ВВЕДЕНИЕ
1. Общее представление понятия «дети из дисфункциональных семей»
1.1.Факторы, определяющие данную категорию
1.2. Сферы проявления негативного семейного влияния. Их последствия
2.Библейский взгляд на проблему
2.1 Божье представление о детях
2.2.Анализ примеров из Писания по данному вопросу
1. Общее представление понятия «дети из дисфункциональных семей»
Понятие «ребенок из дисфункциональной семьи» является достаточно обширным, так как включает в себя целый комплекс характеристик, формирующихся в результате воздействия семейной обстановки, темперамента ребенка и его способности отвечать на давление окружающей среды. Для определения понятия необходимо начать с раскрытия содержания термина «дисфункциональные (дисгармоничные) семьи» и с исследования основной причины, способствующей становлению детей данной категории.
1.1.Основной фактор, воздействующий на формирование детей данной категории
Семья – это система, и нарушение в одном из ее элементов неизбежно сказывается на остальных.
Какая бы ни была семья, у каждой из них есть свои правила, законы маленького государства. В рамках семейной системы правила выполняют 4 основных функции. Они:
- устанавливают взгляды, ожидания, ценности и цели семьи;
- определяют принадлежность власти и авторитета, порядок их использования и реакцию на них членов семьи;
- предполагают, как семья будет справляться в самой себе как в ячейке, в своих членах и во внешнем мире;
- предписывают, как члены семьи могут обращаться друг с другом и по какому поводу.
В дисгармоничной семье правила становятся жесткими и бесчеловечными: они перестают действовать на благо всей семьи и начинают работать в интересах только того, кто их устанавливает. Правила становятся нереалистичными и невыполнимыми, поощряя нечестность и манипулятивность как средство избегания наказания, отвержения или чувства вины.
Благодаря негибкости поведения и повторяемости ситуаций, у всех членов семьи закрепляются модели реагирования. Их поведение становится автоматическим, предсказуемым и распространяется на другие жизненные ситуации. Если ничего не изменить в таких случаях – человек будет нести свою роль по жизни, найдет себе партнера, играющего дополняющую его роль. И уже новая семья будет обречена на существование в рамках тех же правил, передаст это наследие грядущим поколениям и станет питательной средой для появления новых несчастных, неудачливых людей, в том числе и зависимых от алкоголя и наркотиков.
В достаточно благополучной семье совсем не обязательно царит экономическое процветание. Пользуясь метафорой государства, можно сказать, что там развита «забота о населении». Несомненно, одним из важнейших показателем гармоничной семьи являются ее здоровые и близкие отношения с Богом, которые влияют на межличностные отношения в семье. В результате чего члены гармоничной семьи уважают друг друга, способны в сложной ситуации быстро перестроиться, поддерживать друг друга и в то же время могут свободно общаться с внешним миром, воспринимая его адекватно.
Что касается дисфункциональных семей, или дисгармоничных семей, то к ним «относят семьи, в которых в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные ее задачи, специфические для каждой стадии жизненного цикла.» ( O.A. Карабанова
Психология СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ М О С К В А ГАРДАРИКИ 2005 – 320 с)
Существует несколько различных вариантов психологического неблагополучия членов дисфункциональной семьи. Это могут быть семьи, где хотя бы один из членов страдает нервно-психическим расстройством, химической зависимостью, тяжелым заболеванием. Также в таких семьях основной проблемой являются отношения между членами семьи (неполная, распадающаяся, распавшаяся и т. д.). В таких семьях используется неконструктивный стиль воспитания детей. Родители сами чувствуют себя психологически плохо, неуверенно, склонны накапливать негативные эмоции. Даже не желая, непроизвольно, они переносят свои душевные страдания на детей.
Известны различные подходы к классификации дисгармоничных семей [Olson, 1993; Личко, 1989; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999; Столин, 1986; Черников, 1998].
На основании характера эмоциональных связей, степени гибкости и
пластичности управления семьей, а также характера взаимодействия се-
мейных подсистем Д. Олсон выделяет несколько типов дисфункцио-
нальных структур семьи:
•несбалансированная семья, характеризующаяся разобщенностью либо чрезмерной эмоциональной связанностью, ригидностью или хаотичностью;
• коалиционная семья, т.е. семья, в которой в рамках подсистем или в от-
ношениях подсистем возникают коалиции, находящиеся в конфронтации,
противостоянии, антагонизме друг с другом и нарушающие баланс и функ-
ционирование семьи в целом. Коалиции могут быть открытыми, или меж-
поколенными (образуются в результате объединения членов семьи, принад-
лежащих к разным поколениям), и скрытыми. Межпоколенные коалиции —
противостояния внутрисемейных групп по типу «родитель и ребенок про-
тив второго родителя», «прародитель и ребенок против родителей», «роди-тель и прародитель против второго родителя» (известные противостояния тещи и жены против мужа и свекрови и мужа против жены) и т.д. В отличие от открытых, скрытые коалиции внешне солидарны, однако реальные отношения строятся по принципу скрытой враждебности и противостояния. Для скрытых коалиций типичны коммуникационная проблема и нарушения межличностного общения, в котором четко выделяются два плана: внешний, соответствующий социальным ожиданиям, и подтекст, раскрывающий подлинный характер взаимоотношений членов семьи;
• коалиционная семья, основой стабилизации которой является приписывание патологизирующей роли одному из членов семьи, получившему в семейной психотерапии название «идентифицированного пациента», носителя дисфункции семьи. Коалиция выполняет в таком случае важную функцию сплочения и сохранения целостности семьи;
•дисгармоничная семья с аутсайдерами, чей социометрический статус крайне низок;
•семья с «перевернутой иерархией», характеризующаяся инверсией ролей. Например, за ребенком закрепляется статус родителя.
