Если Бог даст, хватит средств и воли у издательства, то скоро должен выйти русский перевод книги Thank God It's Monday. Автор Марк Грин (
http://www.licc.org.uk/.)
Видимо, она будет называться "Cлава Богу, понедельник!"
В качестве preview публикую её десятую главу.
Глава 10 Работа — не волк или Щепотка совершенства ценнее тонны халтуры
Им не нужно было красиво.
Им нужно было в среду.
Роберт Аймлер
Пастор Чарльз Сперджен как-то задал вопрос юной девушке, которая работала служанкой у одного его родственника: «Что вы можете представить в качестве доказательства того, что вы стали христианкой?» Девушка кротко ответила: «Теперь я подметаю и под ковриками».
The Family Friend, 1885, S W Partridge & Co
Зарисовки
Случайный герой труда
Когда мне было лет восемнадцать, я поехал в кибуц* на девять месяцев, на работу. Я жаждал труда на свежем воздухе, на теплой земле в солнечном фруктовом саду.
*Кибуц — сельскохозяйственная коммуна в Израиле, задуманная, как коллектив с общностью имущества и равенством в труде и потреблении.— Примеч. пер.
Для начала меня отправили на кухню. Мыть посуду.
Вместо солнечного света — электрический, вместо теплой земли кафельная плитка, и стены вместо фруктовых деревьев.
Не прошло и часа с начала моей карьеры, как кто-то притащил на кухню огромную металлическую решетку от духового шкафа. В ней было, наверное, двадцать полок. «Почисти эту штуку, ладно?»
Штука была грязнющей. Казалось, лет десять никто ее нормально не чистил. Толстый слой коричневой гадости, впекшейся за миллион часов высокотемпературной обработки в духовке, полностью скрыл изначально благородное серебристое сияние нержавеющей стали. Я с отвращением взялся за это дело.
Довольно быстро я осознал, что это задание потребует не менее двух часов моего времени. Отвращение только возросло. Я чувствовал, что эти кибуцники воспользовались моим положением юного иностранца, и за мой счет решают проблему, за которую никто из них не брался неделями.
А может быть и месяцами. Или годами.
Или, с момента покупки этой решетки.
Часа через полтора я кипел от возмущения. Но продолжал работать. Вряд ли я мог что-нибудь изменить.
«Ух ты!» сказала притащившая решетку работница, когда полок пятнадцать уже блестели «нержавейкой», — «Я думала, ты слегка протрешь ее, и все!»
По кибуцу распространился слух о моей трудовой славе. Подобно легенде об атаке английской легкой кавалерийской бригады в Крыму, воспетой Тенниссоном, он имел мало общего с реальностью. Но я не стал им ничего объяснять.
***
Стремление к совершенству
У жены Билли Грэма, скорее всего, другое отношение к домашнему труду. Я никогда не был у них в гостях, но говорят, что на ее кухне, над мойкой, висит табличка, на которой написано: «Служение Господу совершается здесь трижды в день».
Труд — это Божье установление. И он должен быть посвящен Богу. Как мы уже заметили, работа на иврите обозначается словом «авода», тем же, что и поклонение. И то и другое хорошо объединяется в слове «служба». Таким образом, работа — да, не волк, но, — служба — Богу и людям. И хотя я потерял бы свою нынешнюю работу, если бы построил богословие только на этом одном наблюдении, все же когда Писание говорит «все, что вы делаете, делайте во славу Божию», это включает в себя и работу. Для Бога, работа — это часть нашего поклонения. Работой мы служим Ему. Мы трудимся не только на нашего начальника на земле, но и на Начальника на небесах, Бога. Вот, что писал апостол Павел рабам и слугам первого века:
И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков (Кол. 3:23).
Бог вряд ли ожидал бы от нас работы «от души», если бы работа сама по себе не имела для Него никакого значения. Бывают рабочие задачи, которые могут показаться неважными вашим сослуживцам, но они важны Богу. Работа — это не просто платформа для благовествования и христианского служения. Она важна сама по себе. Поэтому важно добиваться высшего качества.
Насколько качественно вы делаете свою работу? Не стыдно будет показать Богу? На минуту задумайтесь не о работе в целом, а о конкретной рабочей задаче, стоящей перед вами. Теперь добавьте к вашим размышлениям вот какую мысль: «Я делаю это для Бога».
