Здравствуйте, Гость

admin

*
«МЕЖДУНАРОДНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГАЗЕТА»: 1961-2011: Инициативному движению – 50 лет. История раскола российских баптистов

Уже нет на карте страны, в которой это произошло, уже сменилось не одно поколение верующих на территориях вновь образованных стран, но и сейчас, через 50 лет не заживают раны после разрыва, не утихают споры и претензии с обеих сторон. Самое чувствительное, наполненное тайнами и трагическими событиями разделение в среде русских баптистов в эти августовские дни напоминает о себе очередным юбилеем.

Как все начиналось
Причиной раскола называют новую редакцию устава Союза евангельских христиан-баптистов, который в 1960 году был разослан из Москвы по всем церквам СССР. Устав сопровождался Инструктивным письмом и неким Положением, предназначающимся для старших пресвитеров. Через секретные документы атеистическая власть призывала служителей церкви воздерживаться от "нездоровых миссионерских тенденций" и настаивала на том, чтобы приток в церкви новых членов был "решительно остановлен". Крещение молодых людей в возрасте от восемнадцати до тридцати лет предписывалось "свести к минимуму", а юношей и девушек, не достигших этого возраста, крестить вообще запрещалось. Кроме этого, пресвитеры должны были убеждать членов своих поместных церквей отказываться от их негативного отношения к искусству, литературе, радио, кино и телевидению. И, наконец, Инструкция требовала строго следить за тем, чтобы дети ни в коем случае не присутствовали на Богослужениях.
Как известно, коммунисты приложили в те годы неимоверные усилия для того, чтобы сначала загнать церковь в глухой угол, а затем и полностью уничтожить ее. Некоторые богобоязненные служители на местах распознали зловещие планы безбожников и поэтому не спешили исполнять предписания. Рядовые члены в таких церквах даже не знали о новом уставе, поскольку местные пресвитеры считали за благо его не оглашать. В других общинах, напротив, все положения устава открыто разбирались на членских собраниях, а затем совместно избиралась тактика противостояния нажиму атеистов. Но было немало и таких церквей, где Инструкцию приняли к немедленному исполнению. В таких церквах перед началом богослужения пресвитер вставал в дверях и просто не пускал детей на собрание. А в Новосибирске, например, вообще активных христиан немедленно отлучали от церкви. Подобные взаимоотношения с государством для церквей были неприемлемыми и чрезвычайно болезненными.

Где-то тихо, где-то более громко народ Божий стал проявлять недовольство. Основная претензия была к руководителям ВСЕХБ – по мнению многих христиан, в войне с религией они фактически стали на сторону атеистического государства или, по меньшей мере, слишком легко, безо всякого сопротивления смирились со своим положением. Такая ситуация подготовила почву для зарождения движения, которое впоследствии стало назваться инициативным.

Один из непосредственных участников тех событий Борис Здоровец вспоминает: "Слыша шум приближающихся гонений, мы, по инициативе А.Ф.Прокофьева, много постились, молились и просили у Господа ясности: что нам делать? Таких групп "скорбящих и воздыхающих", тайно собирающихся для усиленных молитв, по всей стране было немало. В одной из них, на третьи сутки поста, Геннадий Константинович (Крючков – ред.) стал посреди, прочитал 20-ю статью Законодательства о Религиозных Объединениях и предложил на ее основании организоваться в Инициативную группу по созыву Всесоюзного съезда".

Инициативная группа подготовила первый документ – Послание Президиуму ВСЕХБ, который был зачитан и затем передан Я.И.Жидкову и А.В.Кареву в воскресенье, 13 августа 1961 года в канцелярии ВСЕХБ. Этот день считается началом "движения за возрождение".

ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА ПО СОЗЫВУ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ВСЕСОЮЗНОГО СЪЕЗДА ЦЕРКВИ ЕХБ
Послание Президиуму ВСЕХБ

Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтоб избавить нас от лукавого века, по воле Бога и Отца нашего. Ему слава во веки веков. Аминь.

Братья, служители ВСЕХБ! Теперь, когда церковь ЕХБ переживает тяжелое время, время господства в ней человеческих постановлений, время разделений, заблуждений и страданий не только духовных, но и физических, оставаться служителям Божьим в стороне и бездействии является преступлением перед Богом и Его народом (Иезек. 9:10).

Поэтому, вняв побуждению Духа Святого, мы не стали советоваться с плотью и кровью, а, утвердившись постом и молитвой, решили пойти к исправлению создавшегося положения путем выявления и устранения причин, породивших пагубные для нашей церкви последствия (Иоиль 2:12-18).

Всякий раз, когда мы задаем себе вопрос, где главная причина всех неустройств церкви, кто играл и играет во всем этом главную роль, – мы единодушно говорим: вы, к которым мы теперь обращаемся, вы, кто в свое время с великой радостью отдали свои сердца Богу, через искупление Христом Иисусом; вы, кто заняли самое высокое положение в церкви; вы, кто теперь преступно препятствует восстановлению в ней Божественного порядка (Иезек. 34:1-10).
Поэтому именно вас мы единодушно обличаем и заявляем:
1. Вы уничтожили Божественный принцип, по которому все жизненно важные вопросы церкви решаются самой церковью и на основании Слова Божьего. Это явилось коренным злом, так как церковь, и только церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15).
2. На местах вы поставляли неугодных Богу и церкви служителей, нередко имевших своей целью разрушение дела Божьего.
3. Вы рассылали на места Положения и Инструкции, явно противоречащие Слову Божьему, которые внедрялись силой, всюду встречали протесты и вызывали болезненные реакции (Ис. 28:13-14).
4. Такой работой вы оказали отрицательное влияние и на жизнь незарегистрированных церквей, т.к. ваши человеческие постановления принимались недоброжелателями церкви за норму, а вера и поведение несогласных с вами объявлялись сомнительными, и последние подвергались репрессиям.
5. Внешне вы хорошо зарекомендовали себя даже в глазах мирового христианства и заняли определенную позицию, но, не имея мужества и желания представить компрометирующую вас действительность, вы ввели христианскую общественность всего мира в заблуждение и сделались виновными перед ней. Эти антиевангельские мероприятия сыграли основную роль в отходе от церквей отдельных верующих и целых групп, в создании ими самостоятельных общин, а также в увеличении влияния на церковь различных заблуждений.
Все вышеизложенное не стихийность, а тщательно разработанная и старательно проводимая в жизнь программа низвержения церкви через церковь, программа, ведущая к разложению церкви.

Таким образом, на сегодня церковь ЕХБ в нашей стране представляет следующую картину: единая по учению и духу в главном, она искусственно разделена на два лагеря: незарегистрированных и зарегистрированных церквей, и если первый испытывает недостаток единого центрального руководства, то последний, имея его, им же старательно разлагается.

Учитывая вышеизложенное, мы считаем:
1. Все церкви ЕХБ в нашей стране, независимо от того зарегистрированы они или не зарегистрированы, составляют одну церковь ЕХБ в СССР и должны занимать равное во всех отношениях положение.
2. Необходимым иметь избранное на основании Слова Божьего единое центральное руководство как зарегистрированных, так и незарегистрированных общин церкви ЕХБ.
3. Существующее в настоящее время центральное руководство (ВСЕХБ) зарегистрированных общин ЕХБ не является избранным церковью, не руководит церковью, а лишь ее частью, не отвечает интересам церкви и дела Божьего и проявило неверность пред Богом в своем многолетнем служении.

