ВВЕДЕНИЕ. 3
1. НЕВЕРУЮЩИЕ ДЕТИ ВЕРУЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ. 5
2. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ 10
2.1. Негативная роль 10
2.2. Роль родителей в ответственности за их детей перед Богом 18
3. БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ ДВР. 27
3.1. Священник Илия и его сыновья Офни и Финеес 27
3.2. Давид и Адония 30
3.3. Лот и его семья 31
3.4. Исав и Иаков. 33
3.5. Садок 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЯ 40
ВВЕДЕНИЕ.
Залогом христианского воспитания детей в семье является напряженная духовная внутренняя жизнь родителей, которую дети чувствуют и в которой они соучаствуют. "Дух веры и благочестия родителей, - писал Феофан Затворник, - должен почитаться могущественным средством к сохранению и воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях" .
Цель работы показать важность роли родителей в формировании духовной жизни детей.
Работа представляется актуальной, так как нередко приходится наблюдать, как дети верующих родителей, дети, получившие христианское воспитание и образование, достигнув определенного возраста, становятся вдруг предметом бесконечных огорчений для своих родителей, позором для Церкви и соблазном для окружающего мира (синдром ДВР). Чем и как объяснить подобное явление? Кто виновен в возникновении данной проблемы? Как найти выход? Эти и некоторые другие вопросы будут освещены в процессе исследования.
В данной работе будет рассматриваться актуальность проблемы неверия детей выросших в верующих семьях. Также роль родителей в духовной жизни детей, а именно то, что родители могут играть огромную, как положительную, так и отрицательную роль в состоянии духовной жизни ребенка. В исследовании отрицательного влияния родителей, будут приведены некоторые ошибки родительского воспитания, из-за которых в духовной жизни их детей возникают проблемы. Положительная роль родителей исходит из того насколько они понимают свою ответственность в воспитании детей, и насколько понимают то что рожденные в верующей семье не значит верующие. В процесс исследования будут включены Библейские примеры детей и их верующих родителей, на основе которых можно увидеть слабые и сильные стороны воспитания, влияющие на формирование духовного состояния детей. Работа представляется полезной для многих потенциальных родителей и для тех, которые уже столкнулись с синдромом ДВР. Данное исследование поможет многим верующим в воспитании их детей духовно крепкими и развитыми личностями с твердыми и надежными отношениями с Богом.
1. НЕВЕРУЮЩИЕ ДЕТИ ВЕРУЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ.
ДВР - дети верующих родителей. Это дети, выросшие в семье верующих родителей, которые с ранних лет вместе с родителями ходят в Церковь, практически наизусть знают все рассказы из Библии, молятся перед едой, участвуют в служении, по воскресениям и не только, слушают проповеди, поют в детском хоре, на праздники заучивают стихи. В общем, ведут активную деятельность в церкви. Это дети которые казалось бы растут в благоприятных условиях, для того чтобы в будущем стать богобоязненными людьми. Однако существует проблема в том, что когда они вырастают, то выражают протест тому христианству, с которым они столкнулись в лице своих родителей. Становятся убеждёнными атеистами, сатанистами, и пр. Если учение их родителей правильное, то почему не все дети становятся последователями этого учения? Либо с другой стороны "дети верующих родителей" становятся формальными христианами, т.е. христианами по названию, по должности в церкви, своего рода фарисеями в своей среде.
Гришаев Дмитрий (ДВР-овец) рассказывает о себе:
«Как ни странно, но то, что мы выросли на высоких моральных принципах - это большой плюс в нашей жизни. Минус - в нашей жизни не было реального Бога, в нашей жизни была просто сухая религия, которая, как показало время, просто перестала существовать. Я нашел Бога без мамы и папы, а сам, лично. Мои брат и сестра до сих пор живут без Бога и до сих пор не встретились с Иисусом Христом. Все детство нам хотелось того, чего нельзя. Нам говорили только, что это нельзя, так нельзя, это говорить нельзя, и жизнь казалось скучной, не интересной и безрадостной, т.к. родители нам давали только сухую религию и ничего другого. Поэтому, когда мы росли, нам все меньше хотелось идти в церковь, сидеть и слушать все четыре проповеди за раз, из которых я ничего не помню» .
Александр Шевченко, пастор Церкви из Калифорнии, исследуя эту проблему, заметил:
«Последние полгода я собираю материал, который намереваюсь издать в небольшой книге под названием "Заступитесь кто-нибудь". Это старательная попытка хоть как-то объяснить столь массовое отпадение от веры детей верующих родителей в условиях эмиграции. Разумеется, Бог соблюл для Себя многих, однако большая часть молодых людей, родившихся в христианских домах, так и не обрели спасения либо же потеряли веру в Бога и в церковь. За время моих исследований и молитв я понял, что мы (пастыри, лидеры, начальники общества, отцы), оказавшись в центре конфликта между Богом и народом, уверенно заняли сторону Бога, тогда как основная миссия заступника в том, чтобы остаться на стороне слабого и грешного. Мы так увлеклись хранением веры, что сберегли ее от собственных детей.
У нас не получилось диалога с молодым поколением. Мы в силу возраста, опыта и положения легко превозмогли молодых, злоупотребив своими преимуществами. Таким отношением мы поставили собственных детей перед выбором: либо беспрекословно смириться пред волей родительской, волей церкви (автоматически приравнивая её к воле Божьей), либо воспротивиться и вступить с нами в открытый конфликт. Однако произошло что-то значительно более страшное. В угоду церкви целое поколение предпочло жить двойной жизнью, разъединяя личное и общественно-религиозное. Отсюда и весь "брак" нашего христианского продукта. Двуличие противоестественно для целостной натуры, потому деформирует и личную жизнь и общественную. Как говорится, "ни вашим, ни нашим": не получилось у нас ни "качественных" грешников, ни "качественных" святых. Церковь, состоящая из таких людей, не в силах помочь себе подобным» .
Действительно, как уже замечал выше Александр Шевченко, не все дети верующих родителей идут путями неверия. Среди ДВР есть и достаточное количество детей, которые осознанно исповедают Иисуса Христа своим Господом и Спасителем и следуют за ним в своей жизни. Вот мнение, высказанное одной из них на христианском форуме: «А я думаю, что нельзя всех так под одну гребенку: ДВР - значит, тяготится служением. Я сама - дочь верующих родителей, и, слава Богу, служение несла не потому, что меня кто-то заставлял. И многие из моих друзей, ДВР-овцев также искренне относились к служению».
