ДУХ, ДУША и ТЕЛО
Недавно столкнулась с тем, что некоторые верующие так и не понимают до конца разницы между духом и душой. Здесь я привожу открывки из прекрасной книги, которую сейчас читаю. Очень понятно и подробно все описывается.
Светильник Господень
«Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны. Божьи» (Рим.8:14).
«Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим.8:16).
«Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Пр.20:27).
Дети Божьи могут ожидать, что они будут ведомы Духом Божьим.
Как сказано в Книге Притч, 20:27: «Светильник Господень – дух человека». Если бы этот стих писали сегодня, то, возможно, он бы звучал так: «Дух человека – это лампочка Господа». Это значит: Бог просветит нас, Он будет вести нас, используя наш дух.
Однако очень часто мы желаем быть ведомыми не так, как сказал Бог. От этого с нами происходят неприятности.
Иногда мы рассуждаем о том, как ведет нас Бог, на основании того, что мы чувствуем. Но Бог нигде не говорит, что Он будет вести нас посредством наших органов чувств. Очень часто мы смотрим на происходящее с точки зрения разума и даже пытаемся исключать то, что не можем осмыслить. Но нигде в Библии не говорится, что Бог будет вести нас посредством нашего разума. Библия не говорит, что тело человека является светильником Господним, и не говорит, что разум человека является светильником Господним. В Библии сказано, что дух человека – светильник Господень.
Бог будет вести нас, Он будет просвещать нас через наш дух.
Прежде чем разобраться, как Бог ведет и направляет нас через наш дух, нам надо понять природу человека. Мы должны понять, что человек – это дух, что у него есть душа, и что он живет в теле.
Человек - вечный дух
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его» (Быт. 1:26,27).
Человек – это духовное существо. Он сотворен по подобию Божьему.
Иисус сказал, что Бог есть Дух: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:24). Из этого следует, что человек тоже есть дух.
Человек – это дух, у него есть душа, и он живет в физическом теле: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес.5:23).
Когда умирает физическое тело человека, и его хоронят, дух продолжает жить, потому что эта часть человека вечна. Духи не умирают, а человек – это дух. Вот что Павел говорит о физической смерти:
ФИЛИППИЙЦАМ, 1:23,24: «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас».
Павел собирается жить. В теле или вне тела, он все равно будет жить. Если он останется, т. е. будет жить во плоти, то он сможет учить церковь в Филиппах и стать благословением для нее. Для филиппийцев это было нужнее. Для Павла же лучше «разрешиться» то есть умереть и быть со Христом. В сущности, Павел как бы говорит: «Я буду жить в теле или выйду из него и буду жить со Христом». Кто собирается «разрешиться»? «Я» собираюсь. Павел здесь говорит не о теле. Не его тело собиралось куда-то отправляться. Павел говорит о внутреннем человеке, духовном человеке, живущем внутри тела.
Иногда меня спрашивают: «Мы будем узнавать друг друга на Небесах?» Я отвечаю вопросом на вопрос: «А здесь вы узнайте друг друга?» Ведь там будете вы. Если вы узнайте друг друга здесь, вы и там будете узнавать. Здесь находитесь вы, и там будете находиться именно вы. «Я имею желание разрешиться, – говорит Павел, – и быть со Христом, потому что это несравненно лучше».
Мне это нравится! Если бы он просто сказал «лучше», то это бы означало «хорошо». Но он сказал: «несравненно лучше!» Некоторые культы учат, что когда человек умирает, он ничем не отличается от мертвой собаки. Нет, это не так. Человек – это больше, чем тело. Человек – это дух, у него есть душа, и он живет в теле. Другие говорят, что когда человек умирает, он погружается в сон души. Библия утверждает иное. Некоторые считают, что дух есть, но он после смерти человека возвращается в мир в виде коровы, собаки или еще кого-нибудь. Учение о реинкарнации, т. е. о перевоплощении, не подтверждается Писанием, и потому является не Библейским.
