эти бедные человеческие создания, проходят и исче-зают, как росинки. И в сознании этого заключается моя скорбь. Можешь ли ты сказать мне, в какой части вселенной находят их духи место покоя, когда они покидают свою земную оболочку? Можешь ли открыть завесу, которая скрывает их от взора смертного? Можешь ты взять меня туда, где они находятся? О, скажи, имеют ли они свое место, свое жилище, и могу ли я отправиться туда, куда уже были взяты многие из любимых мною?»

«Хочешь ли ты узнать условия, - сказал мне ангел, - в которых находятся ушедшие в вечность представители человеческого рода, и познакомиться с последствиями жизни и характера испорченного человека. До некоторой степени ты можешь это знать, и, прежде всего, я скажу тебе, что условия эти очень различны». После этого он повелел мне посмотреть вверх и спросил: «Что ты видишь?»

Я послушно взглянула вверх и с изумлением увидела светило, несравненно более яркое, чем наше земное солнце, сияющее во всей своей полуденной славе. Свет чистый, прекрасный разливался от него по безбрежным небесам. «Там - сказал мой спутник - многие те, которых ты хотела бы видеть. Облеченные в мягкие одежды, они обитают в гармонии. Там ночные тени никогда не появляются, там смерть и мрак не имеют места. Живущие в этом блаженном мире никогда не страдают. Ни смерть, ни боль не возмущают их глубокого чудного покоя. Но больше об этом ты узнаешь потом, сперва я должен тебе показать другие картины, менее радостные. Мариэтта, ты хорошо знаешь, что люди различны. Дух, когда покидает свое убогое, разбитое жилище там, на земле, это не производит перемены в природе». Затем, коснувшись моего лба, он опять спросил: «Что ты видишь?»

Перед взором моим предстала новая картина: «Я увидела бесчисленное множество человеческих существ, борющихся в предсмертной агонии. Одни из них находятся в королевских дворцах на пышных ложах, богато убранных дорогими драпировками. Другие, в бедных хижинах; некоторые в мрачных тюрьмах, и притонах порока и беззакония, в дремлющих лесах, в бесплодных пустынях, и в глубоких неведомых водах. Одни из них лежали под палящими лучами солнца, другие - в пустынных снежных горах, некоторые были окружены плачущими и страдательными друзьями, другие же умирали брошенными и забытыми. Были такие которые погибали за свою веру, и такие которых замучивали жестокие дикари... . Были престарелые люди, презренные, оставленные и беспомощные, и были дети, беспризорные, и нищие сироты. Некоторые умирали от ран нанесенных убийцей; другие были раздавлены тяжелыми копытами боевого коня на поле сражения. И так, на той линии, где время и вечность встречаются, взору моему предстала картина неописуемой печали.

«Эти, - сказал мой спутник, - лишь одно из бесчисленных последствий попранного закона».

Еще одно прикосновение света, струившегося из его правой руки, - и я увидела бессмертие тех, которые оставили свою глиняную хижину на этой земле и вступили в область вечности, начиная новую неизведанную ими доселе жизнь. Вокруг каждого умирающего человека витали духи, совершенно различные по виду и движениям. Над полем битвы были собраны духи умерших, и, соответственно нравственной природе каждого умирающего, при нем был тот дух, который ждал его прибытия в загробный мир. Так было с людьми всех классов и сословий, так что это преддверие вечности было наполнено самыми разнообразными духами, от самых нечистых и нечестивых до самых светлых и святых. Все они в великом множестве собрались у врат смерти. Дух каждого умирающего человека, оставляет свою земную оболочку, притягивался родственными его нравственной природе духами и смешивается с ними. Так духи похотливой и неосвященной природы притягиваются подобными же элементами и вступают в область, завешенную тучами вечной ночи. Те же, которые, любя добро, жаждут общения с чистыми и светлыми существами, притягиваются небесными посланниками и направляются к светилу славы, сияющему в бездонной выси.

Странное ощущение испытывали человеческие духи, когда они смешивались с сонмами бесплодных существ и наблюдали, что происходит вокруг них. Все это возбудило во мне крайнее удивление. Я невольно подумала, уж не сон ли это, не игра ли это воображения спящего ума. Угадывая мои мысли, спутник взял меня за руку и сказал: «Эти существа, которых ты видишь вокруг себя, были некогда жителями земли, откуда и ты пришла. Теперь они оставили свои смертные тела и на-чинают новую форму существования. Но об этом состоянии ты больше поймешь впоследствии, когда твой ум будет более к этому подготовлен. Мы теперь оставим это место и поднимемся к тому светилу». Сказав это, он понес меня вверх.

Оффлайн Light

*
  • **
  • 82
ГЛАВА 3
ПРЕДДВЕРИЕ РАЯ


         «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор 2:9).

         «У Господа, Бога твоего, небо и небеса небес» (Втор 10:14).

Когда мы проходили промежуточную сферу, он снова коснулся меня, и я почувствовала, что взор мой открылся и расширился еще больше. «Смотри, - сказал он, - видишь ли ты эти сонмы небесных светил. Видишь ли эти солнца и солнечные системы, движущиеся в тишине и гармонии? Необъятное пространство наполнено вселенными созданными с безграничной мудростью. Эти миры населены святыми существами, прекрасными и бессмертными, хотя и различными по степени развития и духовности».

Он опять коснулся моего лба, - и вот - надо мною и вокруг меня и в бесконечном отдалении я увидела несущихся в разных направлениях духов чистого света, пролетавших с быстротою мысли. «Это, - сказал мой спутник, - ангелы, служебные духи. Для них величайшую радость составляет отправляться на служение милосердия. Они обитают с вечно блаженными и посылаются, как хранители, защитники, и посланники святой мысли к тем, которые на земле».

Когда я так смотрела, как они поднимались и спускались, ко мне приблизился один из них, который держал на своих руках, прижимая к своей ангельской груди, дух младенца. Малютка мирно и безмятежно лежал в своем гнездышке, очевидно чувствуя себя в полной безопасности на груди своего хранителя.

«Откуда это? - спросила я. И ангел ответил: «Я принял его из рук убитой горем матери у ворот смерти, когда последняя искра физической жизни погасла в нем, и теперь я несу его в царство младенцев, в Раю Мира».