Всё зависит от того, насколько серьёзно сами родители подходят к вопросам домашнего семейного богослужения, семейной молитвы, отношениям в самой семье. И если гармония христианского дома нарушается, то нарушаются и отношения ребёнка с его Небесным Отцом. Дети вырастают, но неправильное понимание святости и благодати остаётся. Молитва становится средством заставить Бога что-то сделать, например, простить грехи. Она приобретает автоматический характер, а понимание того, что Господь простит их грехи (посредством таких молитв) становится абсолютным. Их молитва появляется по причине «так надо» уже на подсознании, ибо они приучены к этому, поэтому, сначала появляется чувство потребности в молитве, а уже потом – осознание своего плохого поведения, своих грехов, а иногда последнее может и не наступить вовсе. Это, однако, вовсе не означает, что детей не стоит приучать к молитве, но всё зависит от того, насколько серьёзно сами родители относятся к разговору с Богом. Религия постепенно перестаёт его интересовать. Он находится между подсознательным, автоматическим «так надо» и эмоциональным, чувственным «я хочу» поговорить с Ним. «Свято место пусто не бывает», поэтому пустота в душе, этот эмоциональный вакуум наполняется чем-то иным, новым, необычным, альтернативным, изменяющим сознание и меняющим поведение. Отсюда появляется и так называемое альтернативное христианство, или молодёжная христианская альтернатива со всеми вытекающими последствиями: прослушивание альтернативной христианской музыки, апатия к изучению Библии. А зачем изучать Библию, если знаешь её наизусть уже с детства? Никто из молодых людей не подозревает, что со временем забывается всё, даже Библия, если постоянно её не изучать. Появляется апатия к домашнему семейному богослужению, возникает чувство стыда перед сверстниками по поводу того, что он является членом Церкви. Духовный кризис, кризис веры, отсутствие надежды и остывшая любовь к людям овладевают им. Сатана ликует. Но сатане этого мало, он не оставляет человека в таком состоянии, сатана идёт дальше. Тёплая лаодикийская любовь постепенно превращается в сатанинскую ненависть. Становится более агрессивным отношение к членам Церкви, к её повседневной жизни, методам евангелизации, способе богослужения, к самой структуре Церкви. Недопонимание своих родителей приводит к недопониманию целей служения и служителей, то есть теряется смысл понимания истинной мотивации тех молодых людей, которые решают посвятить всю свою жизнь служению Господу, такие люди выглядят безумцами в глазах этого молодого человека, в душе, либо во всеуслышание он их высмеивает.
Молодой человек из семьи служителя обычно скован и не может рассказать о своих страданиях почти никому. Он не может открыться своему другу, молитвенной группе, даже пастору из другой общины. И всё потому, что в нём есть страх. Страх того, что его признают лицемером, а его семью, семью служителя, – неблагополучной. Как же пастор может вразумлять Церковь, если своего сына или дочь вразумить не может? Поэтому молодой христианин не ищет поддержки со стороны своих братьев и сестёр во Христе, а если и ищет, то почти не находит её. Им овладевает кризис веры, ведь он остался один.
На самом деле не все ДВР уходят в мир или превращаются в формально верующих детей. Однако отрицать эту проблему, к сожалению, все равно нельзя. Для того чтобы постараться решить эту проблему, необходимо разобраться, что же все таки влияет на то, что ДВР превращаются либо в искренне верующих детей, либо в так называемых «Фарисеев» или вообще уходят в мир. Следующие разделы данного исследования будут рассматривать этот и многие другие вопросы более подробно.
2. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
2.1. Негативная роль
Причин, объясняющих такое явление как, неверующие дети верующих родителей, в Церкви, множество, однако в основном всё сводится к воспитанию. Семья служителей или рядовых членов церкви – это кузница не просто личности, здесь воспитывают христиан, искренно любящих Господа. Однако родители не застрахованы от ошибок и, таким образом, что-то может пойти не так. Многие говорят: «Почему школа, общество плохо воспитывают моих детей?» Но вопрос должен звучать так: «Почему я плохо воспитываю своего ребенка?» В Библии написано: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Псалом 126:3).
Но «награда» эта бывает у некоторых очень горькая. Часто приходится слышать от родителей, что они недовольны своими детьми: «Ведь мы все для них делаем. Почему же они становится все хуже и хуже?» На самом деле, почему наступает такой момент, когда ребенок начинает отдаляться от родителей, перестает их слушаться, начинает обманывать? Чем же руководствоваться в их воспитании? Достаточно ли обуть, одеть, накормить, дать хорошее образование, обеспечить материальную поддержку? Да, это очень важно, но не самое главное. Не следует забывать, что детям необходимо внимание своих родителей.
Иван Пахарь в статье «Наши дети» подчеркивает роль родителей в этом вопросе:
«После глубокого изучения многих молодых людей, которых принято называть «свихнувшимися», «блудными сынами», «черными овцами», «сбившимися с пути», я пришел к заключению, что большинство из них — жертвы развалившегося семейного очага и неправильного воспитания» .
Рассмотрим некоторые ошибки родителей, из-за которых в духовной жизни их детей возникают проблемы:
1. Здесь может иметь место две крайности: чрезмерное внимание, которое уделяется ребёнку, либо полное его отсутствие. В первом случае ребёнок растёт избалованным, и тогда система его ценностей от христианской меняется в сторону мирских приоритетов.
Пастор Джон Пайпер в книге «Воспитание детей, уповающих на Бога» обозначает эту проблему:
«Горе нам, если чрезмерная забота о благополучии наших детей когда-нибудь поглотит нас настолько, что мы охладеем к спасению погибающих ближних и к попыткам пробудить погибающие народы. То, что сказал Иисус в Матф. 19:29, поразительно, но это – правда: "И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную". Оставить детей ради Иисуса – не всегда грех, и мы должны усвоить эту истину. Самое дорогое– не дети. Дороже всего Христос» .
Если родители хотят вырастить несчастливых, разочарованных детей, то самый легкий способ добиться этого - избаловать их: давать им все, что они просят, делать все, что они хотят, и уступать каждому их требованию. Когда дети, воспитанные подобным образом, вырастут, они будут ожидать, что жизнь должна относиться к ним так же, как относились к ним их родители. Но у жизни другие правила. Баловать ребенка не означает проявлять к нему доброту. Часто такая “доброта” является проявлением лени. Для того чтобы избаловать ребенка, требуется гораздо меньше усилий, нежели на то, чтобы дисциплинировать его. Самые несчастные дети - именно те, которых не дисциплинировали и не наказывали. Они испытывают сильное чувство незащищенности, потому что ребенок нуждается в границах, которые дают ему ощущение безопасности.
Во втором случае ребёнок полностью предоставлен самому себе, и тогда за воспитание берётся улица, школа, друзья, приоритеты также смещаются в сторону мира. В этом случае родителям надо удвоить усилия по спасению своих детей. Им следует добросовестно наставлять их, не пускать на самотек их учебу и воспитание. Молодых не следует бросать на произвол судьбы, чтобы они сами учились добру и злу, исходя из того предположения, что, возможно, через некоторое время добро все равно победит, а зло утратит свое влияние. На самом деле зло растет быстрее, чем добро. Возможно, грех, который молодые люди познали, через много лет будет искоренен, но как можно рисковать подобным образом? Гораздо проще и безопаснее заранее сеять чистое и доброе семя в сердцах детей, чем впоследствии вырывать плевелы…
В некоторых странах получила распространение теория "свободного воспитания" детей, что требует отказа от принуждения и наказаний. Согласно этой теории детей надо предоставить самим себе и не мешать им, проявлять и развивать свою личность. Этот способ рекомендуют применять и к самым маленьким детям, у которых еще нет ни понятий о добре и зле, ни привычки следить за своими поступками. Легко можно себе представить, сколько отсюда возникает ошибок и опасностей, имеющих самые тяжелые последствия - и физические, и моральные!
Так вырастает поколение людей, которые руководствуются только эгоистическими интересами, без осознания нравственной ответственности. Думая только о себе, эти люди не обуздывают свои прихоти, совесть их постепенно засыпает, и они становятся неразборчивы в средствах для достижения своих целей.
Чтобы оценить важность принуждения в воспитании, необходимо учесть следующее обстоятельства:1) Воля детей слишком слаба, чтобы они могли полностью направлять свои поступки. 2) Дети приучаются к ответственности, когда от них требуют выполнения посильных для них предписаний. 3) Разумное и умеренное применение принуждения и наказания прививает детям нравственные понятия и добрые навыки.