В повседневной жизни дисгармоничной семьи наблюдаются следующие признаки:
1. «Не выносить сор из избы»: детям не разрешается рассказывать о том, что происходит в семье (хорошее или плохое), ограничивается посещение гостями. В таких семьях не принято просить помощи на стороне, у других. Психологи называют это «закрытыми внешними границами».
2. Взаимная зависимость членов семьи друг от друга. Это свойство проявляет себя от бесцеремонности по отношению друг к другу (например, родители проверяют личные вещи подростка) до повышенной тревожности за благополучие друг друга (принято звонить и предупреждать, где ты находишься, когда вернешься домой, обсуждать каждое действие с другими членами семьи). Нередко, консультируя детей из таких семей, психологи замечают выраженный страх смерти родителей.
3. Различные нарушения поведения – могут варьироваться от криминального поведения кого-либо из родителей (о них мы говорим в первую очередь) до внешне безобидной привычки повышать голос в любых спорных ситуациях. Когда мы принимаем решение стать родителями, нам следует помнить, что у детей свой взгляд на мир, папа и мама видятся малышу безупречными, идеальными и любое отклонение от идеального образа ребенок воспринимает как катастрофу, ему страшно и небезопасно в своем доме..
4. Конфликтные, напряженные отношения между родителями или другими старшими членами семьи – между папой и бабушкой, например. Конфликты невозможно утаить от ребенка, даже если вы взяли за правило не ругаться при нем.
5. Негативное, настороженное отношение к окружающему миру, пессимистичная позиция по отношению к будущему. Общая политическая нестабильность стала проверкой на прочность очень многих взрослых. Мы, психологи, прямо говорим: самый лучший способ сделать ребенка алкоголиком или наркоманом – это постоянно жаловаться на жизнь, на бедность, причитать об отсутствии денег, престижной работы, предвещать грядущие экономические или иные катастрофы. Взрослые, проговаривая свои опасения вслух, облегчают психическое напряжение, но дети не могут так, они накапливают страхи в душе и извлекают урок – мир опасен.
6. Искажение родительской модели поведения, самый частый вариант – авторитарная мать и «подкаблучник»-отец. Унижение одним родителем другого, причем не обязательно прямо: «мужики измельчали», «бабы дуры». Имейте ввиду, ребенок отнесет ваши слова к себе и вопреки ожидаемому не попытается стать лучше.
7. Неадекватное поведение в стрессовой ситуации (например, неадекватная агрессия или уход в болезнь).
8. Отсутствие необходимых социальных навыков (прием пищи, выражение положительных эмоций, ведение разговора).
9. Отсутствие или избыток дисциплинарных техник.
10. Отсутствие или нарушение семейной коммуникации (внутри семьи и внешним миром): взаимные нападки, критика, поиск виноватых, отвержение, клевета, неумение выслушивать друг друга, эмоциональное и физическое пренебрежение друг другом.
1.2.Основные формы проявления негативного влияния семьи. Их последствия
Воспитание и психологический климат в семье играют решающую роль в формировании личности. Более того, отношения в семье продолжают оказывать свое влияние, как на протяжении всего детства, так и в дальнейшей жизни.
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Они как важнейший определитель психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:
• характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;
•мотивы воспитания и родителъства;
• степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;
•удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;
• стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;
• способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;
• социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
• степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Интегративные показатели детско-родительских отношений:
•родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;
• тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;
• образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка.
Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственно отсутствие Божьего содержания или неправильное восприятие Божьего взгляда на детей. Влияние наличия такого фактора дает следующие результаты:
•недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутствие взаимности;
• низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания детей;
• высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми;
• ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей;
•завышение требований к ребенку или недостаточная требовательность, вседозволенность;
•неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие;
•повышенная конфликтность в повседневном общении с ребенком;
•недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка.