А поэтому мы предлагаем:
1. В интересах дела Божьего пойти к исправлению создавшегося положения безболезненным путем Божьего благоразумия, а не конфликта.
2. Дать согласие на созыв и проведение Чрезвычайного Всесоюзного съезда церкви ЕХБ в СССР.
Напоминаем, что это доброе начало будет иметь далеко идущие последствия, и в случае отказа с вашей стороны, а также в случае нечистых маневров и проволочек мы сохраняем за собой право действовать самостоятельно, согласно указаниям Слова Божьего и в интересах церкви, в соответствии с требованиями настоящего времени.
С уважением к вам, братья во Христе и служители церквей, составляющие Инициативную группу по созыву Всесоюзного съезда церкви ЕХБ в СССР.
Подписи: Крючков Г.К.
Прокофьев А.Ф.

Болезненное разделение
Спустя 10 дней после вручения послания, 23 августа братья позвонили в канцелярию ВСЕХБ и поинтересовались судьбой своего обращения. Короткий телефонный разговор убедил авторов, что, несмотря на строгость тона их письма, получатели не восприняли его с должной серьезностью. Инициативная группа посчитала, что ждать далее нет никакого смысла, и дала команду специально подготовленным людям на местах распространить отпечатанное пятитысячным тиражом "Первое послание церквам ЕХБ". Документ был заранее развезен по всем городам страны. В своем Послании А.Прокофьев и Г.Крючков изложили проблему так, как они ее понимали:" В наши дни деятели Всесоюзного Совета Евангельских христиан-баптистов являются исполнителями воли Сталина", – говорилось в документе. Авторы заявляли, что устав 1960 года – "антиевангельский" и призывали созвать специальный съезд для обсуждения и принятия нового устава. Кроме того, помимо критики устава они требовали, чтобы руководство Совета отказалось от своей греховной практики "сотрудничества со сталинистами".
Поскольку одним из лидеров инициативной группы был Алексей Федорович Прокофьев, советская пресса окрестила все движение "прокофьевцами". В 1962 году деятельность Прокофьева прервал очередной арест. Затем он удалился от дел, а впоследствии вообще был отлучен от церкви. После него безусловными лидерами движения стали Геннадий Константинович Крючков и Георгий Петрович Винс.

25 февраля 1962 г. Инициативная группа была преобразована в Оргкомитет по созыву всесоюзного съезда ЕХБ. Члены Оргкомитета продолжали вести переговоры с ВСЕХБ, требовали созыва съезда и собирали под свое крыло группы, повсеместно отделявшиеся от зарегистрированных баптистских церквей.

К сожалению, в этом процессе не удалось избежать перегибов и курьезов, деления на местах в основном проходили болезненно, как следствие, пострадали многие души. Вот что пишет в своей книге многолетний служитель Совета церквей Ю.Ф.Куксенко:" Где-то верующие делали это с благоговением и выходили из зарегистрированных общин мирно. Чаще же всего занимались этим молодые братья и сестры, иногда и не члены церкви. <...> Обычно они приносили пачки посланий на собрания и раздавали всем, кто брал, и кто не брал, даже посторонним. Это вызывало возмущение, слышались крики, шум в молитвенном доме. Руководящие братья запрещали им это делать, выгоняли на улицу, но они и во дворе продолжали свою работу. В некоторых молитвенных домах листки сбрасывали с балкона на головы сидевших внизу слушателей, опускали в почтовые ящики в домах и квартирах неверующих людей...

После этого начинались выступления отдельных членов церкви с заявлениями о выходе из общины. На общих собраниях такие заявления чаще всего вызывали взрыв негодования, поднимался шум, спор, сыпались взаимные обвинения и оскорбления. Приближенные или посторонние, присутствовавшие на подобных разборках, нередко в ужасе восклицали: куда мы попали?! Уходили и больше не приходили.

Где-то проходило и по-другому. Но везде разделения приносили много горя церквам и соблазнов для окружающих. Особенно тяжело проходили разделения по живому и по больному месту, т.е. среди родственников и друзей. Члены церкви, годами дружившие семьями, становились непримиримыми врагами. Делились между собой родители и дети. Посещая разные собрания, они не знали порой, кем теперь считать маму и папу или детей: братьями и сестрами или отлученными мытарями и грешниками?

Но еще хуже, когда раздел проходил между мужем и женой. Муж уходит к отделенным (Алма-Ата, Юркевич), а жена остается в церкви, где родились духовно, пели в хоре, были сочитаны. Или наоборот (Омск, Патрикеевы): дети не знают, куда и с кем идти на собрания. Одни идут с папой, другие – с мамой. Плачут. Дома они слышат постоянные ссоры родителей, их детские сердца травмируются, они замыкаются в себе. Подрастая, они разочаровываются и уходят в мир. А сколько семей было доведено до развода и разрушено?.."

Проблеск надежды
Нельзя сказать, что руководству ВСЕХБ совершенно была безразлична судьба инициативников. Президиум старался отвечать на претензии со стороны Оргкомитета и, как мог, объяснял свою позицию.

Вот что писал, например, А.В.Карев в Оргкомитет: "... трудности для детей Божьих создаются законами нашей страны. Небывалая в истории человечества по своему размаху и силе борьба с религией, которая ведётся в нашей стране с первых дней Октябрьской революции, – вот, что рождало, рождает и будет рождать на страдания и "детей" и "родителей".

В 1963 году ВСЕХБ собрал съезд, которого так настойчиво добивались братья-инициативники. "Отделенные" церкви были официально приглашены на этот съезд на общих основаниях, в соответствии с квотой: один человек на 100 и более членов. Казалось бы, достигнута цель, которую ставил перед собой Оргкомитет. Но он отреагировал неожиданно. Написав обличительное послание, в котором съезд был назван "лжесъездом" и сразу предупредив о том, что не признает ни одно из его решений, Оргкомитет отправил на съезд двух представителей, братьев-старцев. По замыслу Геннадия Крючкова, они должны были зачитать послание с трибуны и, не вступая ни в какие переговоры, немедленно удалиться.
Президиум съезда согласился дать старцам возможность выступить при одном только условии, что после прочтения Послания те останутся на съезде (на случай вопросов) хотя бы до конца дня. "Нет, мы только зачитаем послание и уйдем", – ответили старцы. В результате они вручили послание одному из членов президиума и покинули здание, в котором проходил съезд.

Тем не менее, на съезде было принято очень важное решение – удален корень зла и причина разделений, а именно: съездом были отменены "Инструктивное письмо" и "Положение". Но и это не обрадовало лидеров инициативного движения. Г.К.Крючков рассказывал впоследствии: "На лжесъезде ВСЕХБ в 1963 году присутствовал один из наших служителей. Вернулся в восторге: "Всё, братья! Работу Оргкомитета нужно сворачивать, потому что "Положение" и "Инструктивное письмо" отменили. Теперь есть возможность зарегистрировать общины под ВСЕХБ и жить свободно! Победа достигнута, больше нам ничего не нужно!"
"Дорогой брат, – разъяснял я ему, – мы просили съезд для покаяния. Работники ВСЕХБ не ходатайствовали о нём и провели съезд ложно, чтобы утвердить свои греховные позиции, поднять свой авторитет, – и это вы называете нашей победой?!"
После этих событий многие христиане, вышедшие из церквей ВСЕХБ, начали возвращаться обратно, разочаровавшись в "инициативном движении" и не желая больше поддерживать разделение. Кроме этого, организовался союз автономных церквей. В него вошли общины, близкие Оргкомитету по духу, не не согласные с проводимой им политикой. Прошла волна повторных отделений – появились "отделенные от отделенных".