2. Отсутствие родительской согласованности в деле воспитания ребенка также служит причиной горьких последствий в юной жизни. Там, где отец строг в порицаниях детей и нередко пытается наказать их, а мать, заграждая детей собственной персоной от разгневанного отца, не позволяет ему касаться не только их тела, но даже их совести, там ребенок никогда не будет приведен к сознанию своей вины и никогда не узнает, что такое — родительская воля и родительское прощение, или, что значит нарушение родительской воли и наказание за это нарушение.
Семья- это близкие люди, связанные между собой родственными узами. Казалось бы, в семье должны царить любовь и взаимопонимание. Но очень часто в семьях бывает, что родители не понимают детей, дети — родителей, нередко происходят ссоры, скандалы и даже драки. Такое сообщество вряд ли можно назвать царством любви. Получается странная вещь — именно там, где должна быть любовь, ее нет. Бог сотворил мужчину и женщину разными, каждого со своими психологическими и физиологическими особенностями. Так что муж с женою должны не соперничать, а дополнять друг друга, составляя одно целое.
Первоначально Бог создал женщину, как помощницу, и главенствующее место в семье отдал мужу. Неустройство в семьях возникает из-за того, что этот порядок часто нарушается. Видя разлад в отношениях между родителями, дети могут и не создать потом крепкой, дружной семьи. А всё из-за того, что они видели худое у своих родителей. Дети впитывают все, что видят и слышат, как губки, и хорошее, и плохое. Если родители не показывают им добрых примеров, им не на чем будет учиться строить свои собственные семьи.
Психология установила, что ребенок восприимчив ко многому с самого рождения. По сравнению одного ученого, душа ребенка подобна чувствительной кинематографической ленте, которая непрерывно фиксирует все ощущения. Ребенок еще лежит в колыбели, а душа его уже накапливает впечатления, улавливает звуки, взгляды, интонации голосов и даже душевное настроение родителей. Из всех этих впечатлений, помимо его разума, непрерывно формируется подсознание ребенка. И все, что он воспринимает день за днем, становится частью его личности, и тогда уже никакими способами эти впечатления не изгладишь.
Кроме того, современная психология пришла к выводу, что такое подсознательное впечатление в раннем детстве, имеет большое значение для последующего развития человека. Например, некоторые душевные заболевания взрослых людей объясняются болезненными впечатлениями раннего детства. Вот почему родители должны помнить, что к первым впечатлениям младенца надо подходить с величайшей бережностью, потому что с момента рождения в нем начинает формироваться не только тело, но и душа .
3.Половинчатое христианство
Когда родители в церкви показывают благочестивый образ, сдерживаются от гнева, не повышают голос, а дома сил на благочестие не хватает, и они не сдержанны по отношению к своим детям, допускают крик, сквернословие и т.п., тогда дети, видя все это, не будут доверять словам своих родителей, церкви и возможно Богу.
До определенного этапа в жизни ребенка родители, как правило, являются идеалом. Но постепенно дети начинают анализировать поступки и слова своих родителей и видеть их несоответствие. И вот наступает тот день, когда они, чувствуя себя обманутыми, восстают против тех, кто их лелеял и растил с любовью.
Антоний, митрополит Сурожский в статье «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ВЕРЕ» также говорит об этой причине: «мне кажется, что ребенка надо воспитывать и примером, и собственным вдохновением. Если родители только говорят, как он должен себя вести, потому что он русский, как он должен себя вести, потому что он православный, как должен поступать, или не поступать, потому что он христианин, для него и русскость и православие делаются просто своего рода тюрьмой: это то, что ему мешает жить» .
Психологи заметили, что ребенок запечатлевает образ родителя, особенно отца, как прообраз Бога. И если родитель довлеющий, если родитель скручивает ребенка под себя, то и запечатление образа Божия происходит как властное, строгое, подавляющее. Такие дети обычно не прибегают к Богу, они Его боятся, вплоть до мистического чувства страха перед Ним .
Половинчатое христианство убивает в молодом человеке чувство святости.
4.У детей нет навыка послушания родителям.
Одной из главных причин, почему дети вырастают неверующими, является тот печальный факт, что родители пропустили время, когда должны были подчинить волю ребенка своей воле. Покорность и послушание родителям должны быть введены в жизнь ребенка как закон Божий, как требование справедливости, как незыблемая основа семейной жизни, как первая и основная детская добродетель, заслуживающая похвалы и поощрения. Отсутствие в жизни ребенка такого навыка и приводит детей к падению, а родителей - к скорбям.
Некоторые могут возразить, что подобное подчинение воли ребенка грозит сделать из него безвольного, нерешительного, слабого человека. Да, такая опасность не только существует, но неизбежна в тех случаях, где воля ребенка грубо насилуется, когда его подчинение достигается в результате "перелома волевого позвоночника".
Воспитывать детей нужно твердой, но вместе с тем и любящей рукой. Родители должны отличаться неизменной справедливостью к своим детям, бережно охранять их индивидуальность и не ломать детскую волю в угоду себе. Необходимо помочь детям на опыте убедиться, что повиновение родителям всегда приводит к добрым последствиям.
5.Чрезвычайная занятость родителей.
Эта проблема обычно возникает в многодетных семьях, когда родители не могут охватить воспитанием всех детей, из-за чего такие дети вырастают лишенными полноценного духовного, нравственного и морального воспитания.
В этом случае очень важно относиться ко всем детям в семье без лицеприятия. Нельзя выделять послушных, приятных, хороших, и их любить, а непослушных, угловатых – меньше любить, меньше уделять им внимания. Лицеприятие присуще человеческий натуре, поэтому на его любовь влияет поведение человека, его качества.
У Божьей любви другое основание. Он любит, потому что Сам есть любовь. Не за то любит людей, что они представляют какую-то ценность, а потому что любить – Его сущность. Родителям необходимо наполняться именно такой Божественной любовью и любить детей не за их послушание или способности, а потому что они родные дети, любить, потому что Бог наполнил сердце любовью.
Чрезмерная занятость обоих родителей отрицательно сказывается на семейной обстановке и на детях, которые рано попадают под влияние посторонних и не всегда подходящих людей.
Нередко уставшие и нервные родители начинают между собой спорить по всяким пустякам, повышают голос и даже оскорбляют друг друга. Это создает в доме нездоровую атмосферу, которая сказывается на детях.
Увлечение карьерой и погоня за материальными благами, согласно статистическим данным, часто является причиной развода. Совместная с детьми молитва помогает и родителям находить баланс в своих житейских заботах, и привлекает к ним Божию помощь.
6. Формальное отношение родителей к вере. Иногда родители, при всей своей преданности вере, слишком формально и сухо преподносят своим детям религиозные знания. Получается чисто внешнее внедрение некоторых фактов, правил и привычек, не согретых ни искренней верой в Бога, ни любовью к Богу и ближним.
Если родители воспитывают детей по принципу: «Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю» - это противоречит Библии. Поведение родителей - очень ва¬жный элемент воспитания, они должны подавать пример де¬тям, чтобы атмосфера в семье была здоровой, чтобы воспита¬ние и духовное развитие детей шло благополучно. Например, родители посылают детей на церковные собрания, а сами не ходят. Или же велят детям читать Библию и учить наизусть отрывки из Писания, а сами ни одного стиха не помнят. Такое поведение с библейской точки зрения безнравственно.
Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример, который благотворно действует как на волю, так и на развитие нравственного сознания. Если же набивать голову ребенка одними правилами, не оживляя их семейной христианской жизнью, то он будет воспринимать эти наставления как сухую и отвлеченную теорию.
