МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ, ДРУЖЕСКОЕ СОЧУВСТВИЕ
Тереза Брайнз - мать нежная, любящая. А ещё у неё сильный удар левой, хук, которым она может посылать в нокаут любого в общественной прачечной. Почему она это делает?
Некоторые ребята насмехаются над её дочерью Алисой.
Алиса лысая. Колени подагрика. Нос приплюснут. Тазобедренные суставы скрипят и плохой слух. Она выглядит как семидесятилетняя старушка, хотя ей только десять.
"Мам", - насмешливо кричат дети, - "Пойди посмотри на это чудище!"
Алиса весит около 9 килограммов, и ростом ниже многих дошкольников. Она больна прогорией - синдром Гетчинсона-Гилфорда. Это генетическое заболевание старения, которое поражает одного ребенка из 8 миллионов. Жертвы прогории доживают до двадцати. В мире существует только 15 зарегистрированных случаев этой болезни.
"Она не чужак. Она не чудовище", - защищает дочку Тереза, - "Она точно такая же, как ты и я".
В психологическом плане Алиса неистощимая на веселье, любящая пошутить третьеклассница. У неё полно друзей. Она смотрит телевизор, сидя в кресле-качалке для детей, начинающих ходить. Она играет с куклами и подтрунивает над своим младшим братишкой.
Тереза привыкла к вопросам и взглядам. Она терпима к постоянному любопытству. Она принимает искреннюю заинтересованность, а бездушное злословие отвергает.
Вот подошла узнать в чем дело мать детей, указывающих пальцем на Алису, и сказала детям: "Теперь я представляю, что "это" такое".
"Мой ребенок не "это", - заявила Тереза, а потом сбила хуком ту женщину с ног.
Кто смог бы обвинить её? Такова природа родительской любви. У отцов с матерями есть данная Богом способность любить своих детей, несмотря на их несовершенства. Не потому, что родители слепы. Как раз наоборот, они прекрасно всё видят.
Тереза видит недостатки Алисы также ясно, как и любой другой. Но помимо всего, она видит и достоинства Алисы. Господь Бог поступает также.
Господь Бог видит нас глазами Отца. Он видит наши дефекты, ошибки и недостатки. Но, кроме того, Он видит и нашу значимость.
Одну из своих глав я закончил вопросом: "Что такого знал Иисус, что давало Ему возможность поступать так, как Он поступал?"
Вот часть ответа. Он знал ценность людей. Он знал, что каждое живое существо - сокровище, а потому Он и поступал в соответствии с тем, что люди не источник стресса, а источник радости.
Высаживаясь на берег Вефсаиды, Иисус покидает Море Галилейское и ступает в Море Человеческое. Помните, Он пересек море, чтобы скрыться от толпы. Ему нужно погоревать. Он мечтает отдохнуть со своими учениками. Ему нужно нечто другое, чем ещё одна толпа из тысяч людей, которых нужно учить и лечить. Но любовь к людям преодолевает потребность в отдыхе.
Когда Иисус вышел на берег и увидел много народу, Он сжалился над ними и лечил их боли.
Он сжалился над ними потому, что они были как овцы без пастыря.
Он приветствовал их и говорил с ними о царстве Божьем и лечил тех, кто нуждался в лечении.
Сомнительно, чтобы кто-нибудь в толпе помышлял спросить Иисуса, как Он справляется. Нет никаких указаний на то, что кто-нибудь был озабочен тем, как чувствует себя Иисус. Никто не пришёл, чтобы дать; все пришли, чтобы взять.
В нашем доме 5 часов вечера называется "часом пираньи". Это время дня, когда каждому нужна частичка мамы. Самая младшая дочь голодна. Средней дочери нужна мама, чтобы почитать книжку. Старшая хочет, чтобы ей помогли с уроками. А я - всегда нежный, всегда любящий муж - хочу, чтобы моя жена всё бросила и поговорила со мной о моём дне.
А у вас, когда "час пираньи"? Когда люди вашего мира требуют много и предлагают мало?