Путем страданий
Болезненные разделения не могли не привести к углублению конфликта между сторонами. Росли взаимные упреки, накапливались обиды, усиливалась вражда, нередко заканчивающаяся взаимным отлучением друг друга от Церкви. В основной массе эти процессы протекали на уровне лидеров (именно они определяли, каким быть отношениям), но жить и решать проблемы на местах, сталкиваться с безбожной властью и бороться с ней приходилось рядовым христианам. Большинство из них никогда не видели и не слышали своих руководителей. Зато им регулярно приходилось "общаться" с особистами, "до зубов" вооруженными ресурсами, необходимыми знаниями и обладающими безграничной властью. Простые, искренние христиане брали на себя порой великий подвижнический труд, подвергали свои семьи опасностям и лишениям. Несмотря на строжайшие запреты и контроль, братья и сестры продолжали водить на Богослужения детей, проводить молодежные общения, активно проповедовать Евангелие. Безбожная власть жестоко преследовала инициативников. Их разгоняла милиция, за ними следил вездесущий КГБ, многих из них лишали свободы, некоторые заканчивали жизнь в тюрьме.
Пожалуй, наиболее ярким, удаляющимся от большой политики представителем преследуемого братства, был Николай Петрович Храпов. Этот служитель Божий имел в церквах непререкаемый авторитет – он провел в советских застенках в общей сложности 28 лет и умер в мангышлакской тюрьме в 1982 году, так и не выйдя на свободу. Ничто не могло сломить веру братьев и сестер нерегистрированных церквей. В тюрьмах, на лесоповалах под страхом дополнительных карательных мер, узники несли Благую весть. Семьи осужденных, по большей части многодетные, страдали от разлуки с отцами и мужьями, но оставались верными в своем уповании на Господа.

Были по-настоящему вопиющие случаи. В начале января 1964 году в Барнауле (Алтайский край) были арестованы четверо инициативников. Суд рассмотрел их и признал виновными в реакционной деятельности. Пресвитер поместной церкви получил пять лет, братья Николай и Василий Хмара по три года. Любовь Хмара была осуждена условно. Имя Николая Хмары скоро стало широко известно, поскольку спустя две недели после ареста он скончался. В следственном изоляторе от него потребовали отречения от Христа. Когда он отказался это сделать, его начали пытать. Жгли каленым железом, а затем (по некоторым свидетельствам) вырвали язык.
Мученическая смерть Николая Хмары вызвала большой резонанс в стране и за рубежом, информация дошла до правительства в Москве, Анастас Микоян пообещал разобраться, состоялся суд над убийцами христианина. Барнаульские события привели к тому, что уже в феврале 1964 г. при инициативном движении была создана правозащитная организация – Совет родственников узников ЕХБ. Совет был призван оказывать материальную помощь многодетным семьям осужденных, собирать документальные подтверждения вопиющих фактов бесчеловечности по отношению к верующим заключенным, а также обращать на них внимание высших советских руководителей и зарубежной общественности.
За годы гонений было осуждено 1500 баптистов, общий срок осуждения составил пять тысяч лет. Справедливости ради, нужно сказать, что в тюрьмы попадали и служители регистрированных церквей – власть уделяла внимание каждому, кто осмеливался с ней бороться. Так, например, Геннадий Ястребов (Целиноград, Казахстан), будучи членом регистрированной общины, поставлял бумагу для подпольной типографии Совета церквей. За сопротивление безбожной власти он получил свои пять лет тюрьмы. Представитель "регистрированных" – одессит Ярослав Диордиенко провел в воркутинской тюрьме пять лет, а его брат по вере самарский врач, автор знаменитой книги "В иродовой бездне" Юрий Грачев отсидел в общей сложности 18 лет. За годы гонений около 30 осужденных братьев умерли в заключении. Помимо Н.П.Храпова, не увидели свободы Б.Т.Артющенко, Я.Ф.Дирксен, И.М.Остапенко и другие. Коммунисты не считали зазорным держать в тюрьмах и глубоких стариков: С.Т.Голева, П.А.Серебренникова...

Постоянные аресты и многолетние лишения свободы ответственных братьев значительно усложняли деятельность не только "отделенных" церквей, но и их центрального руководства. Положение усугубила депортация Георгия Петровича Винса. В 1979 году прямо из заключения его вместе с группой диссидентов лишили гражданства и обменяли в США на бывших сотрудников ООН Черняева и Энгера, арестованных американскими спецслужбами в октябре 1978-го за шпионаж. Практически весь состав руководителей Совета церквей прошел через тюрьмы. Недосягаемым оказался лишь председатель СЦ – Геннадий Крючков, ушедший в подполье (на нелегальное положение) в 1971 году и скрывавшийся в нем до конца 1980-х. На протяжении всех лет гонений он оставался единственным бессменным лидером инициативного движения. (Свой пост председателя Крючков сохранил и после развала СССР, он возглавлял Совет церквей вплоть до своей смерти – до июля 2007 года.)
Многие братья-служители, отсидев по нескольку раз и в очередной раз возвратившись из заключения, оказывались невостребованными более на прежнем поприще, – по тем или иным причинам их выводили из руководящего состава Совета. Это приводило к недопониманию и, как следствие, дальнейшему разделению. Многие испытанные, богобоязненные и авторитетные служители покинули ряды отделенного братства и организовали новые церкви.
Нельзя умалить заслугу братьев и сестер, подвизавшихся в деле книгопечатания. Издательство "Христианин", нелегально организованное в начале 1970-х, совершало поистине неоценимый труд, который стал реальной проблемой для советской власти. К 1983 г. подпольные типографии отпечатали около полумиллиона Евангелий и духовных сборников. За десятилетие со времени учреждения издательства несколько раз были раскрыты его печатные точки, сотрудники арестованы и отправлены в тюрьмы. В октябре 1974 года была выслежена типография на латышском хуторе Лигукалнс. Семеро работников типографии были арестованы, печатный станок, около девяти тонн бумаги и 15 тысяч уже отпечатанных Новых заветов – конфискованы. Позднее такие же типографии были раскрыты: в 1977 г. в Ивангороде Ленинградской области, в январе 1980 г. – в селе Старые Кодаки на Украине, в июне 1980 г. – в селе Гливенки (окрестности Новороссийска) и в 1982 г. – в Токмаке (Киргизия). Аресты не могли остановить печатников в их жертвенном труде, результатами которого с благодарностью пользовались многие общины, в том числе зарегистрированные, входившие в состав ВСЕХБ. В период острой нехватки духовной литературы это было настоящим спасением для многих церквей.

"Пути не пересекутся даже в вечности"
Несмотря на крушение атеистической власти и наступившую относительную свободу вероисповедания на постсоветском пространстве, большинство общин СЦ по-прежнему не приемлют любой регистрации, считая, что она противоречит принципу независимости церквей. Это, тем не менее, не препятствует братству вести активную миссионерскую деятельность в России и бывших республиках СССР. Особое внимание Совет церквей уделяет благовестию народам севера и Дальнего востока.

Ни о каком примирении Совета церквей с братьями преемниками ВСЕХБ пока что говорить не приходится. В своем отчете перед представителями церквей на съезде, прошедшем в Туле 5-6 октября 2005 года, Геннадий Крючков сказал: "... Можем ли мы объединиться с такими людьми (РС ЕХБ – прим. ред.) ? Куда мы с ними придём? Мы не шли ни на какие встречи, потому что не можем переделать этих людей с их багажом греховного прошлого. <...> Единство достигается общностью взглядов и убеждений. Для нас главные убеждения – в Слове Господнем. Когда Господь наш – Глава, тогда Он живёт в нашем сердце и ведёт победным путём, а главное – дарует нам спасение и жизнь вечную. Если мы – во грехе, мы ничего не достигнем. Они идут широким путём, мы – узким. Представьте себе, что получится от слияния узкого и широкого пути. Эти две параллели не пересекутся даже в вечности".