Мы бесшумно стали подниматься в том же направлении, куда полетел ангел, так что картина открывавшаяся внизу, исчезла из виду, и все мое существо было поглощено созерцанием яркого света, струившегося от светила, к которому мы приближались. Скоро мы очутились на широкой равнине, на которой видны были деревья, приносящие плоды. Их переплетающиеся ветви образовали вечно зеленую арку над нашими головами. Когда мы проходили по этим зеленым рощам, слух мой был поражен дивным пением птиц. Их вибрирующие трели сливались и один чудный хорал. Тут мы остановились. Предполагая, что мы находимся на какой-нибудь планете, я спросила, как она называется. Мой спутник отвечал: «Эти деревья, эти цветы и птицы занимают лишь внешнее пространство, окружающий духовный рай. Они так чисты, так уточнены, что смертные не могут видеть их своим отуманенным взором. Пение этих птиц так мягко, так нежно, что люди не могут слышать их своим грубым слухом. Создания, обитающие в более грубых формах, и не подозревают о существовании такой утонченной природы. Освобожденная от тела, ты теперь мо-жешь постичь духовными чувствами реальность духовных явлений. Но то, что теперь видишь, представляет только как бы окрестность, рамку настоящей обители блаженных духов. Эти цветущие равнины и звенящие трели являются лишь выражением низшего порядка внешнего мира освященных. Не замечаешь ли ты, что эти рощи насыщенны атмосферой поклонения. Ясно ли тебе, что эти звуки, которые так очаровывают и укрепляют тебя, являются жертвой хвалы, приносимой Высшей Любви? Сюда прежде всего сопровождаются духи искупленных, после того как они оставляют долину тени смертной, и здесь им преподаются первые основы бессмертной жизни. Здесь они получают уроки, касающиеся их небесной обители, и учатся познавать природу чистой любви нетронутой грехом. Здесь впервые настраиваются лиры бесконечной хвалы, и искупленные учатся петь славу своему Господу и Спасителю. Здесь рождаются неведомые им до тех пор мысли, которые углубляют в них сознание реальности их перемены. Духи, которые далеко ушли вперед в духовных достижениях, оставляют на время свое высшее служение и спускаются в эту равнину, чтобы приветствовать своих друзей по их прибытию в ду-ховный мир. Здесь искупленные духи родственников встречаются и имеют общение. Здесь в этих рощах бессмертия, впервые начинается в великом единении гимн искупительной благодати. И исполнение безмятежного покоя Небесного Блаженства, спасенные духи вдыхают чистый воздух рая».

Когда я слушала эту необычную, но радостно волнующую меня речь, дух мой загорелся желанием увидеть друзей, которых я давно потеряла на земле. Ангел сказал: «На этот раз ты не останешься здесь, потому что тебе предназначено только узнать условия, в которых находятся ушедшие из физического мира, дети Божии. Когда же твой земной путь придет к концу, здесь ты встретишься в младенческую пору твоей бессмертной новой жизни с близкими и друзьями и здесь ты получишь первые уроки, подготовляющие к более высокому состоянию, к переходу в более славную обитель блаженных! После этого он протянул свою руку, сорвал розу над моей головой и, предлагая мне вдохнуть ее аромат, коснулся ею моих уст. Опять мой внутренний взор углубился и расширился еще больше, и я увидела движущиеся в различных направлениях на фоне дивного ландшафта сонмы счастливых существ. Желая смешаться с ними, я попросила об этом Ангела, но он уже летел со мною дальше, вперед и вверх через леса, которые делались все удивительнее и прекраснее по мере того, как мы поднимались.

Оффлайн Light

*
  • **
  • 82
ГЛАВА 4
ГОРОД МИРА


         «Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт 28:17)

         «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!» (Пс 83:2).

Издали я видела стоящую на высокой равнине арку света. «Это, - сказал мой спутник, ворота, ведущие в Город Мира. Там явление твоего Искупителя делается видимым. Там обитают святые и ангелы. Играя на золотых арфах и других струнных инструментах, с бессмертными лирами в руках и вечным аллилуйя на устах, они поют Песнь Искупления, песнь мира, песнь не умирающей любви».

«Могу ли я туда войти?» - спросила я. Опять он коснулся моих уст, и вот они зашевелились, издавая неведомую до тех пор хвалу, которая таяла в гармонии небесной любви.

Когда мы приблизились, толпа существ еще более возвышенных, нежели те, которых я видела до сих пор, сосредоточилась у ворот, и одно из них обратилось к моему спутнику на языке, которого я не могла понять. Музыка, музыка любви была в их речах, и радость, подобно сиянию, окружила их, когда они приветствовали нас у входа в Святилище.

Жемчужные ворота, украшенные алмазами, открылись и ко мне подошли два ангела, которые, взяв меня за обе руки повели мой робкий дух к внутренним вратам, непосредственно за которыми находился павильон света.

И тут я вспомнила о своей недостойности, о своей греховной, противоречивой натуре. Мысль о моих прежних грехах, сомнениях и о моей ропотной природе нахлынули на меня, и, чувствуя себя совершенно неспособным выносить славу всего окружающего, дух мой поник. Тогда ангелы понесли меня на руках своих через внутренние врата к ногам Существа неизреченного, прославленного. На голове Его был венец из чистого света, волосы рассыпались по плечам Его золотой волной. Он был так прекрасен, что красоты Его нельзя описать на языке смертных.

«Мариэтта, - сказал один из ангелов, - это твой Искупитель. За тебя, воплотившись, Он страдал. За тебя вне врат Он топтал точило один; за тебя Он умер».

Испытывая священный страх от сознания Его безграничной благости, нежности и любви, я склонилась к Его ногам, - чувствуя – о, если бы я была достойной поклониться Ему! Протянув свою руку, Он поднял меня, и голосом, звук которого наполнял меня невыразимым блаженством, сказал: «Мир тебе дитя Мое! Дочь, дух падшего человеческого рода, войди на время под своды обители искупленных». Затем, обращаясь к окружающим, Он продолжал: «Примите в свою среду, в общение с вами этого духа».

И вот все собрание поднялось, как бы движимое дыханием святой любви, и с нежностью приветствовало меня, как наследницу благодати. После того согласно зазвучали инструменты, и бессмертный хор запел гимн духов:

«Достоин Агнец искупивший нас! Превозносите имя Его вы, освященные, покланяйтесь Ему вы, херувимы, обитающие на небесах небес! Возлюбите Его, ибо Он возвысил вас. Мы будем славить Его имя, имя нашего Всевышнего Бога.

«Мы падем к Его ногам и поклонимся Ему. Мы будем петь о Его благости. Вейте дуновения бессмертной любви, развивайте Его имя по всей вселенной, среди поклоняющихся существ! Ибо, вот, из глубины беззакония, из смерти Он вывел сестру нашу; Он возвысил ее, и мы принимаем ее из руки нашего Владыки и Спасителя. Пойте Ему вечное аллилуйя, вы блаженные сонмы! Пойте Ему славу без конца!»

Музыка этого гимна звучала, как голос многих вод, наполняя здание, и когда она кончалась, эхо замерло в отдалении, уносясь на волнах святого эфира. Дух хвалы так вдохновил каждого участника полнотой божественной мелодии, что они все еще мягко перебирали струны своих золотых арф, заставляя каждую ноту снова звучать, скользя по чутким нервам сердец, составлявших как бы одну бессмертную лиру.

Каждый такт, подобно бесшумной волне, катился по морю разума; мне казалось, что я растворяюсь в этих мягких звуках, как вдруг из окружающего меня сонма, вышел некто и, обратившись ко мне назвал меня по имени.