Остановимся на кратком описании наиболее частых вариантов дисгармоничного типа воспитания в семье и их влияния на формирование личности ребенка:
Гипопротекция
Характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля,
интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей. Явное эмоциональное отвержение ребенка выступает как вариант воспитания по типу Золушки. Недостаток интереса, заботы, ответственности и контроля поведения ребенка обусловлен эмоциональным отвержением ребенка и приписыванием его личности негативных черт. Для отвержения характерно
неприятие эмоциональных особенностей ребенка, его чувств и переживаний.
Родитель предпринимает попытки «улучшить» ребенка, используя для этого
жесткий контроль и санкции, навязывает ребенку определенный тип поведения как единственно правильный и возможный .
-Чистая гипопротекция отличается неудовлетворением потребностей
ребенка и отсутствием контроля. Неудовлетворение потребностей может граничить с вариантом безнадзорности, когда не удовлетворяются даже витальные потребности.
-Скрытая гипопротекция определяется низким уровнем протекции при формальной заботе о ребенке. Родитель, казалось бы, заинтересован в ребенке, но на самом деле обычно удовлетворяются лишь витальные его потребности. Нет сотрудничества, совместной деятельности, активных содержательных форм общения, нет подлинной заинтересованности и заботы о ребенке. Требования предъявляются, но контроль их выполнения не обеспечивается. Достаточно часто за скрытой гипопротекцией кроется неосознанное эмоциональное отвержение ребенка.
-Перфекционизм — рационально обосновываемая гипопротекция. Например, ребенок недостоин любви и заботы, поскольку не выполняет какие-то обязательства, а потому должен быть наказан. В основе перфекционизма лежит искажение образа ребенка и эмоциональное его отвержение.
-Потворствующая гипопротекция характеризуется низким уровнем принятия ребенка на фоне потворствования и вседозволенности, когда родители стремятся удовлетворить любые желания ребенка. Дети в такой семье, как правило, избалованные, но, в отличие от семьи с гиперпротекцией, лишены родительской любви. Там стараются всячески избегать общения с ребенком, откупаясь материальными благами и подарками, например от-
правляют его на все лето в дорогой престижный лагерь. Родители по отношению к ребенку ведут себя холодно и отстраненно, избегают физического контакта, стремятся оградить ребенка от установления близких связей с другими людьми, изолировать. В основе потворствующей гипопротекции лежит чувство вины родителя из-за отсутствия подлинной любви к ребенку. Часто это переходит в другую крайность, и ребенок становится объектом агрессии, что приводит к трансформации потворствующей гипопротекции в жестокое обращение.
-Компенсаторная гиперопека. В ее основе лежит гипоопека (нет подлинной заинтересованности, есть элементы эмоционального отвержения). Если в случае потворствующей гипоопеки компенсация осуществляется за счет выполнения желаний ребенка, то здесь — за счет повышенной опеки. Ребенок постоянно в центре внимания, высок уровень тревожности родителей в связи со здоровьем ребенка или страх, что с ребенком что-то произойдет.
Гиперпротекция
Характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем
протекции. Основой гиперпротекции может стать как любовь к ребенку,
так и амбивалентное к нему отношение. В некоторых случаях гиперпротекция может сочетаться с эмоциональным отвержением ребенка. Гиперопека может быть обусловленной доминированием мотива эмоционального контакта с ребенком. Тогда преувеличенная забота о нем выражает острую потребность самого родителя в эмоциональных отношениях и страх одиночества. Достаточно часто причиной гиперопеки становится фобия утраты, страх потерять ребенка, тревожное ожидание возможного несчастья.
-Потворствующая гиперпротекция. Воспитание по типу кумира семьи: безусловное эмоциональное принятие ребенка, симбиотическая связь с ребенком. Ребенок является центром семьи, его интересы приоритетны, удовлетворение любых потребностей ребенка чрезмерно, требования, запреты, контроль и санкции отсутствуют. Наличествуют только поощрения, но, как не связанные с реальными достижениями ребенка, они теряют свое развивающее продуктивное значение. Культ ребенка зачастую осуществляется в
ущерб остальным членам семьи.
-Доминирующая гиперпротекция. В основе ее может лежать как эмоциональное принятие ребенка, так и его отвержение или амбивалентное отношение. Авторитаризм родителей при данном типе воспитания, достаточно широко распространенном в нашей культуре, обусловливает чрезмерность требований, стремление контролировать и чувства, и мысли ребёнка, попытку структурировать отношения с ребенком по типу «у меня власть».
Диктат и доминантность родителя выступают в форме категоричности, директивности и безапелляционности суждений, в стремлении установить неограниченную власть над ребенком, добиться его полного и беспрекословного послушания. Одной из причин родительской доминантности является недоверие к ребенку, уверенность в том, что сам он не сможет справиться ни с одной из жизненных трудностей, что он неспособен к самостоятельным действиям и нуждается в руководстве и контроле. Доминирующая гиперпротекция характерна для воспитания детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Достаточно часто маленького ребенка воспитывают по типу потворствования, а когда он подрастает, гиперопека становится доминирующей и в подростковом возрасте сменяется гипоопекой.