Пожелтели давно сданные в архив уставы, инструктивные письма и "положения", а раскол, спровоцированный ими, не только не преодолен, но и, похоже, увеличивается в размерах. Созданный относительно недавно "Историко-аналитический отдел МСЦ ЕХБ" занимается в большей степени тем, что отыскивает, аккуратно собирает и классифицирует всё новые и новые доказательства "вины отцов", а также старательно фиксирует признаки "разложения" сегодняшних официально-зарегистрированных Союзов ЕХБ России и Украины. Поколение "несидевших" предъявляет счет поколению "непредававших" – и те, и другие выросли в новых реалиях, но, тем не менее, методы предпочитают использовать старые. У каждой из сторон своя версия и трактовка событий, за 50 лет сформировалось немало мифов, веских аргументов и неоспоримых фактов. Имеются собственные герои, бережно хранятся тайны.
Интересное замечание высказал в одной приватной беседе Евгений Родославов – верный служитель Божий, "отсидевший" в советских лагерях и ссылках 10 лет и на протяжении многих лет входивший в т.н. "узкий круг" (высшее руководство, состоящее из пяти человек – ред.) Совета церквей:" Каждая из сторон имеет достаточно фактов сделать оценку "чужим", а "своих" выгородить. Но это есть ничто иное, как продолжение той же войны, тех же отступлений, ошибок и падений. Сейчас, когда спала пыль с полей сражений и многие события стали видней и понятней, мы имеем больше возможностей видеть реальность. Но на практике, к сожалению, получается иначе. Как-то в зоне, я стал участником интересной ситуации. Двое зеков о чем-то поспорили. Один из них прибежал ко мне и попросил энциклопедический словарь. Прочитал, и оказалось, что словарь не на его стороне. Тогда он меня просит: "Святой, если придет Прокоп Г-ский, ты не давай ему словарь".

Вот и сегодня многие предпочитают стоять на своей, "родной" версии дней минувших. "Словари" выгодны не всегда и не всем, поскольку могут вскрыть настоящую суть произошедших событий, истинные причины тех или иных действий, мотивы поступков и их следствие. И больше всего поражает в этой ситуации то, насколько часто и существенно скрытая реальность отличается от общепринятой мифологии...

При подготовке материала использовались следующие источники:
"Подражайте вере их", Издание Совета церквей ЕХБ, Москва, 2001 г.
"Вестник истины, № 1 (65), 1979 г.
"Россия и Вселенская Церковь", № 4 (76), Брюссель, 1968 г.
Ю.Ф. Куксенко, "Наши беседы" (Изд-во "Титул", Германия, 2005 г.)
Доклад Е.К. Родославова на Второй конференции "Помни весь путь"
Б.М.Здоровец, "Каким судом судите"
"Вестник истины" № 4-5, 2008 г.
Андреас Патц
"МЕЖДУНАРОДНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГАЗЕТА"
11 августа 2011 г

admin

*
История христианства в Средней Азии
« Ответ #1 : 22 Августа 2011, 15:27:29 »
История христианства в Средней Азии
Автор: Дмитрий Питиримов Ташкент, Узбекистан, 2007 г.

Источник: http://www.touruz.narod.ru/articles/articles_1.htm

Раннее христианство в Азии
История христианства в Азии не так хорошо известна, как история западного христианства. Семя было тем же: благая весть Иисуса Христа - Евангелие, адресованное всему миру. Но оно сеялось другими сеятелями, прорастало в другой почве, его плоды собирались в житницы другими жнецами и имели свой собственный неповторимый вкус.

Достоверно известно, что Церковь начала свое распространение с Азиатского континента. Её ранняя история свидетельствует, что первые центры христианства находились в Азии. В Азии было построено первое здание церкви, был начат первый перевод Нового Завета (Пешитта II век), и появились первые христианские поэты. Считают также, что в Азии появился первый христианский монарх и первое христианское государство. На долю азиатских христиан выпали самые суровые гонения. Но масштабы распространения Евангелия в Азии были несопоставимо большими в сравнении с усилиями западного христианства вплоть до конца 13 столетия. Духовная власть Несторианской церкви простиралась на территории большей, чем территория Рима или Константинополя.

К сожалению, до современных исследователей дошло сравнительно мало исторических документов, позволяющих составить более полное представление о восточных ветвях христианства, которые приносили свои плоды за пределами Римской империи. Сохранившиеся документы являются слишком шаткой основой для некоторых смелых суждений относительно раннего христианства на Востоке.

Одни называют Несторианскую церковь самыми ревностными распространителями Евангелия, которых когда-либо видел мир. Другие утверждают, что несториане больше стремились к политическому влиянию. Столь же противоречивы суждения в теологических спорах, возбуждаемых историей раннего восточного христианства. Для одних несториане – еретики. Другие говорят о них как об истинных христианах, сохранивших древнюю апостольскую традицию, избежав заражения западной греческой философией.
TOP ↑
Появление христианства в Средней Азии
Христианство проникло в Среднюю Азию из Персии, куда оно было принесено сирийцами. Принятие христианства императорами Рима, враждебного Персии, вызвало гонение на христиан в Персии и переселение части христиан на Восток. С 334 г. упоминается христианский епископ в Мерве.

В V в. принятие персидскими христианами несторианства и разрыв их с Римом и Константинополем примирили с христианами персидских царей. С тех пор распространение христианства в Средней Азии было главным образом делом несториан.
Несторианская церковь
Несторианская церковь – это собирательное название раннехристианских общин в Азии, которые были последователями Антиохийской богословской традиции, отстаиваемой Несторием - архиепископом Константинопольским, в 428 г. восставшим против титула "Матерь Божья", как стали именовать Марию, мать Иисуса.
История возникновения
В 431 году на Вселенском соборе в Эфесе Несторий был предан анафеме, его учение осуждено и затем в 449 проклято (Эфесский разбой). На Эфесском соборе 431 года антиохийская делегация объявила еретиком оппонента Нестория - Кирилла, чью точку зрения поддерживала александрийская делегация. Спор был решён императором Феодосием II, который утвердил постановление александрийской делегации.

Окончательно анафема несторианам была произнесена на Халкедонском соборе в 451 г. От репрессий последователи Нестория могли избавиться лишь путем отречения от своего учения, что они отказались сделать.

Несториане сформировались в единое религиозное сообщество, когда, спасаясь от гонений, иммигрировали в Персию (Эраншахр) в 489 году. Там они присоединились к Ассирийской Церкви Востока, также придерживавшейся Антиохийской богословской традиции.

Большинство несториан, по некоторым оценкам около 170 тысяч человек, и по сей день живут в Ираке, Сирии и Иране, где они в основном известны, как Ассирийцы. Главой Несторианской церкви является Патриарх, чья резиденция находится в Ираке.

В Среднеазиатском регионе более всего потомков несториан сохранилось в юго-восточном Казахстане, а также частично в Киргизстане.
Вероучение
Несториане отвергают доктрину, принятую на Эфесском соборе, утверждающую, что Иисус Христос представляет собой единственную Божественную ипостась (личность) и поэтому Его мать - Мария должна именоваться «Матерь Божья». Вероучение, которого придерживался Несторий, а также вероучение Ассирийской Церкви Востока, фактически является учением Антиохийской богословской школы, которое развито в трудах Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуэстийского (4 в.).

Несторианство признает полную симметрию богочеловечества Христа. В едином богочеловеческом лице (личности) Христа с момента зачатия не слитно были соединены две ипостаси (единичные природы) и две (общие) природы (божественная и человеческая). Воля, в отличие от православного учения, считается свойством личности, а не природы, поэтому признается одна богочеловеческая воля Христа.

Одни действия Христа (рождение от Марии, страдания, смерть на кресте) несторианство относит к Его человеческой ипостаси, другие (творение чудес) - к Божественной. Поскольку рождение от Марии имеет отношение только к человеческой ипостаси и к богочеловеческой личности Христа, но не к Божественной ипостаси, термин "Богородица" несторианство считает богословски некорректным и допустимым только с оговорками.

Несторианство утверждает важность для спасения людей всей земной жизни Христа, а не только Его смерти на кресте и воскресения, хотя и признает кульминационное значение последних. Особо подчеркивается важность подвигов Христа, как человека. До крещения в Иордане Христос, как человек, в совершенстве исполняет иудейский закон, во время крещения получает благодать Святого Духа, преображается на горе Фавор, страданиями и смертью на кресте выполняет совершенное послушание Богу, после чего силой Бога воскресает, что становится победой над смертью, главным последствием грехопадения Адама.