7. Родители, которые жестоко властвуют над детьми, и божественную правду возлагают как железное ярмо, чаще всего этим отталкивают своих детей и вызывают в их сердцах отвращение к слову Бога. И поэтому, многие взрослые дети, особенно сыновья серьезных христиан, противостоят вере и враждуют с "религиозными принципами". Сердца детей, как и всех людей, должны притягиваться божественной правдой, которая должна достигать их сознания. Воспитание, основанное только на сознании, а не на сердечном восприятии, не дает желаемого результата.
Вот, где кроются некоторые из причин, почему дети верующих родителей отказываются идти путями веры, вступают в самостоятельную жизнь без Бога, низводят своих родителей раньше времени в могилу, позорят Церковь, публично распинают Христа, служат соблазном для окружающих и «возлюбив нынешний век, идут в погибель.
2.2. Роль родителей в ответственности за их детей перед Богом
Во Второзаконии 6 указывается, что у супругов с по¬явлением детей возникают новые обязанности. Обязанность родителей - познакомить детей с принципами Пи¬сания (Второзаконие 6:7). По плану Бога, родители должны быть учителями. Ефесянам 6:4 подчеркивает ответственность отцов за обучение детей - такова воля Господа. Библия не дает родителям выбора, учить детей или не учить; единственный выбор, который они могут сделать, - это повиноваться или не повиноваться Слову.
Воспитание детей представляет собой важную часть Божьего замысла, являющего силу христианства. На родителях покоится торжественная обязанность так воспитать своих детей, чтобы они, выйдя в мир, делали добро, а не зло людям, с которыми будут общаться.
Многие люди, называющие себя последователями Христа, к сожалению, пренебрегают своими семейными обязанностями. Они не сознают важности того, что Бог доверил в руки родителей формирование у их детей характера, позволяющего им стать морально стойкими и воспротивиться многим искушениям, улавливающим молодежь в западню.
Вот что Слово Божие говорит о воспитании. Притчи 22:6 – краеугольный стих христианского воспитания. Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. «Наставить» значит привести в послушание. Другими словами, Господь говорит «родители, возьмите воспитание детей в свои руки» Это указание верно для всех возрастов, от младенчества до подросткового возраста – родители должны посвятить себя воспитанию детей, пока те не будут готовы покинуть дом.
Чтобы родители могли понять, как лучше всего воспитывать детей для счастливой, полезной жизни здесь и для более высокого служения и более великой радости в будущем, им необходимо больше, чем человеческая мудрость.
В Писании воспитание, дисциплинирование учеников явля¬ется родительским долгом (Ефесянам 6:1-4; Притчи 1:8; 6:20). Родители - в особенности отцы - должны обучать и воспитывать детей. Дети, в свою очередь, должны учиться и слушаться родителей.
Слово дисциплина используется в Писании в его положи¬тельном смысле. Это не наказание, как думают многие. Вос¬питание - это развитие ребенка через обучение. Оно основано на зрелости и самоконтроле родителя. Библейский взгляд на дисциплину можно сформулировать следующим образом:
1) Воспитание не есть наказание. Воспитывать - значит установить позитивные отношения между учителем и учени¬ком. Жизнь одного человека влияет на жизнь другого - та¬ким образом, ученик движется к зрелости.
2) Воспитание, прежде всего, связано с установлением отно¬шений. Оно в большей степени зависит от того, кем является учитель, чем от того, что он говорит или делает. Не существует волшеб¬ной формулы для того, чтобы стать хорошим воспитателем. Любой сильный и властный человек может наказывать, но дисциплинировать - значит влиять, а не запугивать. Только воспитанный человек может воспитывать другого.
3) Ответственность воспитателя подвергает проверке его собственную зрелость и самодисциплину. Незрелый и недис¬циплинированный человек не может быть хорошим воспита¬телем. Это можно с прискорбием наблюдать при ссорах неко¬торых молодых родителей с детьми. Случается, что посторонние люди, зрелые и дисциплинированные, имеют большее влияние на детей, чем сами родители!
4) Воспитание должно носить позитивный характер, а не негативный; это скорее предупреждающая мера, чем испра¬вительная. Это отношения, в которых одна жизнь оказывает влияние на другую, помогая последней принять верное на¬правление развития.
5) Когда дисциплинарные стандарты нарушаются, следует наказание. Существуют библейские принципы наказания. Из Книги Притчей можно сделать вывод, что наказание должно быть последовательным. Оно непременно должно быть справедливым и гуманным, адекватно передавать неудо¬вольствие родителей, оно должно быть соразмерно наруше¬нию, иногда это может быть телесное наказание, оно всегда должно быть продуктивным и ни в коем случае не должно способствовать формированию негативных стандартов пове¬дения.
Воспитание - основа здоровых отношений между родите¬лями и детьми. Оно занимает не последнее место в духовной жизни семьи. Павел в Ефесянам 6:4 приравнивает воспитание и наставление к воспитанию в Господе. Это неразрывно свя¬занные понятия. Отношения обучения между верующими ро-дителями и их детьми являются частью наставления детей в духе Слова Божьего.
Вот что еще говорит Библия о воспитании: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Второзаконие 6:6–9). Итак, «слова сии», означают общие требования подчиняться Богу и напрямую с Небес дано множество конкретных указаний для различных областей жизни (нравственно-этические, гражданские и культовые установления, касающиеся этнической и религиозной святости, особенно в половой и социальной сфере).
Дело в том, что никто (кроме Господа) не видит в человеке тайник души его, намерения действий его и его совесть. Справедливо сказать, что жизнь внешняя, есть отображение жизни внутренней. Возникает вопрос: «Каким образом можно воспитать внутреннего человека?» Ответ на данный вопрос находится в книге Второзаконие 6 глава 7 стих. Только «внушая слова сии детям твоим…» Внушать – значит вселять, вкоренять, внедрять; передавать, убеждать, поселять в мыслях; наставлять, хотеть, заставить думать; побудить к принятию передаваемого словами или другим способом, быть внушаемо; родительское воспитание – воздействуя на волю, сознание, побуждая к чему-нибудь, заставляя усвоить что-нибудь. Иными словами внушаемое Слово Божье животворяще воздействует на всю человеческую сущность. Родители обязаны пропитать человеческую сущность, Словом Божьим и понимать свою зависимость от Него. Родительское воспитание, основанное на внушении истины, сделает семьи здоровыми и крепкими.
«Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем…Он (Иисус)…был в повиновении у них (родителей). И матерь Его сохраняла все слова сии в сердце своем. Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лука 2:19, 51, 52). Необходимо обратить внимание на Божью скрепляющую взаимосвязь между взрослыми и детьми. Оказывается, что в воспитательном процессе «сохранять все слова сии в сердце своем» необходимо не только детям, но и взрослым. И дети, и взрослые питаются одним и тем же «Хлебом»! Потому что Господь в течение жизненного цикла участвует в воспитании, как взрослых, так и детей.
«…слово Мардохея Есфирь выполняла и теперь так же, как тогда, когда была у него на воспитании» (Есфирь 2:20). Из 10 глав написанных в книге «Есфирь», всего лишь один стих повествует о прилежном воспитании Гадассы. Зато все остальное написанное в этой книге свидетельствует верующим о плодах истинного воспитания. Господу понадобилось одно предложение, чтобы описать весь воспитательный процесс Мардохея по отношению к Гадассы. Есфирь слушает и выполняет слово Мардохея будучи уже царицей. В свою очередь Мардохей является для верующих примером для истинного подражания.
