Здравствуйте, Гость

Оффлайн konvel

*
  • ***
  • 206
Cлава Богу, понедельник!
« : 08 Июня 2009, 10:07:33 »
Если Бог даст, хватит средств и воли у издательства, то скоро должен выйти русский перевод книги Thank God It's Monday. Автор Марк Грин (http://www.licc.org.uk/.)

Видимо, она будет называться "Cлава Богу, понедельник!"

В качестве preview публикую её десятую главу.

Глава 10 Работа — не волк или Щепотка совершенства ценнее тонны халтуры

Им не нужно было красиво.
Им нужно было в среду.
Роберт Аймлер

Пастор Чарльз Сперджен как-то задал вопрос юной девушке, которая работала служанкой у одного его родственника: «Что вы можете представить в качестве доказательства того, что вы стали христианкой?» Девушка кротко ответила: «Теперь я подметаю и под ковриками».
The Family Friend, 1885, S W Partridge & Co

Зарисовки
Случайный герой труда
Когда мне было лет восемнадцать, я поехал в кибуц* на девять месяцев, на работу. Я жаждал труда на свежем воздухе, на теплой земле в солнечном фруктовом саду.
*Кибуц — сельскохозяйственная коммуна в Израиле, задуманная, как коллектив с общностью имущества и равенством в труде и потреблении.— Примеч. пер.
Для начала меня отправили на кухню. Мыть посуду.
Вместо солнечного света — электрический, вместо теплой земли кафельная плитка, и стены вместо фруктовых деревьев.
Не прошло и часа с начала моей карьеры, как кто-то притащил на кухню огромную металлическую решетку от духового шкафа. В ней было, наверное, двадцать полок. «Почисти эту штуку, ладно?»
Штука была грязнющей. Казалось, лет десять никто ее нормально не чистил. Толстый слой коричневой гадости, впекшейся за миллион часов высокотемпературной обработки в духовке, полностью скрыл изначально благородное серебристое сияние нержавеющей стали. Я с отвращением взялся за это дело.
Довольно быстро я осознал, что это задание потребует не менее двух часов моего времени. Отвращение только возросло. Я чувствовал, что эти кибуцники воспользовались моим положением юного иностранца, и за мой счет решают проблему, за которую никто из них не брался неделями.
А может быть и месяцами. Или годами.
Или, с момента покупки этой решетки.
Часа через полтора я кипел от возмущения. Но продолжал работать. Вряд ли я мог что-нибудь изменить.
«Ух ты!» сказала притащившая решетку работница, когда полок пятнадцать уже блестели «нержавейкой», — «Я думала, ты слегка протрешь ее, и все!»
По кибуцу распространился слух о моей трудовой славе. Подобно легенде об атаке английской легкой кавалерийской бригады в Крыму, воспетой Тенниссоном, он имел мало общего с реальностью. Но я не стал им ничего объяснять.

***
Стремление к совершенству

У жены Билли Грэма, скорее всего, другое отношение к домашнему труду. Я никогда не был у них в гостях, но говорят, что на ее кухне, над мойкой, висит табличка, на которой написано: «Служение Господу совершается здесь трижды в день».
Труд — это Божье установление. И он должен быть посвящен Богу. Как мы уже заметили, работа на иврите обозначается словом «авода», тем же, что и поклонение. И то и другое хорошо объединяется в слове «служба». Таким образом, работа — да, не волк, но, — служба — Богу и людям. И хотя я потерял бы свою нынешнюю работу, если бы построил богословие только на этом одном наблюдении, все же когда Писание говорит «все, что вы делаете, делайте во славу Божию», это включает в себя и работу. Для Бога, работа — это часть нашего поклонения. Работой мы служим Ему. Мы трудимся не только на нашего начальника на земле, но и на Начальника на небесах, Бога. Вот, что писал апостол Павел рабам и слугам первого века:

И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков (Кол. 3:23).