Например:
Смена подгузника переполненного — для Бога.
Ответ на двадцать третий телефонный звонок за последние пятнадцать минут — для Бога.
Составление отчета об отношении домохозяек города Канзас-Сити, возраста от 35 до 49 лет, к кофе без кофеина в целом, и конкретно к «Максвелл Хаус» без кофеина — для Бога.
Встреча за обедом с въедливым и занудным клиентом, с которым по доброй воле вы бы не встречались еще лет пятьсот — для Бога.
Осторожно! Работают безбожники.
Библейский призыв к качественной работе я называю принципом Нимрода. Вот, что об этом сказано в Быт. 10:8-9:
Нимрод… начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говориться: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом.
Два удивительных для меня наблюдения: во-первых, Нимрод был всего лишь охотником, но имя его попало в Божью книгу, потому что он был «сильный зверолов»; во-вторых, он охотился «пред Господом». Каким-то образом он чувствовал ответственность за свой труд перед Богом. Задумайтесь на минуту о своей работе, и добавьте к своей мысли фразу «пред Господом».
Брайан — сильный сантехник — пред Господом.
Сара — сильный электрик — пред Господом.
Представьте на мгновение, что вы набираете на компьютере письмо, которое будет отправлено английской королеве. Скорее всего вы его перепроверите раз шестнадцать, прежде, чем напечатать. И напечатаете на своей лучшей бумаге. Потом вам приходит в голову, что если изменить в этом письме всего лишь одно слово, то получится лучше. Поэтому вы переделываете, и снова шестнадцать раз перечитываете это письмо. Снова выводите на печать. И еще разок проверяете.
То, насколько тщательно мы выполняем свою работу, часто определяется нашим представлением о том, кто увидит результат. Пусть в реальной жизни письмо — не королеве, и даже не президенту компании, но это не должно менять дело.
На работе мы, в большинстве своем, безбожники. Мы думаем, что там нас Богу не видно.
«З» означает...?
Время от времени я выбирал одно задание из списка моих рабочих задач, и именно это задание посвящал Богу, помечая это задание буквой «З». Это меняло все мое отношение не только к этой, но и к прочим задачам. Это «З» подмигивает мне из списка, как небольшое напоминание о правильном подходе ко всем моим делам. Мне нужно это «З» каждый день.
Богу угодно высшее качество во всем, что мы делаем. Иосиф, Неемия и Даниил являют собой три ярчайших примера сочетания высоких личных достижений и выдающегося служения Богу в языческом обществе. Бог ожидает и вознаграждает превосходно выполненную работу. Когда Ему нужно было подобрать мастера для изготовления ковчега завета, скинии собрания и ее убранства, Он указывает Моисею на подходящего человека — Веселеила. И Бог очень ясно указывает, какой именно Веселеил Ему нужен: «именно Веселеил, сын Уриев, сын Оров, из колена Иудина;». Человек, исполненный Его Духом, «мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» (Исх. 31:2-3).
Подобным образом, когда Соломону потребовался мастер для отделки храма, никто из израильтян ему не подошел. Он приглашает Хирама, человека смешанных тирско-еврейских кровей, специально выписывает его из Тира. Годятся только лучшие.
Крупные мелочи
В восьмидесятые годы книга Питерса и Уотермана «В поиске совершенства» стала одним из управленческих бестселлеров. Вот, что сказано во введении к этой книге:
Мы считаем, что ключом к формированию превосходной организации является приложение необычных усилий обычными ее сотрудниками.
Превосходные компании достигают величия не усилиями «звезд», совершающих выдающиеся дела, а усилиями обычных сотрудников, идущих второе поприще*, старающихся делать обычные дела как можно лучше.
*Второе поприще — см. Мф. 5:41. — Примеч. пер.
Как-то раз я зашел в супермаркет. Молодой кассир поприветствовал меня и улыбнулся.
— Добрый день,— сказал я в ответ, уже начиная удивляться. Обычно я первым приветствую кассиров. Он работал быстро, четко, и подчеркнуто вежливо.
— Вы будете платить наличными или по карте, сэр?
