Вернемся к словам Павла:
«сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление» (Гал.6:. А также к словам пророка Осии:
«Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» (Ос.8:7).Из этих слов хорошо видно, что закон сеяния и жатвы распространяется не только на материальные средства. Закон сеяния и жатвы вообще не сосредоточен на деньгах, но важно понимать, что даяние – это поступок. Таким образом, говоря о сеянии и жатве, мы говорим не только и не столько о том, как стать богаче или как избежать бедности, но мы говорим о хороших и дурных поступках, которые имеют соответственно хорошие или дурные последствия для того, кто их делает.
Люди давно открыли один из важнейших законов мироздания - Закон сеяния и жатвы, только называют его по-другому, а именно причинно-следственная связь.
Вот философское определение этого понятия. Причинно-следственная Связь – это такая генетическая связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием.
Понятие причинно-следственной, каузальной, причинной связи (causality) требует некоторых комментариев. «Причинно-следственная связь» имеет различное значение для ученого и для рядового человека. То есть утверждение: «наступление события X приводит к наступлению события У» имеет разное значение в обыденном и в научном понимании.
Обыденное значениеНаступление события X- единственная причина наступления события Y.
Наступление событиях всегда приводит к наступлению события Y (между ними существует прямая зависимость). Можно доказать, что наступление события X- причина наступления события Y.
Научное значениеНаступление события X- одна из возможных причин наступления события Y. Наступление события X увеличивает вероятность наступления события У (между ними существует вероятностная зависимость).
Нельзя доказать, что наступление события X- причина наступления события Y. В лучшем случае можно сделать такое предположение
Не спешите критиковать, говоря: «Зачем нам философия, мы ведь говорим о законах веры. Причем здесь наука, наука и Библия не совместимы». Приведенные выше понятия позволят нам взглянуть на самих себя, чтобы понять, какое же наше отношение к вопросам веры и к Библии.Давайте встанем на позицию обычного человека, или, как еще говорят, обывателя.
Обыватель – это человек, не обремененный большими познаниями, он смотрит на мир больше с практической точки зрения. Мы дадим такому человеку в руки Библию и скажем ему: «Записанные здесь слова – это слова самого Бога. Бог всегда исполняет то, что говорит. Поэтому, если ты найдешь в Библии слова, в которых содержится обещание, ты можешь смело применять это к своим ситуациям. Это всегда будет работать. И дальше. Если Бог говорит: не делай, - ты никогда не делай этого. И наоборот, если Бог сказал: делай, - ты всегда делай это со всяким старанием. Так ты будешь угождать Богу, и будешь успешен во всех делах». Наш обыватель радостно берет у нас Библию и начинает её читать, и вот он дочитал до 14 главы Евангелия от Иоанна, где написано:
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Иоан.14:12). Здорово, говорит он, и начинает искать в Библии информацию о том, что делал Иисус. А потом решается возложить на кого–то руки для исцеления, и, о чудо, исцеление приходит. Почему?
Прежде чем ответить, давайте встанем не позицию искушенного человека, не обывателя, а, например ученого - богослова.
Мы дадим Ему в руки Библию, и скажем ему те же слова, что и обывателю. Для начала, он у нас Библию не возьмет. У него есть своя «библия». Это может быть труды других авторитетных ученых, его собственные научные труды, справочники, энциклопедии, словари. У богослова, это может быть его личная Библия – толстая книга с золотым обрезом, где важные стихи подчеркнуты разными цветами. Но вот в чем дело, он не верит тому, что подчеркнул своими руками. И говорит: «Материальное даяние может быть причиной материального процветания человека, скажем, материальное даяние - это одна из возможных причин материального процветания. Исполнение заповеди о десятине - увеличивает вероятность процветания, то есть между ними существует вероятностная зависимость. И дальше, он делает вывод. Нельзя доказать, что исполнение Божьих заповедей о десятине всегда приводит к воздаянию от Бога, потому что у Бога есть суверенная воля, он может дать, а может и не дать.
К чему ведет такая позиция? К сомнениям!
Искушенный и обыватель никогда не договорятся между собой. Искушенный всегда будет считать обывателя недоумком, несмотря на то, что тот, воспринимая слова Бога буквально, будет делать чудеса верой. У искушенного нет пространства для веры, потому что веру заглушают знания. А там, где нет детской и наивной веры, нет места и чуду. И поэтому искушенный рано или поздно начнет исповедовать, что чудеса невозможны, а обыватели, которые их, «якобы», делают, не от Бога!