Господь поручил родителям учить и воспитывать их детей. Учить – значит делиться с детьми Божьим Словом. Воспитание идёт на шаг дальше – Слово Божие становится частью ребёнка, его внутреннего человека. Другими словами, воспитать ребёнка значит придать ему правильное направление.
Послушание Богу, проявляющееся в жизни человека, - это конечная цель родительских усилий, направленных на воспитание ребенка, потому что такое послушание есть воплощение славы Божьей – ради этого и была сотворена Вселенная. Внутренние душевные состояния человека, какими бы благими они ни были, не проявляют, не раскрывают, не воплощают величие Божье. Но когда родители и их дети так уповают на Бога, что с радостью повинуются Его требованиям, тогда красота, и величие, и мудрость, и любовь, и, правда, Божия, сияют в мире. Ради этого и был сотворен мир: чтобы земля наполнялась познанием славы Божией, как воды наполняют море (Авв. 2:14).
Родители должны помнить о том , что их дети не рождаются верующими, рождение в семье верующих не гарантирует спасение.
В Послании к Римлянам апостол Павел значительную часть третьей главы посвящает объяснению духовного состояния всех людей, которые не покаялись и не поверили в Иисуса Христа. Вот заключение, которое он дает в Римлянам 3:9-18: “Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их”.
Маленьким детям часто нравиться слушать об Иисусе. И, как правило, они очарованы многими библейскими историями. Многие дети в церкви, у которых верующие родители, добры и хорошо себя ведут. Некоторые из них даже готовы делиться своими игрушками с другими детьми и с любовью относиться к людям. Но Павел говорит, что “никто не ищет Бога”, и что “нет делающего добро, нет ни одного”. Необходимо помнить, что глава 3 Послания к Римлянам написана апостолом Павлом как для язычников, так и для иудеев. Многие иудеи все свою жизнь посвятили делу послушания Писанию. Они молились несколько раз на день и относились к Слову Божью с величайшим почтением. Эти стихи говорят скорее не о внешнем поведении, а о состоянии сердца каждого неверующего.
Хотя неверующий и может делать некоторые добрые дела, например, заботиться об одиноких людях в домах для престарелых, или кормить бездомных, его внешнее проявление доброты бесполезно для Бога и рассматривается в качестве бунта, потому что мотивацией добрых поступков не является достижение славы Божьей. Только такая мотивация и приемлема для любых поступков. Существуют всевозможные причины, по которым люди делают добро другим: чтобы другие люди думали, какие они “хорошие”, чтобы осталось приятное ощущение от сделанного, или же чтобы заслужить похвалу от Бога. Однако все эти причины в одинаковой мере осуждаемы Богом. Необходимо помнить одну истину: нет делающего добро из тех, кто не знает Христа, “нет ни одного”. Ни один неверующий, который еще не покаялся и не отдал свою жизнь Христу как Господу, не способен делать что-либо из любви к Богу. Подобным же образом, и дети, которые ведут себя хорошо, потому, что родители научили их этому, никаким образом не угождают Богу своим поведением, если они не делают все это во славу Божью. Это хорошо учить детей быть послушными и добрыми, но никогда нельзя принимать это послушание за наличие правильных взаимоотношений с Богом. Всегда необходимо помнить обо всей серьезности их положения перед Богом.
В Послании к Римлянам 3 обнаруживается, что все неверующие, включая детей, не ищут и не боятся Бога. Они пребывают в состоянии войны с Богом. В Послании к Ефесянам 2:1-3 апостол Павел описывает то, каким является отношение неверующих к Богу до того, как Он решает спасти их: “И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие”.
Павел пишет, что все люди по своей природе являются чадами божественного гнева. Они последовали за похотями своей греховной природы и планами сатаны. Это всего лишь означает, что все люди крайне эгоцентричны. Дети не являются по своей природе нейтральными или же добрыми. Они не просто несут в себе дурное наследие как результат совершенного Адамом греха, но еще и обладают злым сердцем. В них присутствует естественная склонность к восстанию против Бога. Божий ответ на это восстание – наказание Своим совершенным и бесконечным гневом всех восставших.
Апостол Иоанн говорит нечто подобное в Первом Послании Иоанна, глава 3, но вместо того чтобы назвать неверующих чадами гнева, он именует их детьми дьявола: “Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего”. Существуют только две духовные категории людей согласно Писанию: верующие и неверующие, дети Божьи и дети дьявола. Страшно даже подумать о том, что дети могут оказаться детьми дьявола. Без спасающего действия Иисуса Христа, при котором человек примиряется с Богом, он остается фундаментально эгоцентричным и продолжает подражать своему духовному отцу, дьяволу. Бог свершит в конце концов Свой совершенный суд над таким человеком. Все, когда-либо жившие на этой земле, за исключением Иисуса Христа, были однажды врагами Бога, включая детей верующих родителей. Только когда Бог спасает человека, он перестает быть объектом божественного гнева, дитем дьявола и врагом Бога.
Исходя из выше сказанного, родители должны помнить что, дети – мятежники, воюющие против Бога. Даже самый хороший ребенок без покаяния и веры остается таким мятежником. Но не только это. Если дети станут верующими через покаяние и веру в подвиг Христа, то, перестав быть объектами гнева, они превратятся в возлюбленных Богом Его детей. Верующим родителям хочется думать о своих детях как о Божьих. Все-таки, они растут в семье любящих родителей-христиан, посещают церковь каждое воскресенье, изучают Библию, и этим самым уже отличаются от среднестатистического язычника. Хотя такие дети и находятся в привилегированном положении благодаря встрече с любовью Христа через своих верующих родителей, через чтение Библии и слушание Евангелия, тем не менее, они ничем не отличаются от среднестатистического язычника, когда дело доходит до их взаимоотношений с Богом. Они нуждаются во Христе и должны прийти к Нему так же, как и все остальные люди приходят к Нему, то есть через покаяние и веру.
В природе ребёнка есть склонность к злу и склонность к добру. Верующие родители должны «распрямить» склонность ребёнка к злу. Следующие места писания очень чётко объясняют этот принцип. Пс.50:7 «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Притчи22:15 «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него».; Притчи 29:15 «...отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери».
Последнее место ещё раз подтверждает, что родители не могут позволить ребёнку самому решать, как ему жить. У любого человека есть врождённая склонность к злу и без наставления его просто унесет мощным течением этого мира...
Именно в этом и заключается ответственность родителей за их детей перед Богом. Бог доверяет жизни детей их родителям, давая им власть над ними и, вместе с этой властью и ответственность за них. И, хотя вера – это личностные взаимоотношения каждого человека с Богом, родители должны сделать все возможное для того, чтобы подвести своих детей к этим взаимоотношениям.
3. БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ ДВР.
3.1. Священник Илия и его сыновья Офни и Финеес
В первой книге Царств повествуется об одном отце по имени Илий, Его сыновья были священниками, а сам Илий исполнял роль первосвященника и судьи. Илий был священником и судьей в Израиле, он занимал самое высокое и ответственное положение среди народа Божьего. Избранный Богом для выполнения священных обязанностей и поставленный над страной как высшая судейская власть, он был образцом для всех и имел огромное влияние на израильские колена.
Бог сказал об Аврааме: "Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд" (Быт. 18:19). Но Илий позволял своим детям управлять собой. Отец стал подчиненным своих детей. Поведение его сыновей было низким и порочным. Сами они не познали сущность Бога и святость Его закона. Богослужение являлось для них обыкновенным делом. С детства они привыкли к святилищу и служению в нем, но вместо того, чтобы с возрастом все больше благоговеть перед этим, они утратили всякое представление о святости и значении этого служения.