Терпеть не могу, когда мне говорят «сэр». Наверное, потому что мне не нравится ощущать себя старше. Но в данном случае мне это оказалось по душе, как признак уважения ко мне, как к клиенту; и сказано это было искренне.
— Вашу подпись, пожалуйста.
— Спасибо.
— До свидания.
Эффективность, уважительное отношение и готовность помочь были проявлены им в полной мере. Он смог меня удивить. Вряд ли я точно знаю, что он чувствует, выполняя свою внешне скучную работу. Но я, покидая магазин, с молоком и яблоками, чувствовал себя важным и ценным человеком.
Подобное обслуживание выбивается из общего ряда. Бывает, что компания действительно добивается высшего качества. Но может так случиться, что на вашей работе никому не будет дела до повышения стандартов. Но и в этом случае Божьи стандарты никто не отменял, даже если требования начальника, или организации в целом, гораздо ниже. А еще, высококачественная работа может быть заразительной. Даже в небольших дозах. Когда кто-то начинает делать свое дело превосходно, окружающие реагируют, в основном, двумя способами: либо негодуют, либо стремятся выполнить свою работу так же качественно.
Не попасть в капкан вины
Важно помнить, что призыв превосходно выполнять свою работу не нацелен на отягощение нас ложным чувством вины по причине того, что кто-то может что-то делать лучше нас. Библия ясно говорит о разных уровнях человеческих способностей. Веселиил — мастер более высокой квалификации, чем назначенный Богом его помощник Аголиав. В свою очередь, они оба, видимо, лучше, чем прочие ремесленники, которых Бог, как Он сам говорит, сделал способными доделать начатое. Тем не менее, каждый из нас способен делать свое дело, так, как угодно Богу.
В притче о талантах (Мф. 25:14 – 30), одному человеку было дано два таланта, другому — пять. Оба удвоили свои таланты. Оба извлекли максимум из того, что им было дано. Бог хвалит их обоих. Успех в библейском понимании — это максимально полезное использование того, что дал нам Бог. Это не значит обязательно превзойти всех во всем. Очень важно помнить, что, например, каменщик может угодить Богу, даже не будучи самым быстрым строителем на стройплощадке, или в городе, или в стране, или в мире.
Личный рекорд?
Конкуренция, конечно, может быть здоровой. Она может быть стимулом к улучшениям на работе. Но конкуренция также может подпитываться завистью, злобой, жадностью, гордыней — всякими гнилыми побуждениями, отравляющими личность, и превращающими отношения на работе в минное поле интриг, когда люди, соперничая, озлобляются, а иногда даже доходят до преступлений ради побед друг над другом.
Успех в библейском понимании не означает пробежать дистанцию быстрее всех. И не означает просто пробежать ее с личным рекордом.
Это означает пробежать дистанцию с наилучшим временем, возможным с Божьей помощью.
Мы не можем превосходно выполнить выдающуюся работу только своими собственными силами. Мы можем сделать превосходную работу собственными силами, но это не будет угодно Богу. Иисус Христос весьма ясно высказался на эту тему:
Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5).
В конце концов, Иисус сам дает нам все необходимое. И не только в духовном смысле. Давид, царь и воин, пишет, что Господь обучает его руки битве (Пс. 143:1). Автор послания к Евреям молится, чтобы Иисус, великий Пастырь своих овец, дал бы евреям все необходимое для исполнения Божьей воли (Евр. 13:20 – 21). Именно во Христе Бог готовит нас, чтобы мы могли делать угодное Ему. Как однажды сказал ЛеРой Эймс*, наилучший способ поддерживать в своей жизни дух совершенства — это полная подчиненность жизни самому Иисусу Христу.
*Эймс, ЛеРой — наставник лидеров и писатель, служивший в миссии «Навигаторы» во многих странах мира. —Примеч. пер.
Второе поприще?
Иисус Христос — пример нам не только потому, что Он все делает хорошо. Он еще и помогает нам прокладывать курс между двумя важными, и на первый взгляд, противоречащими друг другу идеями.
Первая из них сформулирована Иисусом так:
Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10).
Разве это не призыв проходить второе поприще? Делать больше, чем требуют должностные обязанности, выходя за рамки формальных обязательств?