Рассмотрите Слово Божье, и оно поможет вам пройти все проверки, искушения, испытания в любой жизненной сфере. Павел сказал: «Я разрешусь. Я буду с Господом, потому что это несравненно лучше». Павел проповедовал те же самые истины и учил о тех же самых фактах все церкви. Он употребляет и другие слова для того, чтобы учить о той же самой благословенной истине церковь в Коринфе:
2 КОРИНФЯНАМ, 4:16: «...но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется».
Есть внутренний человек. Есть и внешний человек. Настоящий «вы» – это не внешний человек. Внешний человек – это всего лишь дом, в котором вы живете. Настоящий «вы» – это внутренний человек. Внутренний человек никогда не стареет. Он с каждым днем обновляется. Он является духовным существом. Что такое наш дух? Помните слова Писания, приведенные в предисловии. Послание к Римлянам, 8:14 говорит, что «...все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». Шестнадцатый стих разъясняет, как Дух Божий ведет нас: «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии». Другими словами, Дух Божий несет свидетельство духу человека. Книга Притч, 20:27 говорит: «Светильник Господень – дух человека...».
В соответствии с этими утверждениями Писания, Бог ведет нас через наш дух, и поэтому мы должны понять, что такое наш дух.
Иисус сказал Никодиму: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоан. 3:3).
Никодим мог рассуждать, как обычный человек, в соответствии с законами природы, поэтому он спросил: «Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (ст.4). Иисус же говорил не о физическом рождении. Он сказал: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (ст.6). Он говорил о духовном рождении.
Часть человека, рождающаяся свыше, – это его Дух. Его дух принимает вечную жизнь – жизнь Бога, природу Бога.
Дух человека становится новым творением во Христе. Павел называет его «внутренним человеком». Петр называет его «сокровенным человеком сердца».
1 ПЕТРА, 3:4: «Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».
Когда Библия говорит о сердце, она говорит о духе. Это и есть настоящий человек. Если вы будете думать так, то это поможет вам в вашей вере. Везде, где в Новом Завете используется слово сердце, подставляйте слово дух, и у вас будет более ясная картина того, о чем идет речь. Свыше рождается именно дух человека.
2 КОРИНФЯНАМ, 5:17: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь (творение); древнее прошло, теперь все новое».
Здесь говорится о внутреннем человеке. Сказанное не может относиться к внешнему человеку. Когда человек рождается свыше и становится новым творением, он не получает нового тела. Внешний человек остается, каким был. Если вы были лысый, то после нового рождения вы лысым и остались. Если у вас были карие глаза, то они и остались карими. Внешний человек не меняется. Бог не делает ничего с внешним человеком. Бог преображает внутреннего человека. Он делает его новым человеком во Христе, новым творением.
Над внешним человеком трудитесь вы сами. Найдите в Библии, что хочет сделать Бог с вашим внешним человеком, и сделайте это.
Духовно-направленные
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес.5:23).
Павел начинает с внутренней, самой сокровенной части человека, с сердца его существа, т. е. с духа, и затем говорит о внешней. Однако большинство людей ошибочно цитируют этот стих. Они говорят: «тело, душа, дух». Почему они ставят тело на первое место? Потому что они «телесно-направленные» в большей степени, чем «духовно-направленные». То, что существует в физическом мире, значит для них больше, чем то, что существует в духовном. Иногда из-за того, что мы пребываем в сфере разума и души, мы ведем себя, как «умственно-направленные» люди.
Но человек является духовным существом. Мы должны быть «духовно-направленными» людьми. Чем более «духовно-направленными» мы будем становиться, тем реальнее для нас будет духовный мир.
Если мы хотим быть ведомыми Духом Божьим, – а мы знаем, что Он ведет нас через наш дух, – мы должны становиться еще более «духовно-направленными», а иначе мы все упустим из вида.