У каждого начальника есть день, когда требования числом превышают результаты. Нет ни одного делового человека, который бы не стонал под грудой дел, скапливающихся на его или её столе. Для учителя "час пираньи" часто начинается с приходом первого ученика и заканчивается, когда уйдет последний.
"Часы пираньи": они есть у родителей, они знакомы начальникам, их страшатся секретарши, они осаждают учителей, а Иисус показал нам, как успешнее всего пережить их.
Когда тянулись руки, требовали голоса, Иисус отвечал любовью. Он поступал так потому, что Его внутренний код обезоруживал смятение. Этот код стоит назвать: "Люди ценны".
Я слышу, как кто-то возражает на это утверждение: "Да, но Иисусу было легче Он - Бог. Он мог сделать больше, чем я могу. К тому же Он - святой".
Верно, Иисус равен Богу, но и человеку. Но не спешите отметать всё, что Он делал. Взгляните под другим углом на Его полный любви отклик.
Помните, помимо праведной силы Он, кроме того, обладал непорочным сознанием. В тот день на тех холмах для Него не было ничего тайного; Иисусу было открыто сердце каждого. Он знал, почему они здесь и что будут делать.
Матфей пишет, что Иисус "излечивал их больных". Ни некоторых больных. Ни праведных среди больных. Ни достойных лечения среди больных. А просто "больных".
Наверняка среди этих многих тысяч были такие, которым не стоило дарить хорошее здоровье.
Но та же святость, которая дала Иисусу силы излечивать, дала Ему способность чувствовать. Мне интересно знать, испытывал ли Иисус искушение сказать насильнику: "Лечить тебя? После того, что ты сделал?" Или сказать растлителю несовершеннолетних: "Почему Я должен восстанавливать твое здоровье?" Или изуверу; "Проваливай отсюда, приятель, вместе со своей злобой к людям".
А Он видел не только их прошлое, но и их будущее.
Несомненно, среди них были те, которые, возможно, употребили своё вновь обретенное здоровье, чтобы причинять боль другим. Иисус вернул способность говорить тем, кто потом, возможно, будет ругаться. Он дал зрение глазам, которые, возможно, будут похотливыми. Он излечивал руки, которые, возможно, убьют.
Многие из тех, кому Он вернул здоровье, возможно, никогда не сказали "спасибо", но, тем не менее, Он их лечил. Многие были больше озабочены тем, чтобы стать здоровыми, чем благостными, но Он всё равно врачевал их. Многие из тех, кто сегодня просил хлеба, несколькими месяцами позже будут требовать Его крови, но Он и их исцелял.
Иисус предпочёл сделать то, что мы с вами редко, если вообще когда-либо выбираем для свершения. Он выбрал вручение даров людям, вполне осознавая, что они могут быть использованы во зло.
Не слишком торопитесь отнести к святости Иисуса Его способность жалеть. Каждый раз, когда Иисус врачевал, Ему приходилось смотреть и в прошлое, и в будущее, что Он, между прочим, делает до сих пор.
Вы заметили, что Господь не просит от вас доказательств, что вы будете вкладывать своё жалование в полезные начинания? Вы заметили, что Господь не перекрывает вам кислород, если вы неверно используете Его дар? А разве вы не рады тому, что Господь не даёт вам именно то, за что, как помните, вы должны благодарить Его? (Припомните, как давно вы благодарили Бога за своё плохое настроение? Я тоже не помню. Но у меня ещё есть время).
Благость Господа исходит от Его натуры, а не от наших достоинств.
Кто-то спросил моего товарища: "Каким библейским примером мы располагаем, чтобы помочь тем несчастным, у которых нет желания стать христианами?"
Мой друг отвечал одним словом: "Господь".
Господь творит благость ежедневно для миллионов людей.
Что же такое знал Иисус, что позволяло Ему поступать так, как Он поступал? Какой внутренний код предохранял спокойствие Иисуса от извержения хаоса? Он знал ценность человека.