-Компенсаторная гиперопека, по сути, может быть приравнена к гипоопеке с точки зрения удовлетворения потребностей ребенка в любви, принятии, содержательном сотрудничестве и кооперации. Вместе с тем родитель оберегает ребенка от воспитательных воздействий со стороны социального окружения, стремится компенсировать недостаток любви излишком подарков и материальных ценностей.
-Нематеринская гиперпротекция (со стороны бабушки) обычно носит
потворствующий характер, но иногда может принимать и доминирующую форму.
-Смешанная гиперопека — это переход от гипер- к гипоопеке, принимающей скрытые формы.
Противоречивое воспитание
Такое воспитание может быть обусловлено реализацией разными членами семьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребенка. Противоречивость выступает как несовместимость и взаимоисключаемость воспитательных стратегий и тактик, используемых в семье в отношении одного ребенка. В некоторых случаях противоречивое воспитание принимает форму конфликтного. Причинами противоречивого воспитания могут стать воспитательная неуверенность родителя, низкая степень его психолого-педагогической компетентности, нормативные и ненормативные кризисы семьи, например в связи с рождением в семье еще одного ребенка или разводом. Нередко противоречивость воспи-
тания оказывается обусловлена большим количеством вовлеченных в процесс воспитания ребенка взрослых, не желающих и не умеющих рефлексировать и согласовывать свои воспитательные подходы. Неравномерность воспитания может проявляться в дефиците эмоционального общения родителя с ребенком в раннем возрасте и «переизбытке» эмоционального контакта в более старшем. Частным случаем противоречивого воспитания является так называемое «маятникообразное» воспитание, в котором запреты отменяются без должных на то причин и разъяснений и затем вновь столь же неожиданно и необоснованно восстанавливаются.
Противоречивое воспитание приводит к формированию у ребенка тревожного типа привязанности, искажению в развитии Я-концепции, росту личностной тревожности, неуверенности в себе и низкому самопринятию.
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности
Отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребенку. По разным
причинам к ребенку предъявляются требования, не соответствующие его воз-
расту и индивидуальным особенностям. Этот разрыв благоприятен для рывка в личностном развитии, но если отсутствует содержательная помощь со стороны родителей, то в сочетании с жесткими санкциями такой тип воспитания может стать причиной невротизации ребенка. Дети, воспитывающиеся в атмосфере повышенной моральной ответственности, очень обязательны, гиперсоциальны, но склонны к невротизации и соматизации психологических проблем, к высокой тревожности. Причинами такого варианта искажения типа семейного воспитания могут выступать: делегирование; искажение когнитивного образа ребенка (приписывание больших возможностей, чем те, которыми реально обладает ребенок); объективные условия социальной ситуации разви-
тия (отец ушел из семьи, мать зарабатывает на жизнь, на старшего ребенка ложится ответственность за младших и домашние заботы).
Гиперсоциализирующее воспитание
Выражается в тревожно-мнительной концентрации родителя на социальном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребенка без учета реальных психофизических его особенностей, возможностях и ограничениях (В.И. Гарбузов). Родитель проявляет в отношениях с ребенком чрезмерную принципиальность, не учитывая его возрастно-психологических и индивидуально-личностных особенностей, во главу угла ставит
принцип долга, ответственности, социальных обязанностей, норм и правил. Для этого типа воспитания присущи шаблонность, предопределенность воспитательных схем и методов без учета реальных ситуаций взаимодействия и особенностей ребенка. В отношениях с детьми родитель обнаруживает тревожность, мнительность и неуверенность, что самым прямым образом сказывается на личностных особенностях ребенка.
Жестокое обращение с ребенком
Воспитание по типу жестокого обращения характеризуется применением родителем самого широкого спектра наказаний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной враждебностью родителя. Как правило, ребенок выполняет в семье роль «козла отпущения»,
«позора семьи». Образ ребенка искажается родителем, в соответствии с механизмами проекции и рационализации ему приписываются всевозможные пороки и недостатки, патологическая агрессивность, лживость, испорченность, эгоизм и т.д.
Агрессивность и жестокость в воспитании детей формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе. Эскалация физического наказания в воспитании имеет абсолютно противоположный результат относительно преследуемой цели.
Насилие проявляется в четырех основных формах: физическое, сексуальное, психическое, пренебрежение нуждами ребенка.
1. Физическое насилие — нанесение травм ребенку, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его развитие или даже лишающих его жизни, а также вовлечение ребенка в употребление наркотиков и алкоголя.
2. Сексуальное насилие — вовлечение ребенка в сексуальные действия, а также принуждение к занятию проституцией.
3. Психическое насилие — психическое воздействие на ребенка не соответствующее его возрастным возможностям, тормозящих развитие его личности.
4. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие элементарной заботы о ребенке.
5.Духовное насилие – непредоставление детям сведений о Боге, искажение этих сведений, запрет или ограничение на посещение церкви, чтение книг религиозного содержания, молитву; насмешка над верой и религиозными чувствами ребенка, запугиванием гневом и карами со стороны Бога, насильственное принуждение к выполнению религиозных обрядов или использование обрядов и религиозных действий в качестве наказания.
Насилие над детьми может быть двух типов: явное и скрытое (косвенное). По времени оно делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. Детям, страдающим от жестокого обращения, приходится не только сталкиваться с вспышками гнева своих родителей, но и приспосабливаться к обстоятельствам окружающей среды, которые создают преграды в развитии ребенка. К таким негативным факторам относятся разлука с членами семьи, напряженные отношения в семье, отсутствие возможностей для учебы
и т. д.
Воспитание в культе болезни
Представляет собой специфический тип дисгармоничного семейного воспитания, характеризующийся навязыванием ребенку роли «больного члена семьи», созданием особой атмосферы. Отношение к ребенку как к больному, слабому, беспомощному ведет к осознанию им своей исключительности, развитию пассивности, слабости, вседозволенности, к трудностям волевого поведения, эгоизму и демонстративности. Ребенок выполняет в семье патологизирующую роль «больной член семьи».
Воспитание вне семьи
Воспитание в детских учреждениях (домах ребенка, детских домах, интернатах, у дальних родственников) особенно неблагоприятно сказывается на психическом развитии детей. Лишение семьи в раннем возрасте приводит к необратимым или трудно корригируемым нарушениям в формировании привязанности и автономии личности и базового доверия к миру. Наиболее яркими следствиями такого воспитания становятся расстройства эмоциональной сферы (страхи, тревожность, депрессия, трудности эмпатии), нарушения личностного и умственного развития, высокая агрессивность, жестокость и формирование девиантного, т.е. отклоняющегося от нормы, и делинквентного, выходящего за пределы правовых норм, поведения.
В результате деструктивного воспитания дети вырабатывают свои способы выживания в дисгармоничной семье. Вот некоторые из типичных ролей.
Типы поведения,
роли
СЕМЕЙНЫЙ
ГЕРОЙ
КОЗЕЛ
ОТПУЩЕНИЯ
ПОТЕРЯННЫЙ РЕБЕНОК
ШУТ
Видимые
качества Видимый успех; делает то, что «правильно» Враждебность; оборонительность; злобность Отстраненность; одиночка Хрупкость; незрелость; защита потребностей
Внутренние
чувства Неадекватность Боль, вина Одиночество, собственная неважность Страх
Дает семье Самоценность (семья может гордиться) Снимает фокус с основной проблемы Облегчение (ребенок, о котором не нужно беспокоиться) Развлечения и юмор (комическая разрядка)
Характеристики Высокие достижения; отметки; друзья; спорт Негативное внимание; не может соперничать с «семейным героем» Тихий; «невидимый»; нет друзей; легко ведомый; попадающий в неприятности Гиперактивный; обучается плохому; трудности с концентрацией
Возмо-жные харак-терис-тики в буду-щем Без
помощи Работоголизм; никогда не ошибаться; ответственность за все; для семейных отношений выбирает химически зависимого человека Незапланированная беременность; неприятности в школе и на работе; проблемы с законом Слабый интерес к жизни; проблемы с сексуальной идентичностью; неразборчивость в связях; одиночество; часто умирает в раннем возрасте Язвенные болезни; неумение справляться со стрессом; ком-пульсивность; клоунство; незрелость
С
помощью Принятие неудачи; ответственность за себя, а не за все; хороший исполнитель Взятие на себя ответственности; смелость; способность
видеть реальность; хороший консультант Независимый; талантливый; творческий; с хорошим воображением; самоактуализирующийся
Заботится о себе; перестает быть клоуном; с ним легко и весело; хорошее чувство юмора
Семья становится дисфункциональной и воспитывает подобных детей, главным образом, потому что не желает сотрудничать с Богом. Дополнительными факторами являются то, что один из членов семьи оказывает отрицательное влияние на остальных, а также унаследование неконструктивных принципов и правил. Один из способов, с помощью которого дисфункциональная семья навязывает подчинение правилам и психическое оцепенение (а без него полное подчинение невозможно), это - обучение тому, что чувства и эмоции следует подавлять. Иначе подчинение было бы подорвано. Все правила, требующие разделения чувств и мыслей, предполагают безусловное принятие лжи, в которой все соглашаются жить. Отсюда - психологические драмы и проигрывание ролей вместо полноценной жизни. Необоснованные и неоспоримые правила вызывают разного рода отклонения - наркотические и другие зависимости, насилие, депрессии, девиантное поведение; дети стыдятся себя и, замещая собственное, неугодное семье "я", создают ложное "я". Это ложное "я" бывает иногда чрезвычайно искусно сделано, так как дети умеют выверять собственные реакции и отрабатывают производимое ими впечатление, и потому искусственная личность кажется подчас совсем настоящей. Большинство детей, воспитанных в дисфункциональных семьях придерживаются трех принципов «НЕ»:
-НЕ говори никому ничего
-НЕ чувствуй (погашение эмоций)
-НЕ доверяй
2 часть БИБЛЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА ДЕТЕЙ
« Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним;
ученики же не допускали приносящих.
Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им:
пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им,
ибо таковых есть Царствие Божие.
Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия,
как дитя,тот не войдет в него.
И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.»
Мк 10:13-16
Как это уже осознали многие христиане, часто люди, верующие в Бога, неправильно относятся к детям. К сожалению, христианская церковь во многих культурах оценивает детей как малозначимых граждан, и матерям не преподают, как воспитывать детей с христианскими идеалами и принципами. Многие христианские церкви, благотворительные организации, включая международные неправительственные организации, обращаются к миллионам детей каждый год и обеспечивают приютом, едой, одеждой, доносят евангелие. Но немногие взращивают учеников. У меньшинства есть видение или способность вселить величие в детей или преподавать им то, как утвердиться в истине преобразования Словом Божьим для обновления умов и культивирования христианского воображения в творческом выражении и решении задач. Поэтому невежество и бедность библейских идей поддерживают детей в не преобразованном властью Бога состоянии.
Сегодня христианский мир строит свое отношение к детям, основываясь на двух взглядах: «высоком» и «низком». С одной стороны, идеализируют детей, но в то же время пренебрегают ими; устраивают для них особые торжества и празднования, но не воспринимают всерьез вопрос о детском служении Богу; казалось бы, ценят, но посвящают относительно малое количество времени и материальных ресурсов на удовлетворение их потребностей. Церковь до сих пор основательно и систематически не развила теологическое учение, касающееся библейского представления детей. Приорететность Божьих инструкций для детей и их ученичества (Второзаконие, главы 4-6) являются неизвестным в большинстве церквей и христианских семьях во всем мире, в то время как, большинство христианских детей изо дня в день пребывают в социальной среде, где проповедуются «мирские» взгляды на жизнь.
Но каково Божье представление о детях? В Писании можно найти множество стихов, посвященных данному вопросу, раскрывающих само понятие «дети», их права и обязанности; дающих направление по воспитанию и ученичеству.
I. БИБЛЕЙСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ДЕТЕЙ»:
1. Дети - дар от Бога (Бытие 4:1 "Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа", Бытие 33:5 "И взглянул и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему").
2. Дети - наследие и благословение от Господа (Псалом 126:3 "Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева", Лука 1:42 "…и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего")
3. Дети - венец стариков: Притчи 17:6 "Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их".
II. ОТНОШЕНИЕ БОГА К ДЕТЯМ
1. Бог формирует дитя во чреве матери (Псалом 138:13-16 "Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было".)
2. Бог знает дитя ещё до рождения и освящает его (Иеремия 1:5 "…прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя", Галатам 1:15 "Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею…")
3. Бог включает детей в Свой завет (Бытие 17:7 "…и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя", Деяния 2:39 "Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш")
4. Библия называет детей верующих - святыми, освященными (1Коринфянам 7:14 "Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы")
5. Иисус призывал детей к Себе (Матфея 19:13-15 "Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда", Марка 10:13-16, Лука 18:15-17).
III. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
В книге "Чтобы быть счастливыми" (Издательство Паолине. Милан. 1993 Альбисетти_Терапия семьи) автор говорит о том, что два человека должны производить на свет детей только после того, как каждый из них проведёт индивидуальную работу, направленную на психологический и духовный рост собственной личности. Значит, дети должны быть не доказательством собственной мужественности или плодовитости, не предметом хвастовства перед другими людьми, не объектом проецирования наших неосуществившихся устремлений, мечтаний и желаний, но ощутимым результатом, испытанием, проверкой взаимной супружеской ответственности за продолжение пути психологического и духовного роста. Только в таком случае смогут дети развивать, без серьёзных проблем или неврозов, свою неповторимую личность, запланированную Богом.