Ставьте на первое место дух. Станьте «духовно-направленным». Старайтесь больше ощущать внутреннего человека. Осознайте, что вы являетесь духовным существом. Начните видеть, что в новом рождении вы стали новым творением, созданным Богом во Христе Иисусе. Это поможет вам, расти духовно. Много лет назад я начал думать таким образом, и сначала я громко говорил это сам себе: «Я духовное существо. У меня есть душа. И я живу в теле». Это помогло мне стать более «духовно-направленным». Это помогло моей вере. Потому что вера от духа, или, иными словами, от сердца.
Спасение души
«...в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иак.1:21).
Дух – это та часть человека, которая рождена свыше. Это та часть человека, которая приняла вечную жизнь, являющуюся природой и жизнью Бога. Дух человека становится новым творением в Иисусе Христе. Не душа является самой сокровенной частью человека. Не душа рождается свыше. Спасение души – это процесс.
Раньше, Послание: «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иакова 1:21), не давало мне покоя. В то время я не знал того, что знаю сейчас. Для меня дух и душа были взаимозаменяемыми понятиями, и я говорил о духе как о душе, а о душе как о духе. Я не разделял их, как разделяет Библия. Но у меня было достаточно здравого смысла не трогать этот стих до тех пор, пока я не вырос настолько, что стал понимать, о чем там говорится.
Послание Иакова было написано не для грешников. Иаков не адресовал свое послание этому миру. Он написал послание для Церкви. Мы можем заключить это, по словам из главы пятой послания: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви...» (ст. 14). Возвращаясь к первой главе послания Иакова, давайте посмотрим на написанное со стиха 18:
ИАКОВА, 1:18-21: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. Посему, отложивши всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души».
Иаков пишет рожденным свыше верующим. Он пишет, что мы были рождены свыше Словом Истины по желанию Отца. Он называет их «возлюбленные братья», а это означает, что они были во Христе. Тем не менее, он наставляет этих рожденных свыше, исполненных Духом Святым людей, с кротостью принять насаждаемое слово, «могущее спасти их души». Выходит, что их души не были спасены.
Как вы понимаете, дух человека, его сокровенный человек, настоящий человек, принимает вечную жизнь и рождается свыше.
Но интеллект, воля и эмоции человека, составляют его душу, еще должны быть изменены. Они должны обновиться познанием Слова Божьего.
Павел говорит об обновлении ума, когда пишет святым в Риме:
РИМЛЯНАМ, 12:2: «И не сообразуйтесь с веком этим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».
Псалмопевец Давид говорил о подкреплении души:
ПСАЛОМ, 22:3: «Иегова – Пастырь мой… Подкрепляет душу мою...»
Еврейское слово, переведенное в Ветхом Завете, как подкрепляет, и греческое слово, переведенное в Новом Завете, как обновляет, означают почти то же самое. Душа и разум должны быть обновлены или подкреплены. Моя мама оставила мне кресло, которое ей досталось от ее мамы. Я не знаю точно, сколько лет этому креслу, но оно очень старое. Я помню, когда бабушка укрепила и восстановила его. На кресле появилась новая обивка, его заново покрыли лаком. Кресло было то же самое, но восстановленное. Его обновили.
Нигде в Слове не написано, что Бог восстанавливает наш дух. Наш дух стал совершенно новым творением в Иисусе Христе. Но душа должна быть обновлена.
Каким образом? У нас есть места Писания, относящиеся к душе: «В кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души...» (Иак.1:21), «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная...» (Рим.12:2), «Иегова… подкрепляет душу мою» (Пс.22:3).
Обновляя свой ум Словом Божьим, мы спасаем свою душу, подкрепляем ее, а так же преобразуемся по воле Божьей.
Мы можем познать угодную и совершенную волю Божью, потому что Слово Божье – это и есть Его воля. Самая большая нужда современной церкви – это обновление ума Словом Божьим.
Когда наш ум обновлен Словом Божьим, мы думаем и поступаем, в соответствии с волей Божьей.
Представьте свое тело
«Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1).
Внутренний человек, а не внешний становится новым творением во Христе. Когда мы становимся новыми творениями, наше тело остается таким же, как и было.
Мы должны научиться позволить этому новому человеку внутри нас управлять нами.