Хотя сыновья Илия совершенно не подходили для служения в скинии, все же их определили священниками в святилище.
Сыновья Илия, вместо того чтобы осознать серьезность этого прообразного служения, думали только о том, как бы сделать его средством удовлетворения своих желаний. Не довольствуясь принадлежавшей им частью мирных жертв, они требовали дополнительной части, и большее количество этих жертв, приносимых на ежегодных праздниках, становилось для них источником обогащения за счет народа. Они не только просили больше положенного, но отказывались подождать, пока будет сожжен тук, жертвуемый Богу. Они настаивали на той части, которая нравилась им, и если получали отказ, то угрожали отнять ее силой.
Такое неблагоговейное отношение со стороны священников лишало служение его святого и торжественного значения, а людей они "отвращали от жертвоприношений Господу". Они не осознавали более великой прообразной Жертвы, которой должны были ожидать в будущем. "И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом".
Несмотря на то, что эти нечестивые священники нарушали Закон Божий и бесчестили священное служение низкими, отвратительными делами, они продолжали осквернять своим присутствием Божью скинию. Многие в народе, возмущенные развращенностью Офни и Финееса, перестали приходить к назначенному для служения месту. Таким образом, люди оставляли служение, учрежденное Богом, и пренебрегали им, видя грехи этих нечестивых мужей, а склонные к злу сердца еще более поощрялись ко греху. Беззаконие, распутство и даже идолопоклонство приняли ужасающие масштабы.
Илий оказался слабохарактерным отцом. Любя мир и покой, он не пользовался своим авторитетом для исправления дурных привычек и наклонностей детей. Вместо того чтобы бороться с их нравом или наказывать их, он подчинялся их воле и предоставлял им полную свободу действий. Вместо того чтобы отнестись к воспитанию сыновей как к одной из самых важных обязанностей, он придавал этому мало значения. Как священник и судья Израиля он не мог не знать принципов воспитания детей, которых Бог вверил его попечению. Но Илий уклонялся от этой обязанности потому, что это противоречило бы воле его сыновей и вынудило бы наказывать их и ограничивать в чем-то. Не задумываясь об ужасных последствиях своего поведения, он разрешал детям делать все, что бы они ни захотели, и пренебрегал воспитанием их для служения Богу и выполнения жизненных обязанностей.
Илий допустил большую ошибку, позволив своим сыновьям совершать святое служение в скинии. Оправдывая их поведение под тем или иным предлогом, он совсем перестал замечать их грехи, но, в конце концов, они достигли такого предела, что больше он не мог закрывать глаза на преступления сыновей. Народ не скрывал недовольства их неподобающими деяниями, и первосвященник скорбел и печалился. Он решил больше не молчать, но сыновья его, привыкшие думать только о себе, и теперь не заботились, ни о ком другом. Они видели, как скорбит отец, но это не трогало их сердец. Они выслушивали его кроткие предостережения, но это не производило на них никакого впечатления. Они не испытывали ни малейшего желания оставить прежний образ жизни, хотя и знали о возможных последствиях своих грехов. Если бы Илий поступил справедливо, его нечестивые сыновья были бы лишены права участвовать в священном служении, и понесли бы смертное наказание. Однако, опасаясь подвергнуть их публичному позору и осуждению, он продолжал доверять им самые святые посты. Он по-прежнему позволял им смешивать греховное со священным служением Божьим, нанося непоправимый вред истине. И поскольку судья Израиля пренебрег возложенным на него долгом, Бог взял это дело в Свои руки.
Бог обвинил Илия в том, что он поставил сыновей своих выше Него. Вместо того чтобы стыдить сыновей за их нечестивые и отвратительные дела, Илий допустил, чтобы жертвоприношения, определенные Богом как благословение для Израиля, стали ненавистны им. Те, кто слепо любит своих детей, потворствует им в удовлетворении эгоистичных желаний и не порицает их греха, опираясь на авторитет Божий, не стремится исправить возникшее зло, ставят своих нечестивых детей выше Бога. Они больше заинтересованы в том, чтобы сохранить репутацию своих детей, нежели прославить Бога, больше радовать детей, нежели угождать Господу или же стараться уберечь Его служение от всякого зла.
Бог поставил Илия священником и судьей Израиля, и он нес ответственность за моральное и религиозное состояние Его народа и, особенно, за поведение своих сыновей. Вначале ему следовало бороться со злом мягко, а если это не помогало, прибегнуть к самым строгим мерам. Он навлек гнев Божий тем, что не порицал грех и не проявил справедливости к грешнику. Он оказался неспособным сохранить чистоту Израиля. Те, кто не имеет достаточно смелости, чтобы обличить грех, или же те, кто ленится или пренебрегает серьезными усилиями для очищения семьи или церкви Божьей, отвечают за те печальные последствия, к которым может привести небрежное отношение к своим обязанностям. Отцы ответственны и за то зло, которое способны предотвратить, используя свою отцовскую или пасторскую власть, как если бы они сами совершили его.
Если отец безответственно относится к своим обязанностям, не исполняет свою роль, – трагические последствия этого могут быть не только в его жизнь, но и в жизни его супруги, его детей. Родительская дисциплина обязательна и крайне необходима.
3.2. Давид и Адония
Есть в Библии образ еще одного отца. Это царь Давид.
В 3Цар.1:6: "Отец (Давид) же никогда не стеснял его (Адонию) вопросом: для чего ты это делаешь?" Эта несостоятельность Давида наказывать и увещевать своего сына, припоминается Богом, когда Адония восстал против плана и воли Господа, где он говорил: "Я буду царем!", когда отец уже лежал при смерти. Бог уже предсказал, что царем после Давида будет Соломон. То, что Адония самостоятельно провозгласил себя царем, было серьезным актом сопротивления Богу.
Бог этим хочет показать, к чему привело равнодушие Давида в воспитании своего сына. Возмущение сына было следствием несостоятельности Давида как отца. Этот сын был любимцем в родительском доме, что явилось большой опасностью как для отца, так и для дитя. Давид очень нежно и мягко обходился со своим сыном и давал ему во всем волю. Он никогда не огорчал Адонию. А теперь ему пришлось вкушать горькие плоды потерянного.
Вина Давида была в его себялюбии к своему сыну. Если бы он его в этом отношении огорчил, то оказал бы ему большую любовь, нежели как был с ним нежным, мягким и терпел его самолюбие. Несостоятельность долго была завуалирована, но вот пришло время и все обнаружилось. Некоторые родители, которые не могут управлять своими детьми, со временем будут управляемы детьми, так как кто-то должен быть управляющим.
Упущения в наказании со стороны родителей ведет непосредственно к непослушанию детей. Все другие средства воспитания - это только слабая попытка оградить от надвигающейся беды.
Известно, что родители, которые не всегда добры к своим детям, но воспитывают их в послушании и подчинении - больше любимы и уважаемы своими детьми. Чересчур снисходительные родители, как правило, пожинают все другое, кроме благодарности, уважения и привязанности.
Выводы по проблеме наказания непослушания рекомендуются отцам, которые несут большую ответственность в семье, но касаются и матерей, которые должны действовать согласованно с отцами и придерживаться библейского принципа.