Обязанности родителей по отношению к детям:
А. Давать детям имена (Бытие 21:3 "…и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак", Бытие 29:31-32 "Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой", Бытие 30:23-24 "Она зачала и родила сына, и сказала: снял Бог позор мой. И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына", Матфея 1:25 "Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус")
Б. Обеспечивать их физические потребности (1Царств 1:22-24 - Анна вскармливала сына) и в том числе оставить им наследство (2Коринфянам 12:14 "Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей")
В. Дать им образование (Второзаконие 6:6-7 "И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая")
Г. Воспитывать детей (Притчи 22:6 "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится")
Д. Воспитывать детей в Господе (Ефесянам 6:4 "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем")
Библия представляет отца как главу семьи (Иеремия 35:6 "Но они сказали: мы вина не пьем; потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: "не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки"", Притчи 6:20 "Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей"); наставника (Притчи 1:8-9 "Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей"; Притчи 4:1 "Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму"); воспитателя и обличителя (Бытие 37:10 "И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его"; Числа 12:14 "И сказал Господь Моисею: если бы отец ее плюнул ей в лице, то не должна ли была бы она стыдиться семь дней? "); и в то же время - любящего (Бытие 25:28 "Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова"; Бытие 37:4 "И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его"; Бытие 44:20 "Мы сказали господину нашему, что у нас есть отец престарелый, и младший сын, сын старости, которого брат умер, а он остался один [от] матери своей, и отец любит его"), сострадательного и милостивого (Псалтирь 102:13 "как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его"), и благословляющего своих домочадцев (Бытие 27:41), радующегося победе и успехам детей (Притчи 10:1 "Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери"; Притчи 15:20 "Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою"), и огорчающегося их неудачам (Бытие 37:35 "И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его").
Мать является воплощением любви и заботы (Бытие 25:28; Притчи 4:3 "Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей"; Исаия 49:15 "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? "; Исаия 66:13 "Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас"). В еврейской культуре бесплодная женщина считалась несчастным человеком (1Царств 1:10 - Анна; Бытие 30:23 - Рахиль).
А также
- отец
А. Ответственен за духовное состояние в семье (Бытие 35:1-7, 1Царств 1:21 "И пошел муж ее Елкана и все семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои")
Б. Ответственен за воспитание детей (Бытие 18:19 "…ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд"; Второзаконие 4:9-10 "Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих, - о том дне, когда ты стоял пред Господом, Богом твоим, при Хориве, и когда сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих").
В. Удовлетворяет потребности детей (2 Коринфянам 12:14 "Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей"; Колоссянам 3:21 "Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали")
Г. Благословляет своих детей (Бытие 27:27-29, 39, 40; Бытие 49:1-28)
Д. Мог женить своих сынов (Бытие 24; Исход 21:9 "…если он обручит её сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей"; Судьи 14:2-3) и дочерей (Бытие 29:16-29; 34:12)
Е. Предупреждение отцам: Не провоцировать детей (Ефесянам 6:4 "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших")
- мать
А. Должна любить детей (3Царств 3:26 "И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его", Исаия 49:15 "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего?")
Б. Должна поддерживать детей и заботиться о них (Руфь 4:16 "И взяла Ноеминь дитя сие, и носила его в объятиях своих, и была ему нянькою", Исаия 66:13 "Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас")
В. Должна защищать и оберегать детей (Исход 2:1-3 "Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца", Евреям 11:23 "Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями [матерью] своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления")
Г. Должна заниматься воспитанием детей (Притчи 1:8 "Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей", Притчи 31:1-9 "Наставление, которое преподала ему мать его…", Притчи 31:26 "Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее").
Д. Должна передавать свою веру ребенку с раннего детства (2Тимофею 1:5 "…приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе", 2Тимофею 3:14-15 "А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса")
Е. Должна помогать детям (Бытие 27:5-17, 3 Царств 1:1-31 "Спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона", Притчи 31:15-27)
У родителей есть 3 обязанности – любить, наказывать и учить. Какие же обязанности имеют в семье дети? В чем их часть?
Обязанности детей по отношению к родителям
А. Повиноваться им (Притчи 6:20 "Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей"; Ефесянам 6:1-3 "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле"; Колоссянам 3:20 "Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу").
Б. Слушать и следовать их наставлениям (Притчи 1:8-9 "Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей", Притчи 3:1-2 "Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе")
В Библии не говорится: “Дети, повинуйтесь родителям, когда они правы”, но “Дети, повинуйтесь своим родителям в Господи, ибо сего требует справедливость” (Еф. 6:1)… даже если они неправы. Некоторые возражают, говоря о том, что нет сведений о детских годах Спасителя. Действительно, о его детстве сказано мало, однако как много можно почерпнуть из того, что известно. Нет прекраснее слов о Нем, чем эти: “И Он пошел с ними в Назарет; и был в повиновении у них (т. е., у матери и приемного отца). Вспомните, Кем был Иисус! Кем был этот послушный Ребенок? – Вечным Сыном Божьим, Творцом вселенной: “Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть”. Он был Господом и Господином всех воинств небесных. Какой пример послушания!
“И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем” (Ефесянам 6:4). Многие молодые люди считают, что послушание и повиновение родителям – это унижение, некое самоограничение, которое сковывает их. Оказывало ли оно подобное действие на Иисуса? Мы знаем, что нет. Молодому человеку не повредит внимательность к совету серьезных родителей-христиан. Ни один ребенок не был приостановлен в развитие, ограничен и понес ущерб, безоговорочно повинуясь наставлениям благочестивых родителей. Иисус повиновался своим земным родителям до тридцати лет – пока не оставил дом, чтобы заняться назначенным Богом трудом.
