Начну на первый взгляд издалека. Я хочу поделиться мыслью, что человек может считаться неправедным, но в критический, или лучше сказать, судный момент повести себя праведно, как это было с одним из разбойников, распятых с Иисусом (см. Лук.23:40,41). И наоборот, человек может считаться и называться праведным, но в судный момент повести себя неправедно, как это случилось с Петром, когда он отрекся от Иисуса (см. Матф.26:70).
Теперь по сути вопроса. Когда Бог сходит на землю, приходит судный день. Это не значит, что Бог не знает, как себя ведут те или иные люди, он действительно всеведущий и всемогущий. И Он живет вне времени. Но иногда Бог входит во время, чтобы инициировать определенные события, пройдя через которые люди делают свой решающий выбор. У всех жителей тех городов был выбор. Если б хоть десять из них поступили праведно, то Бог не стер бы те города с лица земли (Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти Быт.18:32). Лот сделал свой решающий выбор в пользу праведности, зятьям Лота показалось, что он шутит, остальные жители тех городов, дойдя до крайней степени морального разложения, сделали свой решающий выбор в пользу неправедности и погибли.
В этом и есть суд. Он основывается на нашем выборе, который мы делаем в решающий момент нашей жизни, в судный день, перед лицом Господа. Поэтому слова «сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт.18:21), - я понимаю так: пойду, поставлю их перед выбором и на основе их выбора произведу над ними суд.