Подумаем о том, что требует от нас Православная Церковь, чтобы нам действительно быть православными христианами. Она требует от нас постоянного осознания себя как православных.
Для этого ... надо как-то странно себя вести, например, мы не имеем права на кого-то гневаться, а если это произошло, то мы обязаны просить прощения, иначе мы не можем причащаться; мы должны читать молитвы, рано вставать, ходить в церковь и все время держаться в каком-то тонусе.
Если провести какую-то светскую аналогию, а такую аналогию проводили еще святые отцы, то получается, что православие требует от нас, чтобы мы все время тренировались. Спортсмен или какой-нибудь военный человек ведет свою жизнь, полностью подчиненную тренировкам. Это понятно, они добровольно выбрали такую специальность. Но никто не говорит, что все люди должны быть спортсменами.
Но мы говорим, что в принципе все люди должны быть православными, независимо от того, какое у кого здоровье, возраст, социальное положение и так далее. Но как же можно думать, что все люди, получается, всю жизнь должны тренироваться?
Это кажется совершенно невероятным, поэтому естественным образом получается следующее: такой образ жизни, состоящий из постоянных тренировок, берут на себя какие-то молодые люди на несколько лет, пока у них не появляется других более существенных интересов, или предпенсионного возраста женщины, которым стало нечего делать, потому что внуки выросли или их нет, семья ничего не требует, а занять себя надо чем-то, — и это не худший способ.
Все остальные категории населения просто не могут быть православными, потому что у них есть какие-то физические и психологические нагрузки, ответственность, какая-то работа. Они и так уже вынуждены в своей жизни тренироваться, и если им еще сверх этого навязать карьеру "профессионального спортсмена", а я напоминаю, что православную аскетику со спортом сравнивали еще святые (само слово "аскетика" означает спортивные упражнения), то совместить это с жизнью просто невозможно.
Поэтому бывает, что люди работоспособного возраста если даже себя и считают православными, то ни в чем это у них не выражается – они и не молятся, и в церковь, как правило, не ходят, совершенно справедливо утверждая, что некогда. Хотя к таким словам можно легко придраться: как некогда, если по утрам в воскресенье вы спите? Почему же некогда?
А потому что психологически это не вмещается в жизнь, получается очень большой надрыв.
Иеромонах Григорий
Источник:
http://portal-credo.ru/authors/riskzone/index.php?id=486