Очарование музыки было прервано, и я увидела, что очутилась в объятьях духа той, которую давно на земле любила всем жаром моей детской души. С какой радостью прильнула я к ней, и она с нежностью сестры прижимала меня к своему бессмертному существу, говоря: «Сестра дух, приветствую тебя, пришедшую на время в наше Царство мира».

«Приветствуем, приветствуем, приветствуем», зазвучала музыка тысяч голосов, и вот, вокруг меня собрались те, которых я любила на земле. Все они спешили приветствовать и обнять меня.

Вокруг нас появились сидения, устроенные в виде амфитеатра, и на них мы расположились. Среди собравшихся я увидела мною знакомых и старых друзей. Хотя я хорошо знала их, видом они не были таковы, как во время своей жизни на земле, теперь каждый из них был воплощением интеллекта без связи с физической формой, в которой я знала их раньше. Не имея ни возможности, ни средств передать правильную идею об этом, я могу только сказать, что каждый из них был как бы весь - ум, весь - свет, весь - слава, весь - поклонение, весь - абсолютно чистая любовь, весь - мир и глубокий покой, весь - энергия и высшая деятельность, весь - выражение небесной, все растущей радости.

Они свободно беседовали, но не на языке человеческих существ, они говорили и, хотя слов не было слышно, мысль передавалась мыслью, и ум одного духа предавался уму другого. Идеи, связанные с небесной жизнью, перелетали от одного существа к другому, и скоро я узнала, что на небесах нет ничего тайного. Гармония душ, гармония желаний, гармония языка, гармония разливающейся мелодии божественных гимнов, гармония восприятий знаний, гармония углубляющейся мысли - гармония была их жизнью, их любовью, их величайшим блаженством. Опять под звуки согласных арф, они запели в восхищающей октаве гимн своему Спасителю. Мой спутник предложил мне принять участие в этой живительной песни искупления. Я не могла присоединиться к ним, вся поглощенная созерцанием славы этой обители покоя, которую так давно искала моя душа. Когда они окончили этот священный гимн, спутник мой опять коснулся моих уст своим факелом и предложил мне соединиться с толпой и быть членом их семейства. Один за другим при-сутствующие приветствовали меня, они ласкали меня, как новорожденного младен-ца, все время взирая с глубокой благодарностью за меня к своему Искупителю и Господу.

«Так вот каковы Небеса» - подумала я, - «И эти блаженные духи те самые существа, которые некогда боролись и страдали во временном смертном теле. Неужели эти бессмертные образы сияющей славой небесной обители, неужели это и есть духовные лица тех, которых я раньше видела в горестной жизни?»

«Куда же исчезла старость и дряхлость родителей и предков?» Мне припоминается, как часто я внимала тебе мой земной учитель, когда ты старался дать своим слушателям хотя бы слабое представление о бессмертной жизни. Часто я видела как ты скорбел духом своим сознавая что все твои страдания для большинства остаются бесплодными, и тогда я же спрашивала, действительно ли небеса могут быть столь славными, не слишком ли прекрасна эта представленная слушателям картина? И неужели человек может достигнуть такого величайшего блаженства? Теперь я вижу, что самое высокое понятие человека о бессмертной жизни - ничто в сравнении с действительностью.

Оффлайн Light

*
  • **
  • 82
ГЛАВА 5
РЕЧЬ ПИЛИГРИМА


         «Сеется в немощи, восстаёт в силе» (1Кор 15:43).

Тут подошел ко мне некто, кого я когда-то знала на земле. Его дрожащую фигуру, опирающуюся на посох пилигрима, мне часто приходилось видеть. Я знала, что это он сам, некогда дряхлый, высохший старик седой, как лунь, головой, перенесшей годы горести и лишений. Теперь его дух стоял передо мной в красоте бессмертной юности. У него не было больше посоха, не было дрожания в фигуре, дряблых щек, впалых глаз, бледного, землистого цвета лица; нет, он весь был - свет и здоровье, сила и энергия.

Обратившись ко мне, он сказал: «Посмотри, что сделала со мною искупительная благодать. Это сердце таило в себе некогда нечистые желания, эти руки были орудием греха. Ноги эти готовы были быстро стремиться по пути, ведущем к погибели. То тело, в котором я жил, было изношено печалью; оно постепенно разлагалось и умирало от болезней. Но теперь - Да прославят все имя Эммануила! Искупленный Им, я облечен в одежды света, я живу в бессмертной юности. Теперь это моя песнь: О смерть, где твое жало? Ад, где победа твоя? Достоин Агнец, который отдал Себя, чтобы искупить меня; Достоин! - О, хвалите Его, превозносите Его. Хвалите Его, ибо Он достоин принять гимн вселенской хвалы!»

И когда он так пел, к нему присоединились все, населившие безграничный простор, и ввысь снова понеслась безбрежная божественная мелодия. После этого появилась толпа детей, которые, взявшись за руки, радостно кружились и пели детскими голосами: «Славьте Его, ибо вот - на земле Он сказал: Пустите детей ко Мне, и не препятствуйте им. Да, пустите детей, не препятствуйте им приходить ко Мне».

Оффлайн Light

*
  • **
  • 82
ГЛАВА 6
СЛАВА КРЕСТА


         «Я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор 2:2).

Когда эта новая песнь окончилась, сверху снизошел свет, ещё более яркий, нежели тот, который я видела до тех пор. Я взглянула вверх и вот - своды надо мной раздвинулись, и я увидела, что к нам опускались существа, еще более славные. Устрашенная этим светом и желая скрыться от него, я приблизилась к моему спутнику, который сказал:

«То, что ты до сих пор видела, Мариэтта, есть только залог истинной радости. Сюда ты была принята и здесь созерцала явление твоего Искупителя и гармонию преддверия небесной обители. Но смотри: Вот появляется нисходящая слава Креста. Там находятся духи искупленных из человеческого рода, и достигшие высшей духовной жизни. Видишь ли ты отблеск славы горней сферы? Эти ангелы явились служить тебе».

И вот прямо предо мной явился Крест, в центре двенадцать старцев, на кругу которых я прочитала: «Патриархи, Пророки, Апостолы». Над ним была надпись: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Склонившись к подножью его, стояла фигура в белом, в позе благоговейного поклонения. Она поцеловала Крест, поднявшись, приблизилась и голосом, превосходившим музыкальностью песнопения, слышанное мною с восторгом, сказала: «Я приветствую тебя, дух из мира печали. Волею Иисуса распятого я явилась сюда, чтобы иметь общение с тобою. Он благоволил допустить тебя сюда. Не печалься, если тебе еще придется вернуться к твоим друзьям на земле».

Одна мысль о том, что я могу снова быть подвержена грехам и страданиям моей прежней жизни, так подействовала на меня, что мне показалось, будто я уже оставляю небесную обитель и быстро спускаюсь обратно на землю. Но мой спутник обнял меня и сказал: «Ты вернешься на землю, чтобы принести туда весть святой любви; но когда придет назначенное время, свободная от всех связей преходящего мира, ты вернешься сюда навсегда, как член великого святого семейства».