Основным противником Нестория был александрийский епископ Кирилл, опиравшийся на монашество и сельское население Египта, Палестины, Малой Азии. В отличие от Нестория Кирилл признавал личность Христа чисто Божественной, а не богочеловеческой, и настаивал на необходимости термина "Богородица".
TOP ↑
Распространение Евангелия Несторианами
Доисламский период
Персия приобрело это свое название лишь только в позднем средневековье, а во времена переселения Несториан называлась Эраншахр, во главе с шахиншахом (царем царей), и простиралось от Индостана до Дешти Кипчака (Великой степи) от Памирских гор до Кавказа. Это великое государство подразделялось на 18 сатрапий (сат –сто, рабат – предместье). Согд (Самарканд) был цекнтром одной из 18 сатрапий Эраншахра. Поэтому здесь, где, несмотря на массовость зороастризма, господствовала веротерпимость, несториане сумели создать мощный христианский центр, концентрическими кругами евангелизировавший окружающий языческий мир, охватывая территории современных Бухары, Ферганы, Ташкента, Южного и Юго-Восточного Казахстана и современного Киргизстана.

В обширном регионе Бухары, бывшей частью Эраншахра, присутствие несториан отразилось на процессе формирования городских центров, который к моменту арабского завоевания в начале 8 века был в основном завершен. Древние города Варакша, Варганзи, Рамитан, Кермине, Пайкент и сама Бухара застраивались по схожей схеме: цитадель, шахристан (основное жилое ядро города), кладбище (за пределами городских застроек) и здание христианского храма. В Бухаре того времени христианский храм стоял у восточных ворот.

Древние источники дают нам ряд свидетельств о существовании христианства в районе Самарканда. В частности Аль Бируни в своем знаменитом труде «Сведения древних народов» указывал, что в Самарканде до арабского периода наряду с зороастризмом существовал влиятельный христианский епископат «насоро», возглавляемый мобад-дастуром Настори» («мобад» – жрец; «дастур» – духовный лидер; «насоро» – производное от «наср», по-арабски «писание»: как известно арабо-персидская традиция называли христан «людьми Писания»; «Настори» - без сомнения Несторий). Значит имя Нестория, было известно и знаменито.

Другой арабоязычный автор, по происхождению тюрк, серьезный ученый, историк и лингвист Махмуд Кашгари, приводит личное свидетельство о том, что в юго-восточном Дешти-Кипчаке (Великой Степи), Узгенском царстве и Уйгурском каганате существовали и процветали общины с центром в Согде (Самарканде). По словам Кашгари «в Исфиджабе и Таразе, в Кашгаре и Узгенде вплоть до Кубы (Кувы) жил народ согдак, исповедующий Масиха (Иисуса Христа) и говоривший на двух языках: согдийском и тюркском).

Узгенд ныне – районный центр Ошской области Киргизстана. Кува – районный центр Ферганской области Узбекистана. Здесь в 1956 году археологическая экспедиция обнаружила три христианских храма. Еще несколько древних христианских храмов было обнаружено в Узгенде, который довольно длительный период средневековья играл значительную роль на востоке, являясь столицей сильнейшего государства.

В 2006 году Восточно-Согдийская археологическая экспедиция Академий наук Украины и Узбекистана, обнаружила хорошо сохранившиеся остатки раннесредневекового христианского монастыря в Ургутском районе Самаркандской области и открыла новый эпиграфический памятник - на стенах найдены надписи на согдийском языке (иранский язык, родственный фарси и таджикскому) с использованием арамейской графики (язык, близкий к современному ивриту). Это является еще одним важным свидетельством в пользу того, что Самарканд в свое время являлся одним из важнейших, если не важнейшим центром распространения несторианства в регионе.

С практической точки зрения популярность несторианства можно объяснить тем, что христианство, как монотеистическая религия с развитой догматикой выгодно отличалось от языческих верований идолопоклонства (бурханизма), шаманизма, тангризма и др. Христианами становились интеллектуально развитые личности, занимавшие в обществе определенное привилегированное положение, которые использовали свое влияние для дальнейшего распространения христианства.

Интересный отголосок той эпохи можно встретить в этих краях и теперь. Знающие свое происхождение и хорошо разбирающиеся в родословной (шаджара) казахи часто признают, что их предки были несторианами.

Несторианская церковь основала также свои епископства в Аравии и в Индии. В 635 году несторианство проникло в Китай, первые императоры династии Тан, Тайцзун и Гаоцзун покровительствовали несторианам и позволяли им строить церкви.
Период становления Ислама
С приходом ислама в Персию в 637 году, несториане получили от новых правителей законное покровительство. В период между 7 и 14 столетиями, несмотря на господство ислама в регионе, многочисленные несторианские общины продолжали процветать, в том числе, и в Средней Азии. В частности, в X в. упоминаются христианские селения Вазкерд (в горах к Югу от Самарканда) и Винкерд (около места впадения Чирчика в Сырдарью).
Влияние монгольских завоеваний на распространение христианства
К моменту начала вторжения монголов в Среднюю Азию, её территория в основном принадлежала Хорезму, который в начале XIII века представлял собой крупное ирано-мусульманское государство. В 1223 г. царство Мухаммеда Хорезм-Шаха, простиравшееся от Инда до Каспийского моря было завоевано. Под натиском монголов пали Бухара, Ходжент, Самарканд, Балх, Мерв, Герат и др. Славящиеся своей жестокостью монгольские завоеватели, разрушили практически полностью древние города Средней Азии, среди которых были Ургенч, Бухара и Самарканд.

Разумеется армия Чингисхана не пощадила и церкви. Бесчисленное множество людей, населявших Среднюю Азию, было убито, замучено и уведено в плен. Казалось, это должно было привести к полному исчезновению христианства, которое и без того было сильно ослаблено господством ислама в регионе. Однако, благодаря семенам Евангелия, посеянным несторианами, чингизиды сами стали средой для распространения христианства.

Еще в 1007 г. христианство принял народ кераитов в Монголии. В XII в. была учреждена митрополия в Кашгаре, которой была подчинена также южная часть Семиречья. В начале XIII в. было много христиан среди кочевых найманов (в западной части Монголии) и оседлых уйгуров. Христианские кераиты, найманы и уйгуры имели значительное влияние при дворе Чингисхана и его преемников в Китае, Средней Азии и Персии.

Во дворце Хубилая (1260-1294) внука Чингисхана, проповедовали несториане, что привело к покаянию императрицы и её сына.
Крестовый поход с Востока
В этом смысле интересна история хана Хулагу, который в 1256 г. возглавил тюрков - несториан в беспрецедентном крестовом походе на Ближний Восток. Хулагу, Хулагу-хан (1217 — 1265, Марага, Иран) — чингизид, внук Чингисхана, брат Великого хана Мунке - главы Монгольской империи, основатель династии и государства Хулагуидов. В 1256 он повел за собой войско несториан в крестовый поход на Ближний Восток, в результате которого было завершено завоевание монголами Ирана, Ирака и сопредельных стран. Хулагу разгромил государство исмаилитов в Иране (1256) и халифат Аббасидов (1258), воевал с мамлюками в Сирии (1260) и с Золотой Ордой (1262). В 1256 провозгласил себя государем (хотя номинально признавал сюзеренитет великого хана, от которого в 1261 получил титул ильхана, т. е. хана племени).
TOP ↑
Закат и культурный след раннего христианства в Средней Азии
В XIV в. с несторианством вступает в борьбу католическая пропаганда; возникают католические епархии в Пекине, Алмалыке (около Кульджи) и Самарканде. Часть несториан вошла с сообщество с Римом и известна ныне, как «Халдейская церковь».