Бог вряд ли ожидал бы от нас работы «от души», если бы работа сама по себе не имела для Него никакого значения. Бывают рабочие задачи, которые могут показаться неважными вашим сослуживцам, но они важны Богу. Работа — это не просто платформа для благовествования и христианского служения. Она важна сама по себе. Поэтому важно добиваться высшего качества.
Насколько качественно вы делаете свою работу? Не стыдно будет показать Богу? На минуту задумайтесь не о работе в целом, а о конкретной рабочей задаче, стоящей перед вами. Теперь добавьте к вашим размышлениям вот какую мысль: «Я делаю это для Бога».
Например:
Смена подгузника переполненного — для Бога.
Ответ на двадцать третий телефонный звонок за последние пятнадцать минут — для Бога.
Составление отчета об отношении домохозяек города Канзас-Сити, возраста от 35 до 49 лет, к кофе без кофеина в целом, и конкретно к «Максвелл Хаус» без кофеина — для Бога.
Встреча за обедом с въедливым и занудным клиентом, с которым по доброй воле вы бы не встречались еще лет пятьсот — для Бога.

Осторожно! Работают безбожники.

Библейский призыв к качественной работе я называю принципом Нимрода. Вот, что об этом сказано в Быт. 10:8-9:

Нимрод… начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говориться: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом.

Два удивительных для меня наблюдения: во-первых, Нимрод был всего лишь охотником, но имя его попало в Божью книгу, потому что он был «сильный зверолов»; во-вторых, он охотился «пред Господом». Каким-то образом он чувствовал ответственность за свой труд перед Богом. Задумайтесь на минуту о своей работе, и добавьте к своей мысли фразу «пред Господом».
Брайан — сильный сантехник — пред Господом.
Сара — сильный электрик — пред Господом.
Представьте на мгновение, что вы набираете на компьютере письмо, которое будет отправлено английской королеве. Скорее всего вы его перепроверите раз шестнадцать, прежде, чем напечатать. И напечатаете на своей лучшей бумаге. Потом вам приходит в голову, что если изменить в этом письме всего лишь одно слово, то получится лучше. Поэтому вы переделываете, и снова шестнадцать раз перечитываете это письмо. Снова выводите на печать. И еще разок проверяете.
То, насколько тщательно мы выполняем свою работу, часто определяется нашим представлением о том, кто увидит результат. Пусть в реальной жизни письмо — не королеве, и даже не президенту компании, но это не должно менять дело.
На работе мы, в большинстве своем, безбожники. Мы думаем, что там нас Богу не видно.

«З» означает...?

Время от времени я выбирал одно задание из списка моих рабочих задач, и именно это задание посвящал Богу, помечая это задание буквой «З». Это меняло все мое отношение не только к этой, но и к прочим задачам. Это «З» подмигивает мне из списка, как небольшое напоминание о правильном подходе ко всем моим делам. Мне нужно это «З» каждый день.
Богу угодно высшее качество во всем, что мы делаем. Иосиф, Неемия и Даниил являют собой три ярчайших примера сочетания высоких личных достижений и выдающегося служения Богу в языческом обществе. Бог ожидает и вознаграждает превосходно выполненную работу. Когда Ему нужно было подобрать мастера для изготовления ковчега завета, скинии собрания и ее убранства, Он указывает Моисею на подходящего человека — Веселеила. И Бог очень ясно указывает, какой именно Веселеил Ему нужен: «именно Веселеил, сын Уриев, сын Оров, из колена Иудина;». Человек, исполненный Его Духом, «мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» (Исх. 31:2-3).
Подобным образом, когда Соломону потребовался мастер для отделки храма, никто из израильтян ему не подошел. Он приглашает Хирама, человека смешанных тирско-еврейских кровей, специально выписывает его из Тира. Годятся только лучшие.

Крупные мелочи

В восьмидесятые годы книга Питерса и Уотермана «В поиске совершенства» стала одним из управленческих бестселлеров. Вот, что сказано во введении к этой книге:

Мы считаем, что ключом к формированию превосходной организации является приложение необычных усилий обычными ее сотрудниками.