Затем дух, сошедший от Креста, опять продолжал: «То, что ты видишь теперь, и что я тебе скажу, ты передашь моему сыну в мире смертных, который борется там, в долине мрака. Расскажи ему историю нисходящего света. Подобно голубю, принеси ему из миров вечности оливковую ветвь Истины. Прижми ее к его груди, и она зазеленеет и расцветет, и после долгой борьбы, принесет созревший плод.
«Мариэтта, для великой и мудрой цели ты приведена сюда, и мне позволено преподать тебе некоторые наставления относительно земле и неба. Мысль о возвращении печалит тебя, но ты вернешься, щедро обогащенная сокровищами истины, которые, как зачатки, приготовят путь для более великого света.

Прежде всего познай, что все на небесах вращается вокруг креста. Пред Распятым Спасителем преклоняются мириады, и вокруг Него блаженствуют искупленные. Все земные религии - лишь неясная мечта, в сравнении с этим. Туманны и несовершенны все представления человеческой души относительно нашего состояния здесь. Как раз над равнинами земли, в идеальном порядке начинаются духовные Небеса. С жителями земли смешиваются бесчисленные ангелы - хранители. Не проходит ни дня, ни часа, ни минуты, когда бы ангел не следил за порученной ему душой смертного.

Человек не понимает ни природы греха, ни полноты Благодати и Искупления. Он не поверит, если бы даже ангелы собрались вокруг него для того, чтобы рассказать ему историю бессмертия.

Неисчислимы причины, препятствующие небесному свету озарить человеческий род, извращенный и идущий путем смерти. Но приближается время, когда человек в большой степени поймет реальность вечности, когда его внимание будет более обращено на истину внутренней жизни. Освобождение человека приближается. Да радуется все живущее, ибо скоро Спаситель сойдет на землю с ангелами святыми!»

И она запела бессмертный гимн, слишком прекрасный и гармоничный, чтобы его можно было описать человеческим языком.

Затем она сказала: «Сестра-дух, отдохни в объятиях святой любви. Наблюдай внимательно за всем, что происходит вокруг тебя, ибо вот, в твоем уме будет отражаться только слабое, отдаленное, туманное воспоминание о той радости, которая наполняет эту страну мира. Это составляет блаженство всех святых - таким образом выражать свою признательность и благодарность Искупителю, Который отдал Себя в жертву за них».

После этого наступила пауза, во время которой, как бы издалека поднялись голоса в мягких, мелодичных «Аллилуйя». Каждый звук двигался, как живое существо, стремящееся пробудить песнь искупления в каждом духе собрания.

«Кто это?» - спросила я в изумлении. «Это те, - сказала она, - которые пришли от великой скорби. День и ночь они не перестают возносить свои гимны во славу имени Спасителя. Небеса небес проникнуты их любовью. Когда святые на земле смиренно поклоняются Богу и поют о Его искупительной благодати, на небесах зарождается вдохновляющая мелодия Славы. Посмотри, там над тобою движутся в первоисточнике света существа, достигшие наивысшего духовного состояния.

Хотела бы ты вечно жить в этом мире света, мира и радости и Божественной любви? Хотела бы ты принимать участие в пении этих бессмертных гимнов? Остерегайся же своих прежних сомнений, остерегайся недостатка веры и отдачи Господу, ибо нет другого пути в небесную обитель, как только - Христос Искупитель». Эти слова пробудили во мне воспоминание о моих прежних сомнениях, о моем недоверии к Спасителю и равнодушии к Его делу. Мой дух поник. Я увидела всю справедливость мягкого упрека.

«Могу ли я еще надеяться, - спросила я, - или возможность приобрести небеса для меня совсем уже миновала? С какой радостью я отдала бы все и всю себя! С какой радостью я не возвращалась бы больше на землю! О, если бы я могла навеки остаться здесь, где мир течет, как река, и где любовь неоскверненная льется от сердца к сердцу!»

«Будь тогда, - сказала она, - верна тому свету, который ты имеешь, и когда твой последний час пробьет, ты приобщишься к этому блаженству на небесах. Мариэтта, та картина, которая представляется твоему взору, полна глубокого значения. Это собрание пророков и мучеников. Посмотри, как белы их одежды, как они чисты в прозрачны. Каждый из них держит в своей левой руке золотую кадильницу, а в правой маленький книжный свиток».

 Мой взор расширился, и я увидела поднимающуюся из центра пирамиду, состоящую из жемчужины и других драгоценных камней, украшенных крестами из одухотворенных алмазов, на которых начертаны были имена тех, которые пострадали за свою любовь к истине и не дорожа жизнью своей, перетерпели мученичество. Над пирамидой стояли три духа в позе молитвенного поклонения. В руках своих над собою они держали Крест, над которым реяло вечно развевающееся знамя.

«Это, - сказал мой спутник, - избранные Патриарх, Пророк и Апостол. Они представляют собою триединый круг отмеченных святых, которые будут сопровождать Сына Человеческого в явлении Его, и в назначенный день выйдут собрать избранников от четырех ветров, от края земли и до края неба.

«Книжные свитки, находящиеся в руках их, открывают порядок мироздания, искупление человека и законы, управляющие послушными Богу творениями во веки веков».

Оффлайн Light

*
  • **
  • 82
ГЛАВА 7
ИСТОРИЯ РЕБЕНКА


         «Ибо говорю вам, что и ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Матф. 18:10).

Чудная картина скрылась из виду. После этого я увидела, что та, которая поцеловала крест, подняла свою руку, всю сияющую светом жизни, и к ней приблизилось двое детей. Подойдя они грациозно поклонились и вложив в ее руки, свои маленькие ручки, посмотрели не ее прекрасное лицо, и улыбнулись. Обращаясь ко мне, она сказала: «Двое этих детей оставили свою земную оболочку еще в младенчестве и будучи невинными, были взяты в рай седьмой, сферы, где царствует моральная чистота и интеллектуальная гармония».

Старший из детей сказал: «Мариэтта я радуюсь встрече с тобою, потому что ты вернешься к тем которые любили нас и оплакивали наш уход из долины тени смертной. Когда ты снова будешь говорить с людьми, скажи тем, которые теперь находятся у твоего тела, что хотя родители наши оплакивают свою утрату, дух наш теперь освобожден, и чаша переливается радостью.

Мариэтта ты знаешь, только этот мир. Здесь мы пробудились впервые к сознанию своего существования. Землю мы посещаем в сопровождении наших ангелов – хранителей, но как она не похожа на небеса. Там мы видим печаль, боль и смерть; здесь же вечная гармония, блаженство и жизнь».

Затем ребенок посмотрел в глубокой задумчивости вниз; все кругом молчало. Я подумала, что воспоминания прошлого пробудили в нем печаль, но скоро убедилась, что состояние это было вызвано приближением ангела, который подни-маясь вверх, пролетел мимо нас. Все мое существо затрепетало восторгом при виде его. Свет окружал его, как прекрасная одежда. Высочайшая гармония проявлялась во всех его движениях.