Интересная деталь - напряжение того дня читается не на лице Иисуса, а на лицах учеников. "Отошли людей назад". - требуют они. Справедливое требование. "В конце концов", - говорят они, - "Ты учил их. Ты лечил их. Ты оказывал им услуги. А вот теперь они хотят есть. И если Ты не отправишь их восвояси, они потребуют, чтобы Ты к тому же и накормил их!"
Жаль, что я не мог видеть выражение на лицах учеников, когда они услышали ответ Учителя: "Им не нужно уходить. Вы дадите им поесть".
Раньше я думал, что это было риторическое заявление. Раньше я считал, что Иисус знал, что ученики не могут накормить толпу, но, тем не менее, Он просил их об этом.
Раньше я полагал, это было вроде "испытания", с целью научить их полагаться на Бога в том, что они не умеют делать.
Больше я так не думаю.
Я всё ещё считаю это испытанием, но испытанием не для того, чтобы показать, чего они не умеют делать, а испытанием, продемонстрировавшим их возможности. В конце концов, они только что совершили тур в достижение невозможного. Иисус просит их сделать это ещё раз. "Вы дадите им поесть".
Мне бы хотелось сообщить вам, что ученики справились с испытанием; например, что они накормили людей. Мне жаль, что я не могу рассказать о том, каким чудесным образом ученики накормили пять тысяч мужчин плюс женщин и детей. Мне бы хотелось сказать, что ученики знали: Бог не будет просить их выполнить что-либо, не дав силы для свершения, но...
Да, я не могу... Потому что они не сделали этого.
Вместо того, чтобы рассчитывать на Бога, они заглянули в свои кошельки:
"Да, тут пол года придётся работать! Не пойти ли купить хлебов на то, что имеем, и дать им поесть?"
"Т-т-т-ты должно быть шутишь".
"Он это не всерьёз".
"Эта одна из Его шуток".
"Ты что, не представляешь, сколько там народу?"
Глаза величиной с арбуз. Челюсти отпали. Одним ухом слушают шум толпы, другим - приказ Бога.
Заметьте, насколько противоположны их взгляды. Всякий раз, сталкиваясь с людьми, Иисус видел возможность выразить свою любовь к ним и подтвердить их значимость. Всякий раз, встречаясь с людьми, ученики видели кучу проблем.
Да, и не пропустите комизма ситуации. В пекарне в присутствии Бессмертного Пекаря они заявляют "Хлебу Насущному", что хлеба нет.
Как глупо должно быть люди выглядят в глазах Бога.
Вот тут бы Иисусу отступиться от людей. Вот тут бы Иисусу взорваться. День переполнен стрессами - были печаль, угрозы жизни, избыток эмоций, толпы народа, крах планов, требования, а теперь и это: Его собственные ученики не могут исполнить то, о чем Он их просит. Они подвели Его перед пятью тысячами человек.
"Забери меня, Отче", - должны бы быть Его следующие слова. Но их не было. Вместо это Он спрашивает: "Сколько у нас хлебов?"
Ученики приносят Ему завтрак маленького мальчика. И этот скромный завтрак становится обильной трапезой, и все накормлены. Не сделано ни единого замечания. Не видно нахмуренных в гневе бровей. Не вырвалось ни одного слова типа: "Я же говорил вам". То же сочувствие, которое Иисус выражает людям, Он испытывает и к своим ученикам.
Всмотритесь в этот день ещё раз. Вспомните, с чем наш Господь столкнулся.
Неутолимая печаль - смерть любимого друга и родственника.
Непосредственная угроза - Его имя в списке разыскиваемых.
Неизмеримая радость - возвращение домой Его последователей. Несметные толпы народа - Ниагарский поток людей, следующих за Ним повсюду.
Неисполненные планы - Он искал покой, а обрёл заботы людские. Невероятное количество требований - тысячи людей шумно требовало Его участия в их проблемах.