3.3. Лот и его семья
Один человек сыграл важную роль в жизни Авраама - его племянник - Лот. Эти два человека многое пережили вместе. Вне всяких сомнений, Лот наблюдал за общением Бога с Авраамом и вступил в свои личные отношения с Господом. Однако пришло время, когда этим двум людям пришлось расстаться, потому что “непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе” (Бытие 13:6).
Авраам разрешил Лоту выбрать, куда он пойдет. Этот факт разделения выявил решающую разницу в этих двух людях, разницу в ведении.
Ведение Авраама простиралось за пределы времени, оно выходило из этого мира и уносилось в вечное будущее: “Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог” (К Евреям 11:10). Авраам принимал решения и делал свой выбор в этой жизни, устремив глаза к вечному месту назначения. Лот же не видел другого будущего, кроме как в том, что окружало его в данный момент: “Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она прежде, нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская, и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к Востоку. И отделились они друг от друга. Авраам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности, и раскинул шатры до Содома” (Бытие 13:10-12). В следующем стихе почти вскользь добавлено: “Жители же содомские были злы и весьма грешны пред Господом”(13стих). Ведение Лота определило выбранный им курс. Его неумолимо притягивали богатства и плодородие Содома, и он ослеп на чрезмерную греховность и извращенность жителей этой земли. Спустя несколько лет Бог послал двух ангелов в Содом, чтобы провозгласить неотвратимый Божий суд над этим городом. К тому времени Лот уже не просто смотрел в сторону Содома. Он находился прямо в городе, в буквальном смысле “сидел у ворот” (Бытие 19:1). Это означает, что Лот занимал определенный пост в обществе. Несмотря на то, что он не занимался греховными делами, как жители этого города, он отождествил себя с ними.
Ангелы предупредили Лота, чтобы он скорейшим образом собрал всех членов своей семьи - “зятьев, сыновей, дочерей и кто бы то ни был в городе” (Бытие 19:12) и бежал вместе с ними до того, как город будет уничтожен. “И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места; ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит” (14 стих). Из-за того, что идея Божьего суда показалась нелепой зятьям Лота, в конечном счете, ему удалось взять с собой только жену и двух незамужних дочерей. Когда, уже за городом, его жена обернулась назад, чтобы бросить последний сожалеющий взгляд на все, что ей приходилось там оставить, она превратилась в соляной столб. «Я привел сюда всю мою семью,» - наверное, сказал он, - «но выйти отсюда со мной согласились только эти две дочери». (Надо сказать, что и они позднее вступили в кровосмесительные отношения со своим отцом). Сокрушался ли Лот от отягчающего чувства вины, когда понял, что потерпел крах, что не исполнил обязанности по отношению к своей семье? Писание не дает ответа на этот вопрос. Каждый из этих двух мужчин - Авраам и Лот - имели ведение. Ведение Авраама простиралось к славному вечному городу, который Бог приготовил для своих слуг, которые в полной мере следуют за Ним. Ведение Лота было сосредоточено на материальном процветании в земном городе, что и ослепило его на чрезвычайную греховность его жителей. Их ведение определило курс жизни не только каждого из них лично, но и судьбу их семей. Спустя многие века принцип остается неизменным - отец передает своей семье ведение, которое управляет его собственной жизнью. Таким образом, каждому отцу следует задать себе следующие вопросы: “Какое ведение я передаю моей семье? Прививаю ли я им ценности, которые направят их к служению Иисусу Христу? Или меня больше всего волнует мирское преуспевание: карьера, материальный комфорт, финансовая независимость и положение в обществе?”.
3.4. Исав и Иаков.
Некоторые семьи настигают страдания, вызванные несогласием между супругами, как было у Исаака и Ревекки. Из-за простой, кажется, прихоти (Исаак любил Исава, потому что ему нравилось кушанье, которое он готовил) впоследствии разыгралась семейная ссора, которая окончилась печально для всей семьи. Иакову пришлось долгие годы скрываться от гнева Исава. Родительская привязанность послужила тому, что в сердце одного из сыновей поселилась смертельная ненависть к брату. Очень опасно, когда у родителей нет согласия по вопросам воспитания и отношения к детям. Это приводит к большой напряженности и серьезным трудностям, как родителей, так и детей.
3.5. Садок
Во времена Давида священники были распределены на двадцать четыре чреды (1Пар.24:1-4). Каждая чреда священников в течение недели исполняла все служебные работы при храме. Священники поддерживали огонь на жертвеннике днем и ночью (Лев.6:12; 2Пар.13:11), подливали масло в лампады светильника (Исх.27:20), приносили утренние и вечерние жертвы, хлебное приношение и возлияние (Исх.29:38-41), учили израильтян уставам Господним (Мал.2:7), разрешали спорные вопросы (Иез.43:23-24), исследовали различные виды проказы (Лев.13-14 гл.), трубили в серебряные трубы, на войне ободряли народ. Трудно было определить кто лучше, а кто хуже исполнял свою работу. И только Господь доподлинно знал состояние каждого. Из многих черед священников Он выделил сыновей Садока, доверил им стоять на страже святилища и предстоять перед Ним. Почему? – Потому что во времена всеобщего отступления, когда Бог испытывал сердце каждого, они проявили верность.
Служение Садока проверялось не в каких-то особо созданных для него обстоятельствах. Он был испытан вместе с другими священниками, когда на царя Давида восстал собственный сын Авессалом. Давиду пришлось спасаться бегством, а священники поступили, как каждый считал нужным. Многие разбежались, чтобы переждать время: царь в изгнании, время неспокойное...
Что же делал в это время Садок? Он взял святое святых, ковчег Господень и пошел за Давидом. Царь остановил его: «Нет, Садок, не делай этого! Отнеси ковчег на место. Если Богу будет угодно, я еще вернусь сюда и поклонюсь Богу». И Садок спокойно, не пререкаясь, вернулся, не думая, что скажет о нем народ (2Цар.15:25-29). Если Давид сказал, значит, так нужно. С одной стороны, Садок поступил решительно – пошел за царем-изгнанником, а с другой – проявил спокойствие и послушание и много потом помогал Давиду из Иерусалима.
Перед смертью Давида, когда сын его Адония вероломно объявил себя царем, многие военачальники участвовали в этом торжестве. Из священников же только один Садок, а из пророков – Ванея и еще несколько человек не были на стороне Адонии.
На что рассчитывал Садок, противостав мятежникам? На покровительство царя? – Царь вот-вот умрет. (И действительно, Давид вскоре умер.) Войско ли защитит его? – Главнокомандующий войсками – опора Адонии! Священники поддержат? – Они укрепили руки непослушного сына.
На кого же полагался Садок? – На Бога! Заговорщики могли убить его, но он безбоязненно помазал Соломона в цари. И Бог повернул сердце всего народа к Соломону, «И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон! ...И весьма радовался, так что земля расседалась от криков его» (3Цар.1:39-40). Что не способны были сделать люди – ни огромное войско, ни священники,– то сделал Бог! Всевидящий Властелин Вселенной, Который обозревает всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему (2Пар.16:9), видел поведение Садока, его верность, мужество и за это благословил не только отца, но и все его потомство на годы! «Сыны Садока... будут… служить Мне…» (Иез.44:15).
Садок, верно, закончив жизненный путь, оставил в наследство детям самое драгоценное – Божье благословение. Не только дети, но и внуки, и правнуки удостоились великой чести: стоять перед лицом Господа. Суть благословения Господнего не в том, чтобы дети были богаты, здоровы, талантливы, а чтобы Бог благоволил к ним.