Я хотела последовать за ним и сказала моему спутнику: «О, скажи мне, кто этот чудный?... Я чувствую его священное влияние и так горячо хочу присоединиться к обществу подобных существ».

«Это, - отвечал мой спутник, - ангел из Рая Младенцев. Не читала ли ты в Евангелии эти чудные слова Искупителя: «Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного». Этот Ангел является хранителем младенцев, и ему поручено встречать их духи, когда они покидают физический мир и вступают в духовный. У него протянуты руки, и что видишь ты в них, Мариэтта?»

«Бледный и маленький свет», - отвечала я. 

Ангел, дохнул на него, словно сообщая ему жизнь, и прижал его к своей груди с нежностью, бесконечно большей нежности земной матери. Я знала, что это блаженно покоился маленький дух. Чувствуя небо, которым было проникнуто все существо Ангела, я снова хотела улететь с ним и младенцем. Но пока я старалась подняться, он оказался уже далеко: он исчез подобно молнии. И тогда взору моему открылась совершенно другая картина.

Далеко внизу подо мною, в маленькой комнатке я увидела женщину, коленопреклоненную около безжизненного тела своего ребенка. Она вся тряслась от рыдания. По временам лицо ее делалось как бы мраморным, глаза неподвижными, будто стеклянными; все ее тело конвульсивно вздрагивало, когда она осыпала поцелуями холодное личико своего малютки.

В эту минуту в комнату торжественно вошел человек, одетый во все черное. Толпа присутствующих молча расступилась перед ним, и он, подойдя к плачущей матери, сказал: «Сестра встань! Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно. Иисус сказал: Пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного».

Затем я увидела эту мать, сидящую у гроба посреди земного собрания. Ее глаза были устремлены на потолок; все лицо ее было выражением полного отчаяния. Перед гробом стоял тот же мрачного вида человек в черном, которого я видела ранее. Он прочитал Псалом, произнес молитву за страдающих и обратился к присутствующим со словом увещания, стараясь показать из Священного Писания, что младенец, хотя мертвый теперь, снова будет жить, и что ангелы отнесли его на лоно Авраама.

Картина эта исчезла из моих глаз, и ребенок, обратясь ко мне, сказал: «Безжизненное тело, которое ты сейчас видела, было собственное мое тело; плачущая женщина - моя мать; человек в черном - пастырь земного собрания верующих. Ангел, остановившийся при полете мимо нас, был тот самый светлый дух, который в свое время отнес меня далеко от влияния магнетического зла в место, приготовленное для маленьких, слабых младенцев, где особо предназначенные для этого светлые духи все время занимаются питанием их. Не хочешь ли ты посетить эту небесную детскую?»  - Говоря это, он посмотрел на ангела, как бы спрашивая его дозволения проводить меня туда.

Оффлайн Light

*
  • **
  • 82
ГЛАВА 8
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК ДЕТСКОГО РАЯ


         «Такому порядку учит его Бог его» (Ис 28:26).

         «Он устроил горние чертоги Свои на небесах» (Амос 9:6).

В ту же минуту мы неслись уже в том направлении, куда полетел ангел, несший дух младенца, и где он исчез в сиянии. Скоро мы достигли места, которое казалось подобием города построенного посреди цветущей равнины. Перед нами открылись стройные колонны и башни зданий, улицы, окаймленные деревьями, густая зелень которых отбрасывала прохладную тень. В ветвях их порхали птицы всевозможных оперений, и хотя каждая из них пела по своему, все звуки сливались в одну полную и совершенную гармонию. Многие из них очень походили на земных птиц, но были столь же прекраснее и совершеннее, насколько самый рай прекраснее и совершеннее мира смертных.

По мере того, как мы подвигались вперед, красота и гармония окружающего все увеличивалась, и глазам нашим открывались новые зрелища. Дивная архитектура зданий, прекрасные произведения скульптуры на открытом воздухе, фонтаны, сверкающие в сиянии лучей, деревья, широко раскинувшие свои зеленые ветви, цветы и цветущие виноградные лозы, переплетающиеся между собою, величественные и прекрасные. Там было также много поперечных улиц, которые, постепенно и понемногу возвышаясь, вели к одному общему центру. К нему мы и направились.

По мере нашего приближения, глазам нашим стало открываться обширное и сложное здание, внешние стены и башни которого сооружены словно из мрамора, но вместе с тем казались нежными и воздушными, как снег. Здание это служило основанием большого купола замка, или храма, но такого обширного и удивительного, что его нельзя выразить никаким архитектурным термином человеческого языка. Когда мы подошли ближе, я увидела, что здание это возвышалось над пространным местом в виде круга.

«Вот, - сказал мой спутник, - место, где собираются все маленькие дети, со всего земного шара: здесь они получают воспитание и здесь происходит развитие их детской природы. Ты видела, когда мы проходили сюда, по обеим сторонам улиц различные здания? Каждое из них соответствует тому, что смертные называют детской. Эти малютки приносятся сначала сюда и здесь вскармливаются при свете улыбок своих ангелов-хранителей. Каждое из этих зданий, хотя и отличается от других, является в сущности миниатюрой этого обширного храма. Каждое из них служит обителью для духов младенцев, которые живут здесь до тех пор, пока не достигнут более высокого духовного состояния и не отправятся в Рай более развитых юных существ. Там они получают дальнейшее руководство, приноровленное к более интеллектуальному состоянию. Над каждым из этих малюток назначено семь материнских ангелов-хранителей.

«Ты видишь, Мариэтта, что среди всех этих зданий нет двух совершенно одинаковых ни по внутренней красоте, ни по внешней форме или отделке, - все вместе они составляют одно гармоничное целое. Также и каждый ангел отличается от всех других особенностью излучающегося из него света, своей индивидуальностью, лицом и обликом. Это тебе позволено знать.

«Когда маленький ребенок умирает на земле, то ангел-хранитель, который относит его в Страну Мира, познает его внутренний склад ума и помещает его с другими духами того же порядка. Как искусный садовник на земле выращивает в одном цветочном отделении известные сорта лилий, в другом — роз, в третьем — камелий  или тюльпанов, — так и здесь ангельская мудрость распределяет духов детей  и, со-ответственно их художественным, научным и общественным наклонностям, относит каждого в обитель, лучше всего приспособленную к развитию внутренних зачатков жизни в интеллектуальную, художественную и творческую гармонию.

«Каждым таким зданием заведует семь ангелов, которые совместно составляют  одну октаву преподавания, причем у каждого ангела такой тип ума, который гармонирует со всеми остальными, как один тон гармонирует с соответственными тонами и полутонами музыкальной гаммы.

«Каждый из этих семи ангелов является высшим над подчиненной октавой более юных духов, которые исполняют порученные им обязанности соответственно типу своего существа в гармонической системе райского преподавания; и каждый из них заведует отдельным классом детских существ.