Неразумные помощники - один и единственный раз Он попросил о помощи и получил дюжину выражений типа "ты сам не знаешь, что требуешь".
Однако ничто не могло нарушить мир в душе Иисуса. В нём никогда не звучал голос тревоги. Что же такое знал Иисус, дававшее Ему возможность поступать так, как Он поступал? Он знал невероятную ценность людей. А как результат:
* Он не топал ногами и не настаивал на Своём.
* Он не приказывал ученикам поискать другое место на берегу, где бы не было людей.
* Он не спрашивал у толпы, почему они не принесли с собой хлеба.
* Он не отсылал апостолов назад, чтобы они ещё поучились.
* Он, что самое важное, оставался спокоен среди хаоса и даже остановился, чтобы воздать молитву благодарности.
Как-то раз в зоомагазин зашёл мальчик. Он искал щенка, и владелец магазина показал ему некоторых из последнего помета. Мальчик взглянул на них, а потом стал поднимать каждого, осматривая и кладя обратно в коробку.
Через несколько минут он подошел к хозяину магазина и сказал:
"Я выбрал одного. Сколько он стоит?"
Владелец назвал цену, а мальчик пообещал вернуться через несколько дней с деньгами.
"Но не тяни слишком долго", - предупредил хозяин. - "Такие щенки, как эти, расходятся быстро".
Мальчик понимающе улыбнулся и сказал:
"Меня это не пугает. Мой всё ещё будет тут".
Мальчик отправился работать - полоть, мыть окна, убирать дворы. Он много работал и накопил деньги. Когда их оказалось достаточно, чтобы купить щенка, он вернулся в магазин.
Подойдя к прилавку, мальчик выложил смявшиеся в кармане деньги. Хозяин магазина взял их, пересчитал и, удостоверившись в правильности суммы, улыбнулся мальчику:
"Хорошо, сынок, ты можешь забрать своего щенка".
Подойдя к коробке, мальчик вытащил худое существо с увечной лапой и собрался уйти.
Владелец остановил его.
"Не бери этого щенка", - запротестовал он, - "Он хромой и не умеет играть. Он никогда не будет бегать за тобой. Он не сумеет приносить палочку. Возьми одного из здоровых щенков".
"Нет, спасибо", - ответил мальчик, - "Это как раз та собака, которую я искал".
Когда мальчик направился к выходу, владелец магазина открыл было рот, чтобы возразить, но так ничего и не сказал. Он всё понял. Из-под брючины виднелся протез искалеченной ноги мальчика.
Почему мальчику нужна была эта собака? Потому что он знал, что она чувствует. И ёще он знал, эта собака особенная.
Так, что такого знал Иисус о людях? В чём Он черпал силы для Своего отношения к ним?
Он знал их чувства, и ещё Он знал, что они неповторимы.
Прошу вас, и вы не забывайте об этом.
Иисус знает ваши переживания.
На вас смотрят косо? Иисус знает, как вы себя чувствуете. Вам не по силам задание? С ним случалось такое тоже. Дети из вашего обеденного перерыва устраивают "час пираньи"? Иисусу знакомо, на что это похоже. Люди берут больше, чем дают? Иисусу и это понятно. Подростки не слушаются? Ученики не работают на уроках? Служащие смотрят пустыми глазами, когда вы даёте им задание? Поверьте, Иисус знает, что вы испытываете.
Но для Него вы ценны. Настолько ценны, что Он стал подобен вам, чтобы вы пришли к Нему.
В вашей душе идет борьба, и Он чуток к ней. Вы тоскуете, и Он откликается. Вы задаётесь вопросами, и Он их слышит. Он побывал на вашем месте.
Вы знали это и раньше, но услышьте снова:
Он любит вас, как Тереза Брайенз любит свою дочку.
Он сопереживает вместе с вами, как тот мальчик искалеченному щенку.
И, как Тереза, Он бьётся с самим адом, чтобы защитить вас.
И, как мальчик, Он платит цену, очень высокую цену, чтобы забрать вас домой.