Послушание должно быть полным, приятно это ребенку или нет. Упомянуто лишь одно ключевое качество: “в Господе”. Дети должны повиноваться “в Господе”. Родитель-христианин может потребовать того, что кажется неправильным, тем не менее, ребенок должен повиноваться. “Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу” (Кол. 3:20). В то же время нужно помнить, что и родители могут совершать ошибки. Никакие человеческие власти не связывают нас, если их повеления нарушают Божьи законы. Если неблагочестивые родители требуют от ребенка преступать Слово Божье, последствия этого требования настигнут родителей, а не ребенка. В Библии говорится: “А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили в море” (Марка 9:42).
В. Почитать их (Исход 20:12, Левит 19:3 - Пятая заповедь в Законе Божьем).
Г. Уважать их в старости (Притчи 23:22 "Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится")
Д. Заботиться о них (1Тимофею 5:4 "Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу")
Принципы воспитания детей
Родители-христиане должны осознавать свою ответственность за наставление детей. В книге Притч. 22:6 говорится: „Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится”.Наставление включает в себя не только наказание за непослушание, но и награду за хорошее поведение. Послание к Ефесянам 6:4 говорит, что отцы должны учить и наставлять своих детей в Господе. Наставление в области библейской морали, христианского характера и богословия является ответственностью отцов, а не церкви. Родители, перекладывающие ответственность за наставление в Господе на плечи воскресной школы, совершают очень серьезную ошибку. Бог повелел Израилю через Моисея:
„И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая” (Втор. 6:6-7). Следовательно, каждый родитель должен знать и применять Божьи принципы воспитания, включающие в себя всю концепцию Божьего предстваления о них.
Как приводилось выше:
1. Дети – это дар от Бога,благословение и наследие, ответственность за которое возложена на родителей. Их задача воспитать ребенка, посвящающего свою жизнь Господу, раскрыть полностью весь потенциал, заложенный в нем.
А также,
2. Каждый ребенок нуждается в безусловной любви, которую Бог являет через Своего Сына (Ин 3:16) и учит родителей тому же.
Далее:
3. Все дети грешны, следовательно, нуждаются в Спасителе. Поэтому необходимо знакомить детей со Христом, Его делами, научить доктринам христианства; просветить ребенка в вопросах промысла Божьего, наличие определенного плана относительно него
4. Каждый ребенок нуждается в видении того, кем он может быть , а также в том, кто направит его в данном вопросе, развивая его индивидуальность, веря и поддерживая. (Суд 13: 8-13)
5. Христианский подход к воспитанию детей должен иметь целостный вид, то есть включать работу над духовным, психологическим и физическим факторами.
6. Божья работа начинается изнутри, так как внутреннее всегда вызывает внешнее. «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Пр 4:23), 1 Царств 16:7
7. Каждый ребенок индивидуален. Индивидуальность предполагает наличие уникального внутреннего содеражания, состоящего из:
- сердце: определяет поведение
-разум
-совесть: говорит, что хорошо, что плохо
-воля: центр принятия решения
-характер: результат, сделанного выбора
- интеллектуальная собственность
-темперамент
-дары и таланты
-эмоции
И для того, чтобы все развивалось в правильном направлении, родителям необходимо с самого малого возраста закладывать правильные вхзгляды в своего ребенка. Воприимчивый ум ребенка, или место производства мировоззрения, нужно аккуратно формировать и преобразовывать интструментами истины, блага, красоты. Так как познание мира начинается именно в воображении, где мысль и опыт объединяются.
Наказание непокорных детей. Невоспитанный и недисциплинированный ребенок вырастает эгоистом и бунтарем, который не верит в Бога или впоследствии может отвернуться от Бога. Для предотвращения негативных последствий дети должны наказываться, когда они нарушают здравые правила, установленные Богом и их родителями. Но наказывать детей за ошибки или детское незнание, отсутствие опыта не следует. В Писании говорится, что Сам Бог повелевал наказывать детей в необходимых случаях:
• Родители могли наказывать своих детей (Второзаконие 8:5 "И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего"; Второзаконие 21:18 "и они наказывали его"; Притчи 13:24 "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его").
• Дети, злословящие родителей, должны были быть преданы смерти (Исход 21:17 "Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти"; Левит 20:9 "Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем"; Второзаконие 27:16 "Проклят злословящий отца своего или матерь свою! "; Притчи 20:20 "Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы"; Матфея 15:4 "Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет")
• Неповиновение родителям каралось побиванием камнями (Второзаконие 21:18-21 "Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, - то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: "сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница"; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся").
Наказание является методом воспитания не только земных родителей, но и Небесного Отца. Целью данного метода отвратить человека от сетей дьявола, от вечной смерти: «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» Пр 23:13,14.