«Семь таких обителей  составляют одно более обширное семейство, и каждое из отдельных классных мест, находящихся в садах или зданиях обителей, является одним из семи того же типа; все вместе они составляют отдельную секцию более сложного и великолепного Храма, центральное здание, которого приспособлено к преподаванию более возвышенной степени райской истины.

«Главный дворец является таким образом чудным Храмом Познания, окруженным художественным великолепием и роскошной растительностью; он окружен семью меньшими павильонами, которые являются образцами архитектурной красоты, украшенными, соответственно их подчиненному, но возвышенному состоянию. Каждый из этих павильонов в свою очередь является центром меньшей октавы зданий, тоже украшенных чудными растениями и скульптурой. В них живут маленькие дети; каждый день или в каждый последовательный период, соответствующий земному дню, они приводятся своими ангелами-хранителями в высшие замки и в центральный павильон для образования своей развивающейся природы.

«Как только маленькие дети становятся способными принимать участие в общем собрании, происходящем в великом центральном дворце или в Храме Познания, они из своих обителей отводятся сперва в центральные школы, а оттуда под сенью облака ангелов, поющих громкое аллилуйя Господу и Спасителю, - в Великий Храм».

Оффлайн Light

*
  • **
  • 82
ГЛАВА 9
РАЙСКАЯ ДЕТСКАЯ


         „Иисус, призвав дитя,  поставил  его посреди них ..." (Мф 18:2).

Когда дух закончил свои объяснения, я увидела, что некоторые меньшие храмы направо от нас исчезли, словно невидимая рука убрала их, как убирается занавесь, и вот — моему изумленному взору открылся внутренний вид одной из детских, которая представляла собою прежде всего море света и всю славу его и была украшена с художественным великолепием, вполне соответствующим всему величественному виду детского Рая. На первых порах я сильно смутилась, чувствуя себя недостойной созерцать обитель настолько прекрасную, величественную и чистую. «Там, — невольно подумала я, — небеса!»

Наставница моя угадала мои чувства и сказала: «Mapиэтта, посмотри на жизнь младенцев в Раю. Войдем сюда, и здесь ты узнаешь истинные условия, в которых живут маленькие дети, когда они покидают мир печали. Смертные и не подозревают о блаженстве своих малюток, когда   они оставляют их на заре своей жизни. Те люди, которые верят во Христа, мирятся со своей потерей, но в большинстве случаев только вследствие закона подчинения, установленного в сердце верующего.

Некогда и я была матерью в мире печали и скорби. Там научилась я плакать, но научилась и понимать значения бесценного дара веры в милость Божию через Господа нашего Иисуca Христа. Там, Maриэтта, я рассталась со своими малютками, которые родились как бы только для того, чтобы глубоко поранить сердце матери разлукой.

«С какой любовью прижимала я к своей груди милых младенцев, плоть oт плоти моей, кровь от крови и жизнь oт жизни, — и какую глубокую благодарность возносила я Богу за Его драгоценный дар! Но лишь только я успела проникнуться надеждой на радостное будущее, лишь только привязалась к ним сердцем, как они: словно маленькие нежные росточки, были поражены морозом смерти, и я была оставлена одна, раненая и тоскующая. Я уповала на Господа Иисуса и поручила их Ему, веря, что им хорошо; но Мариэтта, если бы я только знала, если бы я тогда видела то, что ты теперь видишь, — о, я была бы спокойна и счастлива: ибо младенец, оставивший своих родителей в скорби и печали, здесь ждет их прибытия, и здесь он вполне безопасен от растления пороками и грехами падшего человеческого рода. Посмотри, Мариэтта, на этих зародышей бессмертия!»

Я взглянула, и вот, помещение, открывшееся предо мною, было подобно дивно украшенному храму. В круговых рядах, поднимаясь одна над другою, находились ниши или отделения кругов, как бы сделанный из золота и осененные херувимами. В каждой из таких ниш покоился дух младенца. Около каждого из них находился ангел-хранитель, служение которого заключалось в том, чтобы приспособить зародыш духа к его вечному существованию в святой плодотворной жизни. Ангел дышит на младенца, и в последнем каждое дыхание расширяет жизненную способность, ибо это — дыхание святой любви и вдохновения. Жизнь же самого ангела сокрыта в Боге, животворящий Дух Которого всецело наполняет святых обитателей неба.

Когда мы вошли, я увидала, что младенцы, пробудившиеся к более глубокому сознанию, улыбались и были счастливы, глядя на своих ангелов, склонившихся над ними.

Если бы я могла описать вам одну из таких детских, и так запечатлеть в ваших сердцах это описание, чтобы бы поняли хотя отчасти все дивное ее великолепие, то я была бы счастлива. Но я не могу этого сделать; у меня нет к тому средств; ни один смертный не в состоянии этого познать. Если бы вы могли войти со мной туда, вы в центре увидели бы в руках ангела Крест как бы из чистого, прозрачного, одухотворенного золота. По обеим сторонам материнские духи руководят молоденькими девушками, заботе которых поручены вновь прибывающие духи младенцев. Из шелковых, колыбелеподобных гнездышек, убранных всевозможны-ми цветущими растениями и осененных херувимами, один за другим поднимаются те младенцы, которые раньше были положены сюда ангелами, принявшими их из рук скорбящих родителей. Поднимаясь они летают на крыльях чистого света вместе с ангелами, которые сопровождают их и учат двигаться и познавать характер и служение того семейства духов, которое заботится о них. Каждый ангел имеет также много форм и способов внешнего изображения, посредством которых он внедряет начала истины в умы младенцев; каждый из них применяет такой способ, который лучше всего подходит к природе способностям каждого отдельного младенца.

Есть также особо назначенные ангелы, которые извлекают нежнейшие мелодии из различных музыкальных инструментов. Эта музыка все время смешивается с небесными ангельскими голосами. Все здание устроено так, что эхо разносит каждый звук в виде нежной вибрации, которая как бы движется жизнью этого чудного места.

Так мягка, прекрасна в мелодична была эта музыка, что она сама казалась жизнью, сообщающей энергию и силу тем духам, которые покоились под улыбками своих хранителей.

«Это, — сказал дух, сопровождавший меня туда, — один из многих подобных великих храмов. Здесь, — о, если бы земные родители могли понять это! — здесь находится как бы место рождения тех, которым не позволено было оставаться во внешней оболочке до времени пробуждения их сознания. Отсюда они восходят в другие, приготовленные им обители. Но, Мариэтта, ты не видела еще самого прекрасного, что только существует в этом Храме».

Оффлайн Light

*
  • **
  • 82
ГЛАВА 10
СПАСИТЕЛЬ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ


         "И сказал: истинно говорю вам; если не родитесь и не будете, как дети, не войте в Царство Небесное" (Мф 18:3).

Пока это говорилось, все ангелы-хранители поднялись со своими младенцами на руках и остановились посреди большого собрания, вокруг ангела, державшего Крест. В это мгновение с вышины полился свет, несравненно более яркий, чем тот, который до сих пор наполнял Храм, и я с чувством священного страха исполнилась сознанием великого присутствия посреди облака ангелов, того славного Существа, о Котором мне раньше сказали, что это МОЙ ИСКУПИТЕЛЬ.