С помощью нового человека мы сможем контролировать плоть и воздействовать на наше тело. Давайте еще раз посмотрим на 2-ое Коринфянам, 5:17, где говорится: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь (творение), древнее прошло, теперь все новое».
В одном из переводов это выражено так: «Если человек во Христе, то появляется новое «я»». Иногда в церкви некоторые люди говорят о том, что нужно «умереть для себя». Но в Библии нет такого утверждения. Если мы стали новым «я», нам не нужно умирать для себя. Мы должны распять плоть. Вот о чем говорит Библия. Не Бог будет распинать плоть вместо вас. Вы сами должны это делать. «Итак, умоляю вас, братия, – пишет Павел церкви, – милосердием Божиим, представьте тела ваши...» (Рим. 12:1). Кто представляет тело? Вы представляете сами. А кто это – «вы»? Это рожденный свыше внутренний человек, ставший новым творением. Вы сами должны что-то делать со своим телом. Если вы ничего не сделаете, с вашим телом ничего и не произойдет.
1КОРИНФЯНАМ, 9:27: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».
Здесь Павел говорит о том, что он делает со своим телом: «Я усмиряю мое тело. Я порабощаю его». Кто я? Настоящий человек – настоящий Павел – внутренний человек, ставший новым творением во Христе Иисусе и исполненный Святым Духом. «Я делаю что-то со своим телом. Я усмиряю его. Я порабощаю его». Кому Павел порабощал свое тело?
Внутреннему человеку. Вместо того, чтобы позволить телу преобладать над внутренним человеком, Павел делает так, чтобы внутренний человек преобладал над внешним.
Теперь вот на что обратите внимание. Перед нами великий Апостол, святой Божий, человек, написавший половину Нового Завета, человек, являющийся духовным великаном, а выходит так, что его тело хотело грешить. Если бы не хотело, ему бы не пришлось усмирять его. Не нужно было бы порабощать его. Из того, что вашему телу хочется делать что-то неверное, не надо делать вывод, что вы не спасены или что вы не исполнены Святым Духом. Если по этому признаку судить о спасении, то тогда можно было бы сказать, что Павел не был спасен.
Вам придется бороться с плотью, с телом до тех пор, пока вы живете в этом мире.
«Брат, я хочу, чтобы вы помолились за меня», – попросил меня один человек.
«За что помолиться?» – спросил я. Мне всегда хочется знать, за что я молюсь. Его взгляд стал серьезным, и даже слезы появились на глазах: «Я хочу, чтобы вы помолились за то, чтобы у меня никогда больше не было сложностей с диаволом». Я спросил его: «Вы хотите, чтобы я помолился, чтобы вы умерли?» «О нет, я не хочу умирать».
Я сказал: «Единственный способ не иметь никаких сложностей с диаволом, – уйти из этого мира и отправиться на Небеса».
Пока вы в этой жизни, сложности с диаволом будут возникать. Пока вы находитесь во плоти, у вас будут испытания и с плотью.
Но, слава Богу, через Слово Божье нам даны средства, способности и власть, чтобы разобраться и с диаволом, и с плотью.
Павел не позволял телу преобладать над ним. Внутренний человек, который рожден свыше и исполнен Святым Духом, должен преобладать над внешним человеком.
Вы тоже можете сделать это. Мне бы хотелось, чтобы вы увидели – именно вы являетесь тем человеком, который должен это сделать. Павел не сказал, что Бог сделает это вместо вас. Он не сказал, что Святой Дух сделает это вместо вас.
Он сказал: «(вы) представьте свои тела». Он сказал: «(вы) не сообразуйтесь с этим миром». Он сказал: «(вы) преобразуйтесь обновлением своего ума». Вы представляете свое тело. Вы делаете это. Вы обновляете свой ум Словом Божьим. Вы делаете это.
Внутри вашего духа находится жизнь и природа Божья.
Пусть внутренний человек преобладает. Слушайте его. Дух человека – светильник Господень. Бог будет направлять вас через ваш дух.