Но как быть, если в наши обязанности и так уже включены шестьдесят рабочих часов в неделю? Обречь себя на нескончаемую «пахоту»? И разве это не противоречит другому важному призыву Иисуса:
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28 – 30).
Чтобы понять, как реагировать на требования, предъявляемые работой, важно придти сначала к Иисусу. Очень многие люди платят непостижимо высокую цену за совершенство. Платят тяжелым трудом, поздними рабочими вечерами, обветривающимися в микроволновке ужинами, и, во многих случаях, разводами. Работа может превратиться в мощного идола, идола голодного, ненасытного, с бешеным аппетитом пожирающего лучшее время и лучшее приложение сил человека. Если у вас есть семья, то со временем отговорка «я на все это иду ради семьи» увядает, если остальные члены семьи не дали свое осознанное согласие на такого рода жертвы. Вряд ли так и должно быть.
Нам нужно спрашивать у Иисуса не о том, как преуспеть на работе, а, скорее, о том, благодаря чему наша жизнь в целом будет наиболее угодной Богу. Основной вопрос всегда: куда ведет меня Иисус в следовании за Ним? И Его ответ вам на этот вопрос, так же, как Его ответ апостолу Петру, и апостолу Иоанну, будет ответом именно для вас, и может разительно отличаться от ответа, полученного христианином за соседним рабочим столом.
В трудные дни, идите к Иисусу.
Как Сэнди. Она должна была организовать большую отраслевую конференцию, собрав на нее топ-менеджеров со всех концов страны. У каждого участника были свои маршруты и требования, к тому же все время меняющиеся. Она почувствовала, что теряет контроль над ситуацией. В тот день Бог ответил ей во время ее уединенной молитвы. Она прочла библейский рассказ о насыщении пяти тысяч человек. Казалось, никак Иисус не мог накормить всех тех людей, но у одного мальчика нашлось пять хлебов и две рыбы, которые он отдал Иисусу. Ту малость, что мальчик принес, Иисус взял и сделал так, что стало больше, чем достаточно. В тот день Сэнди почувствовала, что Бог говорит ей: «Принеси мне то, что у тебя есть, и Я предоставлю все остальное».
В трудные дни, когда мы без сил и на грани срыва, все, что нам остается — это только принести то, что у нас есть Богу, и просить Его предоставить все, чего не хватает.
Мастерство открывает двери
Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми (Пр. 22:29).
Хороший пример этого — Неемия (Неем. 1 – 2). Он работает виночерпием у самого на тот момент могущественного человека в мире — Артаксеркса, персидского императора. Такую важную работу, как доставка вина к царскому столу, доверяли только проверенным людям. В конце концов, виночерпий был последним человеком, прикасавшимся к вину, прежде чем его пил сам император. Если бы вам случилось быть императором в пятом веке до Р.Х., вы подбирали бы виночерпия очень, очень, очень осторожно! У Артаксеркса был повод для опасений — по данным некоторых источников, ему пришлось казнить двоих своих собственных братьев за измену.
Неемия продвинулся на такую высокую должность, несмотря на то, что он не был персом; он был угнанным в плен израильтянином, человеком из побежденного и рассеянного по лицу земли народа. Император настолько доверял Неемии, и так заботился о его благосостоянии, что Неемия смог попросить у него отпуск за свой счет, и средства для восстановления Иерусалима. Император заботился о нем, потом что ценил результаты его труда.
Наша работа сама по себе важна для Бога, но дополнительной важности ей придает значение труда для нашего свидетельства о Христе сослуживцам. На работе мы трудимся. Он нас ожидают хороших результатов. Над чем бы мы ни трудились, всегда должен быть какой-то результат. И окружающие оценивают нас по этому результату. Умелый работник вызывает уважение. Работа, выполненная некачественно, небрежно, с опозданиями сильно затрудняет приобретение уважения в коллективе, а значит и развитие открытых взаимоотношений, позволяющих доносить до людей Благую весть. Отличная работа может быть опорой для служения и благовествования. Но, помимо этого, мы всегда будем довольны тем, что удалось сделать что-то настолько хорошо, насколько было возможно.
Например, вычистить решетку от духовки.
Источник:
http://www.churchpeople.ru/profiles/blogs/slava-bogu-ponedelnik