Когда Он приблизился к центру, явление Креста исчезло, как бы растаяв в великом свете. Окружавшие Его ангелы остановились, и Он с улыбкою сказал:

«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им».

Кротость и нежность выражения Его лица, а также любовь, излучавшаяся из Него при этих словах, совершенно сломили меня, и я опустилась к ногам моего небесного спутника, который поднял и поддержал меня. Как бы я хотела, чтобы весь мир видел и слышал то, что тогда произошло! Пока Он говорил, ангелы-хранители подходили к Нему, и каждый из них подносил Ему свое сокровище. Он проводил Своей рукой над ними, и с пальцев Его, подобно каплям росы, стекала на них благость. Мне казалось, что эти младенцы пьют из источника воды живой. Они были блаженны. От Спасителя веяло дыханием жизни. Весь Храм принял другой облик. Когда благословение детей

подходило уже к концу, ангелы начали играть на струнных инструментах и петь об Искуплении. Он сделал знак Своей благостной рукой, как бы одобряя то, что совершили ангелы-хранители. Они же склонялись пред Ним и закрывали лица свои одеждой славы, которая облекала их. Вдруг музыка, как голос многих вод, поднялась из каждого храма в обширную детскую великого города. В то время, как звуки эти двигались и вырастали в одну большую волну ангельской песни, Спаситель, окруженный облаком ангелов, снова вознесся, и все в Храме приняло прежний вид.

«Это... — сказал мой спутник, — одно из наиболее простых событий, происходящих здесь в связи с благодатным делом воспитания маленьких детей, в целях гармоничного развития всей их природы и приспособления их к высокой, плодотворной и блаженной деятельности. Если бы человек не ушел от чистоты и гармонии, и вследствие этого не потерял бы связи и общения с существами возвышенной природы, то земля была бы вполне подходящей детской для новорожденных духов».

Оффлайн Light

*
  • **
  • 82
ГЛАВА 11
ЗАКОНЫ ГАРМОНИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ


         „Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян  4:12).

Грех, Мариэтта, создал ту разницу, которая теперь существует между падшими людьми и ангелами; вследствие греха, изменилась нравственная природа человека. Ангелы чисты: ни один грех не пятнит их, ни одно незаконное желание не пробуждает злой воли внутри них. От них исходит жизнь в ее чистейшем виде. Эта жизнь питает другой, родственный ей элемент. Более зависимые духи развиваются в сиянии их божественного существования. Сами же они в свою очередь питаются славой, окружающей другие категории более возвышенных существ, которые в свою очередь находятся в подобной же зависимости от еще высших. Таким образом, все чистые духовные существа живут в сферах высшей жизни, исходящей от Бога, — жизни светил и мировых систем, — низшие, заимствуя от высших из неиссякаемого источника, и все вместе развиваясь и совершенствуясь, пока земное не сделается духовным, а духовное небесным.

«Дисгармоничные существа не имеют связи с высшими натурами и вследствие этого являются отлученными от гармонических законов небесного порядка. Люди в своем состоянии затемнения и не подозревают, какую потерю они несут, а потому и не понимают необходимости и важности спасения. Единственно кто может восстановить потерянную связь с высшим миром, это Искупитель. Но так как одна степень гармонической жизни нисходит до другой, а другая степень, получающая, поднимается до первой Духом Божиим, Который есть жизнь всех их, то, зная это, ты легко поймешь, что никто другой, как только сам Начальник жизни, не мог устроить так, чтобы гармоническая жизнь опустилась до степени ей совершенно противоположной. Таким образом, является великая истина искупления через воплощенного Сына Божия. Здесь только те, которые возмужали, способны понять закон спасения человека, и через это они приводятся к великому прославлению своего Искупителя и к поклонению Ему.

«Ты заметила, что когда Тот, Кто благословил детей, возносился, все детские совместно запели славу Богу и Агнцу. Это вышло само собой, ибо те, которые знакомы с последствиями  греха, более  могут  понять Господа Иисуса и Его бесконечную милость, а также в большей степени способны славить Его из глубины своего сердца. Когда Он находится посреди них, то песни эти поются безмолвно, когда же Он удаляется от них, то они получают внешнее выражение. Эти счастливые существа, Мариэтта, не могли бы удержаться от выражения радости и благодарности, как и жизнь не могла бы перестать истекать из Того, Кто есть Начальник жизни. Это происходит повсюду в небесах, а особенно в обителях, приготовляемых для духов искупленных. Не чувствуешь ли ты, что самое дыхание этих существ вокруг тебя является одной непрерывной волной славы Богу?

«Если бы люди в телесной оболочке знали всю благость Божию, выразившуюся в искуплении, они оставили бы всякое зло и научились бы праведности и путям мира. Мариэтта, понимаешь ли ты это?»

Зная свое прежнее маловерие относительно спасения человека через Иисуса Христа, я почувствовала упрек в этих словах. Как хотела бы я скрыться теперь от испытующего взора этого светлого духа! Я вспомнила, как я сомневалась в бессмертии души; сомневалась в том, что Господь Иисус Христос пришел, чтобы восстановить человека в состоянии гармонии. Теперь я увидела, что Он — все во всем: Он источник всякого святого и чистого наслаждения и сущность и центр всего того прекрасного, что мне было позволено видеть в стране духов.

Возлюбленный пастор, вот истина, которую все искупленные учатся познавать с величайшим блаженством; и чем более они познают ее, тем больше в них разви-вается любовь, слишком глубокая для внешнего выражения. И теперь, когда я стараюсь описать вам это, я чувствую свою полную неспособность выразить человеческим языком всю восторженную полноту этого святого чувства, весь смысл этой великой любви.

Оффлайн Light

*
  • **
  • 82
ГЛАВА 12
ПРИНЯТИЕ МЛАДЕНЦЕВ, ЯВИВШИХСЯ  С ЗЕМЛИ


         „Зародыш мой видели очи Твои" (Пс 138:16).

Как только ангелы принялись за свои прежние занятия, мой спутник сообщил мне, что те младенцы, которых Искупитель благословил, поручены теперь другим ангелам которые отныне будут заботиться о них и воспитывать их ум при помощи средств, соответствующих степени их развития, и что теперь пришло время, когда я могу видеть принятие младенцев, только что явившихся с земли. Лишь только он сказал это, как я видела вокруг храма и над ним, ангелов, тихо реющих в ясной, прозрачной атмосфере. Каждый из них со своим сокровищем на руках ждал момента, когда ему можно будет войти внутрь Храма. В то время, когда первые ангелы передавали своих питомцев дальше и приготовлялись к принятию новой группы, эти первые входили внутрь и занимали место в центре вокруг Креста. Вначале их движения были неравномерными, хотя и без всякой тревоги. Вдруг полилась бесконечно мягкая и нежная музыка, будто гармония пробудилась от своего священного покоя и повеяла в почти безмолвном выражении, как дыхание светлого духа из сердца нежности и любви.