Вследствие развития торговли проникают в Среднюю Азию христиане других исповеданий. Например, на берегу оз. Иссык-Куль был армянский монастырь, в котором показывали мощи св. апостола Матфея. Успехи ислама и буддизма в XIV в. со временем прекратили деятельность как несторианских, так и других христианских проповедников в Средней Азии.

Предание о насильственном истреблении остатков христианства Тимуром, не подтверждается письменными источниками. Христианство в Средней Азии исчезало постепенно, вследствие прекращения отношений со странами христианской культуры. Однако более чем тысячелетнее присутствие христианской культуры в регионе, не могло не оставить неизгладимые следы в культуре местных народов. Исследователи находят эти следы в прикладном искусстве, языке и устной традиции.

В частности наличие глубокого выреза на нательных рубахах, а так же расширяющийся по направлению к горлу запах верхних халатов у народов Средней Азии, объясняется тем, что в пору становления ислама, новые правители, требовали, чтобы одежда не закрывала шею. Это давало возможность отличать христиан, которые носили кресты, от людей, исповедующих другую религию.
Легенда о пресвитере Иоанне
Эта легенда распространилась в середине XII века от берегов реки Хуанхэ до Атлантики, между китайцами, турками, монголами, персами, арабами, индийцами, армянами, а также всеми европейскими народами, участвовавшими в крестовых походах. Период развития легенды занимает около 400 лет.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона утверждает, что в основании слуха лежал действительный факт успеха несторианского христианства среди племён Средней Азии, записанный у Абуль-Фараджа. Первое известие о пресвитере Иоанне находится в летописи Оттона Фрейзингского от 1145 года, откуда оно переходит в другие хроники.

С 1165 года в Европе стало распространяться письмо пресвитера Иоанна - короля несториан. В письме утверждалось, что королевство христиан процветает где-то на востоке. Письмо было переведено на несколько языков, включая иврит. Сохранилось несколько сотен копий письма. Изобретение книгопечатания сделало его ещё более популярным.

27 сентября 1177 года Папа Александр III отправил послание Иоанну пресвитеру со своим эмиссаром Филиппом. О дальнейшей судьбе Филиппа ничего неизвестно, предположительно, он не вернулся из своего путешествия.

С падением владений крестоносцев в Палестине слухи о пресвитере Иоанне утихают, но они возрождаются с появлением авангарда армии чингизидов в Персии и Армении. Монгольского хана Хулагу считают то пресвитером Иоанном, то сыном его Давидом.

Марко Поло находит потомков первого пресвитера Иоанна в лице монгольских князей, несториан, кочевавших по просторам Азии. Интерес к древней легенде не угас и по сей день.

Следы несториан в Средней Азии, позволяют приоткрыть завесу этой тайны.
Недавние археологические находки, относящиеся к эпохе распространения несторианства
В 2006 году Восточно-Согдийская археологическая экспедиция Академий наук Украины и Узбекистана, занимаясь раскопками раннесредневекового христианского монастыря в Ургутском районе Самаркандской области, открыла новый эпиграфический памятник - на стенах найдены надписи на согдийском языке (иранский язык, родственный фарси и таджикскому) с использованием арамейской графики (язык, близкий к современному ивриту).

В 2004 году местные жители строили в Ургутских горах дорогу и задели бульдозером кусок холма. То, что они увидели в его срезе, заставило их послать за археологами.

Этот монастырь был основан не позже IX века и существовал приблизительно до XIII века. Рядом с монастырем находится зороастрийский храм Джар-Тепе, неподалеку - храм языческой богини Аспан, которая могла быть покровительницей Ургута.

В горной пещере близ монастыря были также обнаружены христианские надписи на согдийском и сирийском языках, а одна надпись - с использованием китайских иероглифов, ученые предполагают, что ее мог написать какой-нибудь паломник из Синьцзяна.

В мире известен лишь один такой памятник, открытый в 1922 году. Это "посетительские" надписи, типа "Здесь был ... (сирийское имя с титулом духовного лица)", а также предложения вроде "Хорошая погода" или "Снег идет".

Монастырь хорошо сохранился, его, видимо, миновали и пожары и нападения. Памятник в идеальном состоянии: если его раскопать и привести в порядок, то в нем можно жить.

Монастырь находится на верхушке холма, на горной террасе размером двадцать пять на сто метров, с двух его сторон протекает горная речка. Монахи прорыли туннель длиной в сто пятьдесят метров и забирали воду из реки через керамический водопровод прямо в монастырские колодцы глубиной в тринадцать - пятнадцать метров.

Стены монастыря с двойной кладкой - четырехметровые, сложенные из сырцового кирпича. Такая монументальная архитектура была хорошей защитой от селевых потоков и оползней, нередких в этих горах. Все нормы, свойственные монастырской архитектуре родины монахов - северной Месопотамии и Сирии четко соблюдены.

Самое интересное то, что сооружение было построено монахами из сырцового кирпича, хотя, обычно такие сооружения строили из камня. Ученые предполагают, что с самого начала это древнее сооружение строилось по генеральному плану: в нем много тонких архитектурных деталей, пол выложен тонкой керамической плиткой высокого качества, покрытой алебастром, а на стенах зданий - фрагменты росписи.
TOP ↑
Возвращение христианства в Среднюю Азию
Немного о терминах
Центральная Азия — обширный, не имеющий выхода к морю, регион Азии. Несмотря на некоторую неопределённость его границ, выделяются общие характеристики данного региона — в частности, Центральная Азия исторически всегда ассоциировалась с населяющими её просторы кочевыми народами и Великим шёлковым путём. Центральная Азия всегда выступала как место, где сходились люди, товары и идеи с разных концов Евразийского континента — Европы, Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии.

Впервые выделил Центральную Азию в качестве отдельного региона мира географ Александр Гумбольдт (1843). В общей истории Центральной Азии, подготовленной ЮНЕСКО, определение региона базируется на его климатических особенностях, и сам регион включает Монголию, Западный Китай, Пенджаб, северную Индию и северный Пакистан, северо-восточный Иран, Афганистан, районы азиатской России южнее таёжной зоны и пять бывших советских среднеазиатских республик.

Существует и другой метод определения границ Центральной Азии — исходя из этнического состава населения (за основу берутся районы, населённые восточно-тюркскими народами, монголами и тибетцами). Сюда входят Синьцзян, тюркоязычные регионы Южной Сибири, пять бывших советских среднеазиатских республик (хотя Таджикистан населён ираноязычными народами) и афганский Туркестан.

В российской географической науке существует также понятие Средней Азии. В советское время она включала Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Киргизию (часто также Казахстан). Последнее образовалось в результате трансформации терминов Русский Туркестан (Туркестанский край) и Туркестан. Туркестанский край, как часть (край, генерал-губернаторство) Российской Империи, включал в себя территорию, начиная с Южного Казахстана, до границ сохранивших ограниченную независимость Бухарского и Хивинского государств.

Начало завоевания Туркестана обычно датируется 1865 годом, когда Ташкент был сдан отряду русских войск, численностью 3000 человек, под командованием генерала Черняева. До этого момента территория Туркестана была распределена между Бухарским, Кокандским и Хивинским феодальными государствами.

В 1867 первым Генерал-губернатором Туркестанского края был назначен Константин Петрович Фон-Кауфман. В советское время, когда Бухара и Хива были аннексированы советами, границы Туркестана расширились за счет новых территорий.

С того момента понятия Туркестан и Средняя Азия часто стали употребляться как равнозначные. Во многих языках нет различения понятий «Средняя Азия» и «Центральная Азия», что порой приводит к сложностям при переводе и недоразумениям.
TOP ↑
Евангельское христианство в Средней Азии
В 19 столетии влияние Царской России в Средней Азии выражалось также и в распространении христианства, в основном, в форме православия. Проникновению других форм христианства в азиатские районы Российской Империи в значительной степени способствовала политика освоения земель путем переселения народов из других регионов России.