Исполнил ли Господь Свое слово? Какими были внуки Садока? Один из них – священник Ездра. Он известен как благословенная личность. Когда Навуходоносор уводил народ израильский в Вавилон, Ездру младенцем вынесли из Иерусалима. Отца Ездры, первосвященника Сераию, Навуходоносор казнил в Ривле, в земле Емаф (4Цар.25:18-21). Ездра остался сиротой.
Прошло долгих семьдесят лет. Ездра не знал своего отца, и все же избрал путь служения Господу. Находясь в плену, он искренне расположил свое сердце к толу, чтобы возбудить дух народа выйти из Вавилона. Великое множество пришло с Ездрой в Иерусалим к родным развалинам, чтобы сокрушаться и плакать. Это были люди нового поколения, которые только от стариков могли услышать, что был храм.
Придя в Иерусалим, Ездра не стал искать могилу отца, а поспешил прочитать перед всем народом закон Господень, который некогда читал его отец. И вот на том месте, где 70 лет назад провозглашалась истина, Ездра встал на возвышение и от рассвета до полудни читал закон Божий, говорил о великих делах Божьих, а весь народ стоял и слушал (Неем.8:1-5).
Еще один из потомков Садока – священник Азария. Это был мужественный служитель. Он не побоялся воспротивиться царю Озии, когда тот вошел в храм воскурить фимиам на алтаре кадильном. «Не тебе, Озия, кадить Господу, – сказал Азария, – это дело священников... выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не будет тебе это в честь у Господа Бога» (2Пар.26:18). Этот правнук Садока не только сам служил Богу безбоязненно, но собрал вокруг себя 80 других священников, людей отличных. Они действовали единодушно.
«Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии. Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут» (1Тим.5:24-25). Совершенное родителями влияет не только на их жизнь, но и на жизнь их детей, внуков и правнуков. Если, делая добро, при жизни они не увидят благословений, то, верен Бог, оно все равно придет и явится на их сынах и внуках. Пройдут годы, и посеянное родителями, доброе или худое, – все вырастет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема неверия детей выросших в семье верующих, актуальна. Есть множество примеров свидетельствующих об этом. Конечно влияние окружающего мира, общества, телевидения, прессы и т.п. оказывает огромное значение на духовное состояние ребенка, однако особое влияние исходит от родителей. Родители часто не осознают своей ответственности за воспитание их детей, что приводит к тому, что они либо излишне балуют своих детей, либо наоборот совершенно не уделяют им внимания. Позволяют себе заниматься всем, но только не воспитанием собственных детей, не являются примером христианина, живут двойной жизнью (в церкви одни, дома другие), что негативно сказывается на формировании духовного состояния их детей.
Наше общество отчаянно нуждается в родителях, которые осознавали бы свою ответственность за воспитание детей. Ко¬нечно, замечательно, что в церкви учат Слову Божьему, и в воскресных школах тоже есть чудесные учителя, но главное бремя ответственности за духовный рост и развитие детей несут все-таки родители.
Обязанность родителей воспитать своих детей в любви, наставляя их на пути Божьи и показывая им их отчаянное положение перед Богом и выход из этой ситуации (т.е. Евангелие). Родители должны молиться, прося Бога смилостивиться над их детьми. Разные уловки, вроде поощрения ребенка произносить молитву покаянного грешника, могут отчасти успокоить, но в конечном итоге оказываются духовно тщетными. Зная о том, что не существует библейской гарантии спасения детей, необходимо научить их о Господе, явить им на примере правильный образ жизни верующего и проводить с ними беседы. Пусть дети сами проявят инициативу в следовании за Христом. Только когда ребенок самостоятельно придет к Иисусу и начнет следовать за Ним, понимая всю суть веры и цену следования за Господом, родители смогут знать, что он покаялся и уверовал. Дети приходят в этот мир, не только неся вину перед Богом за грех Адама, но и, достигши возраста принятия решений, становятся эгоцентричными, потому что их сердца от природы склонны к неповиновению Богу.
Необходимо воспитывать детей в Божьей истине. Они не пребывают в одинаковой с родителями духовной семье, пока не покаются и не уверуют. Родители в свою очередь должны проявлять к ним любовь, должны основывать воспитание на Писании и быть духовным примером.
Известный русский священник Зарубежной Церкви, отец Протопресвитер Василий Бощановский (1872–1961), писал о воспитании так: «Воспитывать, это не значит только приказывать воспитаннику усвоить известного рода поведение. Воспитывать, это значит побудить волю и чувства воспитанника воспринять, усвоить и полюбить тот или иной образ жизни. Успех воспитания заключается в свободном, любовном восприятии воспитанником целей воспитания. Без свободы нет воспитания; иначе оно обращается в простую дрессировку; и тогда успех воспитания только кажущийся, видимый. Устраните дрессировщика и его приемы – и от воспитания, основанного на простой дрессировке-дисциплине, ничего не останется» .
Через детей родители пожнут или награду, или наказание как плод в своей жизни. Это говорит и Библия: “Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои” (Исх.20:5,6). Когда родители видят своих взрослых детей устроенными, правильно выбирающими жизненную дорогу в сторону служения Богу, то появляется второе дыхание.
И наоборот, гибнущие дети - постоянная рана для родительских сердец.
Родители, верные Богу, представят Его в семейной жизни. Они будут смотреть на воспитание детей как на священный труд, доверенный им Всевышним
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аделаджа Сандей, Посольство Божье
http://www.adelaja.com/libo-blagoslovenie-libo-proklyate.html.
2. Альманах для родителей Свет в христианском доме
3. Гармаев Анатолий, Пути и ошибки новоначальных
http://www.zavet.ru/garmaev/ways12.htm 4. Гришаев Дмитрий, ДВР - благословение или проклятие? специально для
www.protestant.ru, 19 февраля 2010г. 16:39
5.Антоний, митрополит Сурожский, Воспитание детей в вере:. Москва, 1985
6. Воронюк Юрий, Дети пасторов случается теряют духовность… Почему? -
http://www.christianstvo.org.ua7. Каледа Глеб, Православие и современность.,Электронная библиотека.
http://www.bibliaonline.narod.ru/S2/tom4.html8. КемпбеллР. К., Семья христианская в свете Писания:. Издательство GBV
9. Лерер Стив, Как быть с нашими детьми? :. 1990
10. Милеант Александр, Религиозное воспитание детей.: Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы., 1987
11. Пайпер Джон, Воспитание детей, уповающих на Бога.: Вифлеемская баптистская церковь, 1996
12. Пахарь Иван , Вера и жизнь:. Наши дети, 3/1980
13. Перл Майкл и Деби, Как воспитать ребенка
14. Принс Дерек, Мужья и отцы:. 1992
15. Пейсти Джон, Могут ли ваши дети положиться на вас?
17. Принс Д., Отцовство
18.РягузовВиктор,родительскийдолг:.Самара,
http://www.baptist.org.ru/articles/pastoral/37717. Уайт Елена, «Патриархи и пророки»
19. Шевченко Александр, Невежество или жертва во имя традиций? Воззвание. 8 января 2010
20. Эванс Энтони, Как управлять своей семьей в этом неуправляемом мире
21.
http://miloserdie.com/index.php?go=articles/view/3342 Семья - малая Церковь
22.
http://www.dorogadomoj.com/z27kak.html23.
http://mar-church.org.ua/index.php?option=com24.
www.happy7i.ru/index.php25.
http://natuke.livejournal.com/3732.htm26.
http://rogdestvo.by/bozhiy-plan-dlya-vashego-supruzhestva/