Я была удивлена тихим движением этой сладкой музыки и с нетерпением ожидала, чтобы какой-нибудь ангел затронул более сильные ноты напрашивающейся мелодии, которая словно была чем-то сдерживаема. Мой спутник облегчил мне это состояние, обратив моё внимание на толпу материнских духов, собравшихся вокруг только что прибывших ангелов. В высшей степени они спокойно двигались в такт безмолвной музыки и были заняты с каждым ангелом отдельно питанием младенцев, которых они прижимали к своей груди. Музыка и всё движение материнских духов выражали великую осторожность. Насколько я могла заметить, все остальные присутствующие в этом храме были совершенно неподвижны и безмолвны, кроме трех духов, находившихся как раз над центром, и от которых исходил мягкий, чистый свет.

«Эти ангелы, - сказал мой спутник, - облечённые таким особенным светом, являются духами более возвышенной природы; от них исходит высшая степень сияния. Этот свет есть нисходящая жизнь любви. Не видишь ли ты, как он сосредотачивается, образуя как бы спираль, окружающую и осеняющую эти зачаточные существа в руках ангелов-хранителей, питающих их? Эти зародыши духов, существование которых только началось во внешнем мире, но которые в силу попрания законов природы, были преждевременно отделены от своей младенческой оболочки. Эта мягкая музыка заставляет нежно трепетать всё их существо, в то время как Великий Дух преобразовывает его и расширяет его способность, приспособляя орган к органу, и таким образом, устанавливая надлежащий тон и энергию организма. Нисходящий свет жизни наполняет сознание младенца и излучается оттуда, как дыхание жизни и душа любви.

Животворящий Дух даёт энергию и расширение раскрывающемуся началу жизни, так что ум начинает постигать и судить, понимание - охватывает окружающую действительность, а всё существо - радоваться этой новой жизнью».

Оффлайн Light

*
  • **
  • 82
ГЛАВА 13
ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА СТРАДАЮЩЕГО НА КРЕСТЕ


         «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Отк 5:12).

Я взглянула в лицо моего спутника, которое имело теперь выражение глубокого чувства. Его грустный взор был устремлён вверх, святые уста шевелились, как при молитве. Сначала всё его лицо было так полно печали, что я думала он будет плакать; но слёзы были бы слишком слабым выражением того сильного чувства, которое им овладело и, как я видела все увеличивалось.

«Неужели и ангелы испытывают печаль?» - невольно подумала я. Может ли грусть войти сюда, в этот Святой Город? Музыка прекратилась; только эхо её ещё трепетало и замирало в отдалении. Тишина царствовала в безграничном просторе. Я прижалась к груди моего небесного покровителя, с тревогой ожидая, что будет. Свет падающий сверху, отражался на его теле со всё возрастающим великолепием.

Взор его был устремлён и всё туда же. И если можно применить здесь земные выражения, грудь его стала вздыматься, уста сделались неподвижными, на его пылающем лице появилось выражение священного страха. Взор его был так выразителен, что мне хотелось исчезнуть уйдя из его рук.

Все так же не говоря ни слова, он положил мне на голову свою белую снежную руку, а затем указывающим жестом поднял её вверх. Тут я поняла причину такого его состояния. И не только это: я поняла также почему все небеса полны поклонения и хвалы. Там - о, если бы весь мир мог знать это! - там висел на Кресте - окровавленный и умирающий мой Господь и Искупитель. Что это было за зрелище! Ни один из смертных не может себе представить, какое действие оно производит на духов, обитающих в Детском Раю. Терновый венец, грубо выкованные гвозди, текущая кровь, исполненный жалости взор, - всё это вместе взятое производило впечатление ужасного, мучительного страдания.

Вокруг Креста были собраны со всех концов города ангелы-хранители с духами младенцев. Лица все их выражали глубокое, святое умиление. Когда настроение это разрослось и охватило, как один могучий поток, всех присутствующих. Ангелы подняли всех своих младенцев, направляя их детские умы ко Кресту и жертве. В этот момент спустился ещё один ангел, облечённым в одежду света; он летал вокруг креста держа в своих руках сияющий венец. Затем он приклонился пред распятым, и это преклонение было безмолвным, как и преклонение всех собравшихся. После этого он обратился к ангелам-хранителям и сказал: «Славьте Его, ибо Он Искупитель падшего рода! Да славят Его все небеса!»

Затем он поднял свою руку, в которой я увидела маленькую книгу. Все другие ангелы таким же образом подняли свои руки, и у каждого из них я видела книгу такого же вида. Вдруг появился как бы из невидимого храма хор ангельских существ. Они держали пальмовые ветви в руках и единодушно пели славу Богу и Агнцу. В начале я не понимала их песни, но они закончили её словами: «Пустите детей приходить ко Мне, ибо их есть Царство Небесное!» Из уст младенцев и грудных детей ты устроил хвалу... Аминь, Аллилуйя, Аминь!»

Затем ангелы-хранители ещё больше приблизились ко кресту, поднося к нему своих младенцев, и к ним было обращено слово, которое всецело было выше моего понимания. По окончании его каждый младенец был осенён потоком света.

Малютки улыбались, наклоняли свои головки и поднимали маленькие сложенные ручки. Опять они были укрыты в объятьях своих покровителей, и опять хор пропел громкий гимн, к которому присоединились все духи, наполнив город одним могучим потоком святой мелодии. После этого ангелы вернулись на свои покинутые места, и всё кругом приняло прежний вид. В течение всего происходящего мой спутник не пошевелился, не издал ни одного слова. Он весь, казалось, был захвачен духом совершившегося, наконец, спасения.

... Повсюду здесь можно видеть крест. Каждый цветок, каждое произведение искусства имеют Крест, воспроизведенный в них как бы невидимой рукой. Все небесные уроки основаны на этом благословенном символе спасающей любви; ангелы-хранители наставляют своих младенцев в великой истине искупления, совершённого чрез Господа Иисуса, Который пострадал на Кресте, и с целью более глубокого усвоения этой истины, духи младенцев переводятся из категории в категорию, от одних ангелов к другим. Благодаря этому, Крест и Жертва запечатлены в их внутреннем сознании, и по мере того, как они постигают их смысл, природа их всё развивается, и сами они делаются все возвышеннее. Это путь всех искупленных и освещенных духов. В них нет лукавства. Все ангелы могут видеть сияние Креста, как оно излучается из души, запечатлевшей его в себе. По этой также причине нечистые духи или существа не могут скрыть своей истинной природы от ангелов или духов праведных людей, достигших совершенства. Где Крест не сияет, там нет истинной любви, и сердце, которое чуждо ему, не имеет мира с Богом.

«Мариэтта, на небесах не может быть лукавства. Но это, вместе с прочим, виденным тобой, есть только зачаточное откровение тех начал, которые в своё время будут проявлены более глубоким и ясным образом».