Переселенцы пользовались свободой вероисповедания, которой не было в российской метрополии, освобождались от воинской обязанности и налогов сроком до 50 лет. Они поселялись в небольших поселениях, в том числе и расположенных вокруг Ташкента: Верхне- и Нижне-Волынске, Искандере, Карабаке, Газалкенте и др.
Менониты
Одним из важных компонентов, повлиявшим на развитие так называемого Евангельского христианства в Центральной Азии, стали немецкие менониты.

Менонитство представляет собой дальнейшее развитие мощного движения анабаптистов, возникшего в 16 веке и охватившего в свое время всю центральную Европу. В Россию менониты попали, когда после двух манифестов Екатерины II от 4 декабря 1762 г. и от 22 июля 1782 г., Россия открыла двери иностранным переселенцам.

Как известно, менониты отказывались служить в армии по своим религиозным убеждениям. Зная это, российское правительство обещало менонитам освобождение от воинской обязанности. И они действительно не привлекались к службе в армии вплоть до 1880 года, когда русский царь Александр II издал новый указ. Согласно этому указу все мужчины менонитов подлежали призыву в армию.

Выход из сложной для менонитов ситуации был найден, когда один из лидеров менонитской общины Герман Янцен, встретился в Петербурге с генерал-губернатором Туркестана Фон-Кауфманом, тоже немцем по национальности. Кауфман пригласил менонитов в Русский Туркестан, пообещав им освобождение от налогов и воинской обязанности на 25 лет.

Фактически у менонитов не было выбора, и в 1881 году они, оставив в России большую часть своего имущества, проделали сложнейший путь до поселка Сары-Агач, приблизительно в 20 километрах севернее Ташкента. Там менонитов после долгой дороги встретил сам Фон-Кауфман.

Но менониты, прибывшие в Сары-Агач, оказались приверженцами разных религиозных воззрений, и через некоторое время они постановили разделить общину и жить подальше друг от друга. Со временем менониты основали свои маленькие общины повсюду на огромном пространстве Туркестана между Верным (Алматы) и Хивой.

Один из менонитов даже служил переводчиком при дворе Хивинского Хана, а искусные менонитские мастера покрывали паркетом тронный зал ханского дворца в Хиве.

Еще сорок пять семей менонитов под руководством Абрама Яковлевича Петерса 1 августа 1881 года покинули юг Украины и переселилась на свободные земли Таласской долины Киргизии. 4 апреля 1882 года, там было образовано первое немецкое село Николайполь (после революции Ленинполь).

Во многих населенных пунктах Узбекистана немецкие религиозные общины сохранили свою жизнеспособность вплоть до конца 80-х годов 20 века, когда немцы массово, стали возвращаться на свою историческую родину. Многие из ныне действующих евангельских церквей в Узбекистане были основаны, или активно поддерживались немцами менонитами, которые в 1963 году присоединились к Союзу Евангельских Христиан-Баптистов в виду близости вероучений.
Молокане
С середины 19 века по всей России проживало множество молокан. Они славились как прекрасные работники и в области обработки земли были непревзойденными мастерами. В числе самых крупных производителей зерна в России были молокане. Они осваивали земли, начиная от Сахалина до Туркестана, причем их поселения были даже на границе России с Ираном, там, где ныне находится столица Туркменистана Ашхабад. Молокане были лояльны по отношению к царской власти, и выступали против революционного движения в России.

После революции Советская власть проводила так называемую политику раскулачивания. Кулак - это богатый землевладелец, имевший свои средства для обработки земли, а также, что важнее всего, использовавший труд наемных работников. Естественно, что многие молокане попадали под определение кулаков. Советская власть отбирала у кулаков землю, посевное зерно и имущество, и подвергала их жестоким репрессиям, вплоть до физического уничтожения. Спасаясь от репрессий, кулаки бежали подальше от центра, где советская власть была менее сильна. Они обживали пустынные пространства Туркестана.

Образовывались новые населенные пункты, в которых компактно поселялись верующие из российских регионов Советского Союза. Так на территории Туркестана встретились два важных источника нынешнего евангельского движения: менониты и молокане.
TOP ↑
Баптисты и евангельские христиане
В 19 веке в северной столице России - Петербурге, в результате проповеди лорда Гренвилла Редстока (1833-1913 г.г.) образовалась группа евангельских верующих, которая стала колыбелью распространения в России так называемых евангельских христиан.

В то же время в южных районах России распространялось движение, называемое «штунда» (от немецкого слова штунде, то есть урок). Группы штундистов образовывались благодаря появлению и свободному хождению в России Библии, изданной на русском языке. Люди собирались, чтобы узнать, что написано в Слове Божием и, просвещаясь, обращались к Богу. Движение штундистов дало начало массовому распространению баптизма в России.

Многие приверженцы ранее существовавших малочисленных религиозных групп, воспринимая библейские истины, становились членами баптистских церквей. В конце 19, начале 20 веков баптистские церкви почти наполовину состояли из бывших молокан. Благодаря деятельности евангельских христиан и баптистов первая баптистская поместная церковь была образована и в Ташкенте. Это случилось на рубеже 19 и 20 веков.
Образование баптистских церквей
Первой поместной баптистской церковью, образовавшейся на территории Средней Азии, стала Ашхабадская церковь (1890 г.). Вначале переселенцы проводили свои собрания совместно с молоканами, затем они объединились с верующими армянами. Руководителем группы был избран брат Исай Туманянц, имевший богословское образование. В 1882 году при содействии местных властей в двадцати километрах от Ашхабада верующие организовали поселок Кельтичивар (позже переименованный в Куропаткинский) здесь проводились богослужения в духе евангельско-баптистского исповедания.

Первые поместные церкви баптистов на территории современного Узбекистана были основаны также в конце 19 века в небольших поселениях недалеко от Ташкента –Газалкент, Карабог и Искандер.

Существующая до сих пор Газалкентская церковь считается старейшей в Узбекистане. Евангельскую весть в Газалкент принесли переселенцы, прибывшие из Центральной России и Сибири в 1896-1898 годы. В 1898 году в этом городе они начали проводить молитвенные собрания.

Первая баптистская поместная церковь в Ташкенте была основана на рубеже 20 века. В 1900 году из Сибири, из г. Томска, приехала в Искандер, а затем переехала в г. Ташкент семья Илюхина Алексея Никитовича, которая поселилась на "Военке" в окружении военнослужащих, среди которых началась проповедь Евангелия. Первыми слушателями, а впоследствии и первыми членами Ташкентской поместной церкви были брат Дацко Алексей Яковлевич - писарь штаба, Плотников, Сергиенко, Стадников - фельдшера военного госпиталя, Данилов М. - казак, Погребняк, Малышкин, Турухин И.С., Юленко М.И. Солдаты Ташкентского гарнизона были ревностными посетителями Богослужебных собраний, на которые приглашались также и офицеры. Первыми руководителями Ташкентской церкви были братья Илюхин А.Н. и, переехавший в Ташкент, книгоноша Библейского Общества г. Самары Корнев Петр Никитович.

До настоящего времени эта община Ташкентской церкви является крупнейшей баптистской церковью в Узбекистане (около 600 членов).

Братство евангельских христиан-баптистов Узбекистана придерживается строгих библейских позиций. Библия воспринимается, как совершенный и полный источник знаний о Боге и Его воле в отношении человека.

Устройство церквей конгрегациональное. Глава Церкви - Христос. В поместной церкви все важнейшие вопросы решаются Членским собранием. Для решения повседневных вопросов Членское собрание избирает братский совет, состоящий из рукоположенных служителей и проповедников. В порядке исключения, в малых церквях, в совет могут входить также и сестры. Церкви избирают на служение дьяконов и пресвитеров. Один из служителей, является пастором церкви. На эту должность он избирается Членским собранием и может быть смещен в любой момент.

Каждая поместная церковь является независимой, однако существует разница между поместной церковью и группой, где домостроительство церкви еще не завершено. Над группами осуществляют опеку крупные поместные церкви с сильной общиной.

В вопросе спасения баптистское братство в основном придерживается Арменианской точки зрения: “человек может лишиться спасения, если не дорожит и пренебрегает им, предопределение основывается только на предузнании, каждый человек может быть спасен, если стремится исполнить волю Бога и т.д.”.

Церкви объединяются в Союз церквей ЕХБ Узбекистана, который объединяет несколько десятков церквей и групп по всей стране. Членство в Союзе не ограничивает независимость поместных церквей. Однако у руководства Союза есть право обращаться к Членскому собранию любой церкви, минуя пастора и братский совет. Общая численность членов церквей ЕХБ в Узбекистане около 1800 человек.

Союз церквей ЕХБ Узбекистана является одним из учредителей Библейского общества Узбекистана, наряду с другими христианскими конфессиями, в том числе, католиками.

Православная церковь вышли из числа учредителей Библейского общества в 1998 году, не поддержав его перерегистрацию.
Репрессии в досоветский и советский периоды
Отношение царского правительства к так называемым «сектантам», к которым без разбора причисляли большинство христианских течений, определялось отношением к ним православной церкви. Последняя же каждый факт вовлечения человека в иное, кроме православия, религиозное течение, расценивала как отвращение его от православия.

Официальные источники царского времени зафиксировали факты многочисленных неподтвержденных обвинений в отношении общин, относящихся к религиозным меньшинствам в Российской империи. О них распространялись ужасные слухи, рассчитанные на то, что они смогут отвратить население от новых евангельских движений. Поэтому революционеры видели в представителях религиозных меньшинств людей недовольных царским режимом и рассчитывали на их сотрудничество. Однако, когда во время революции, оказалось, что те вовсе не стремятся поддерживать новый режим, советское правительство стало постепенно относиться к евангельским церквям все отрицательней.

С конца 30 годов сталинский режим запретил деятельность евангельских христиан и баптистов, а также всех других религиозных движений, кроме официально действующей православной церкви. Правительство вернулось к практике распространения мерзких слухов о евангельских верующих. Проводились массовые аресты. Еще сегодня пожилые члены евангельских церквей помнят времена, когда в общинах не осталось "братьев", все они были отправлены в лагеря на различные сроки, иногда достигавшие 25 лет. Были случаи смертных казней, пыток и других зверств в отношении верующих.

Молитвенные дома и вся собственность в них были конфискованы. Верующие собирались маленькими группами по домам в обстановке строжайшей секретности.

Такое положение сохранялось до 1944 года, когда под нажимом западных держав, сталинский режим дал относительную свободу верующим. Из лагерей были освобождены уцелевшие руководители евангельских движений, которые провели учредительный съезд.

Съездом был учрежден Союз Евангельских Христиан - Баптистов (ВСЕХБ), куда вошли евангельские христиане и баптисты. В 1945 году во ВСЕХБ вошла часть пятидесятников, а в 1963 г. к Союзу присоединились братские менониты. Позднее пятидесятники отделились от ВСЕХБ.

Вплоть до распада советского режима положение с собственностью было таким: верующие за свои деньги покупали домовладения, строили Дома молитвы, покупали музыкальные инструменты, мебель и так далее, а затем передавали их государству. Государство, принимало дома молитвенных собраний в собственность и затем сдавало их верующим в пользование.

История помнит много случаев, когда Дома молитвы сносили. На строительство Дома молитвы требовалось разрешение из Москвы. Тех, кто осмеливался ослушаться, строго наказывали. За строительство дома молитвы по ул. Панченко в Ташкенте уже в 80-х годах прошлого века, пресвитер церкви Пеньков А.Т. был приговорен к пяти годам лишения свободы. Однако, как ветеран войны, он попал под амнистию.

Изданием литературы мог заниматься только ВСЕХБ, за подпольное издание литературы предусматривался длительный срок заключения. Библий и сборников для общего пения в церквях было очень мало, поэтому их переписывали от руки.

Верующим запрещалось водить с собой в церкви детей. Занятия с детьми в воскресных школах были запрещены. За работу с детьми многие сестры были подвергнуты тюремному заключению.

Государство строго следило за деятельностью церквей. Пасторы церквей обязаны были сдавать регулярные отчеты специальному уполномоченному по делам религии. Все знали, что он является работником КГБ. Особенно сильному давлению подвергалось руководство ВСЕХБ. От них требовали полного контроля над церквями по всему Советскому Союзу. Дело дошло до того, что пресвитеров поместных церквей стали назначать в Москве.

Такое положение не могло не вызвать протеста верующих. В церквях стало распространяться мнение, что следует отказаться от государственной регистрации и действовать, если нужно, подпольно. Это, в конце концов, привело к разделению церквей на регистрированные и отделенные.

Позже отделенные церкви образовали свой совет, тоже имевший всесоюзное значение. Рассвирепевшее государство сконцентрировало свои силы в борьбе с отделенными церквями. Против них было возбуждено много судебных процессов в 60-х годах, родителей лишали родительских прав за воспитание своих детей в духе веры, но эта борьба была практически безуспешной. В то же время, постепенно осознав, что само государство стало причиной образования подпольной церкви, политическим руководством страны было принято решение ослабить давление на ВСЕХБ. Получив возможность самостоятельно принимать решения, не навязанные сверху, руководство ВСЕХБ признало свои ошибки и покаялось. В результате обстановка в регистрированных церквях пришла в норму и прежние перегибы более не стали так раздражать верующих.

Однако изменение ситуации не успокоило отделенные церкви, продолжая быть увлеченными идеей борьбы за чистоту и освящение каждого верующего, они по-прежнему отказываются от регистрации.

Ташкентская церковь евангельских христиан-баптистов, расположенная по ул. Панченко, всегда оставалась регистрированной. Некоторые из членов этой поместной церкви были членами отделенных церквей, но затем вернулись. К их числу относился Пеньков А.Т., возглавлявший церковь на протяжении 26 лет.

Во времена жестоких преследований верующих, на Советский Союз оказывалось сильное политическое давление со стороны Запада. Благодаря этому церкви в Советском Союзе продолжали существовать. Особенно это касается преследований конца 30, 40, а также 60 годов, когда жестоким преследованиям подвергались отделенные церкви. Из-за поддержки Запада баптистов всегда называли шпионами. Даже было сфабриковано несколько судебных процессов, где баптистов судили за шпионаж в пользу западных разведок.

С 1905 года баптисты Российской империи состоят в Baptists World Alliance.
TOP ↑
Другие христианские течения в Узбекистане
Повсеместно в Узбекистане активно развиваются церкви пятидесятников (Центр Христиан Полного Евангелия) и церкви харизматического толка (в Ташкенте – Церковь Христа). В последние годы множество протестантских церквей было образовано среди этнических корейцев живущих в Узбекистане.
Источники:
История Евангельских Христиан-Баптистов в СССР. Издательство ВСЕХБ, Москва 1989 г.

Бахрамхан Махмудзода «Неистовые несториане» Санкт-Перербург Издательство Шандал 2001.

Светлана Вдовина «В Узбекистане нашли древнехристианские надписи» Бизнес Вестник Востока №51 от 15 июля 2006 года.

Хулагу,  (версия декабрь 14, 2006).
История христианства в Средней Азии,  (версия декабрь 14, 2006).
Несторианство,  (версия декабрь 14, 2006).
Иоанн пресвитер,  (версия декабрь 14, 2006).
Центральная Азия,  (версия декабрь 14, 2006).

Samuel Maffett, A History of Christianity in Asia.
 
L. Mankovskaya, Bukhara. From the history of the city.

Rev. John Meyendorff, Nestorian Church.