Превосходные компании достигают величия не усилиями «звезд», совершающих выдающиеся дела, а усилиями обычных сотрудников, идущих второе поприще*, старающихся делать обычные дела как можно лучше.
*Второе поприще — см. Мф. 5:41. — Примеч. пер.
Как-то раз я зашел в супермаркет. Молодой кассир поприветствовал меня и улыбнулся.
— Добрый день,— сказал я в ответ, уже начиная удивляться. Обычно я первым приветствую кассиров. Он работал быстро, четко, и подчеркнуто вежливо.
— Вы будете платить наличными или по карте, сэр?
Терпеть не могу, когда мне говорят «сэр». Наверное, потому что мне не нравится ощущать себя старше. Но в данном случае мне это оказалось по душе, как признак уважения ко мне, как к клиенту; и сказано это было искренне.
— Вашу подпись, пожалуйста.
— Спасибо.
— До свидания.
Эффективность, уважительное отношение и готовность помочь были проявлены им в полной мере. Он смог меня удивить. Вряд ли я точно знаю, что он чувствует, выполняя свою внешне скучную работу. Но я, покидая магазин, с молоком и яблоками, чувствовал себя важным и ценным человеком.
Подобное обслуживание выбивается из общего ряда. Бывает, что компания действительно добивается высшего качества. Но может так случиться, что на вашей работе никому не будет дела до повышения стандартов. Но и в этом случае Божьи стандарты никто не отменял, даже если требования начальника, или организации в целом, гораздо ниже. А еще, высококачественная работа может быть заразительной. Даже в небольших дозах. Когда кто-то начинает делать свое дело превосходно, окружающие реагируют, в основном, двумя способами: либо негодуют, либо стремятся выполнить свою работу так же качественно.

Не попасть в капкан вины

Важно помнить, что призыв превосходно выполнять свою работу не нацелен на отягощение нас ложным чувством вины по причине того, что кто-то может что-то делать лучше нас. Библия ясно говорит о разных уровнях человеческих способностей. Веселиил — мастер более высокой квалификации, чем назначенный Богом его помощник Аголиав. В свою очередь, они оба, видимо, лучше, чем прочие ремесленники, которых Бог, как Он сам говорит, сделал способными доделать начатое. Тем не менее, каждый из нас способен делать свое дело, так, как угодно Богу.
В притче о талантах (Мф. 25:14 – 30), одному человеку было дано два таланта, другому — пять. Оба удвоили свои таланты. Оба извлекли максимум из того, что им было дано. Бог хвалит их обоих. Успех в библейском понимании — это максимально полезное использование того, что дал нам Бог. Это не значит обязательно превзойти всех во всем. Очень важно помнить, что, например, каменщик может угодить Богу, даже не будучи самым быстрым строителем на стройплощадке, или в городе, или в стране, или в мире.

Личный рекорд?

Конкуренция, конечно, может быть здоровой. Она может быть стимулом к улучшениям на работе. Но конкуренция также может подпитываться завистью, злобой, жадностью, гордыней — всякими гнилыми побуждениями, отравляющими личность, и превращающими отношения на работе в минное поле интриг, когда люди, соперничая, озлобляются, а иногда даже доходят до преступлений ради побед друг над другом.
Успех в библейском понимании не означает пробежать дистанцию быстрее всех. И не означает просто пробежать ее с личным рекордом.
Это означает пробежать дистанцию с наилучшим временем, возможным с Божьей помощью.
Мы не можем превосходно выполнить выдающуюся работу только своими собственными силами. Мы можем сделать превосходную работу собственными силами, но это не будет угодно Богу. Иисус Христос весьма ясно высказался на эту тему:

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5).
В конце концов, Иисус сам дает нам все необходимое. И не только в духовном смысле. Давид, царь и воин, пишет, что Господь обучает его руки битве (Пс. 143:1). Автор послания к Евреям молится, чтобы Иисус, великий Пастырь своих овец, дал бы евреям все необходимое для исполнения Божьей воли (Евр. 13:20 – 21). Именно во Христе Бог готовит нас, чтобы мы могли делать угодное Ему. Как однажды сказал ЛеРой Эймс*, наилучший способ поддерживать в своей жизни дух совершенства — это полная подчиненность жизни самому Иисусу Христу.
*Эймс, ЛеРой — наставник лидеров и писатель, служивший в миссии «Навигаторы» во многих странах мира. —Примеч. пер.

Второе поприще?

Иисус Христос — пример нам не только потому, что Он все делает хорошо. Он еще и помогает нам прокладывать курс между двумя важными, и на первый взгляд, противоречащими друг другу идеями.
Первая из них сформулирована Иисусом так:

Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10).

Разве это не призыв проходить второе поприще? Делать больше, чем требуют должностные обязанности, выходя за рамки формальных обязательств?
Но как быть, если в наши обязанности и так уже включены шестьдесят рабочих часов в неделю? Обречь себя на нескончаемую «пахоту»? И разве это не противоречит другому важному призыву Иисуса:

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28 – 30).

Чтобы понять, как реагировать на требования, предъявляемые работой, важно придти сначала к Иисусу. Очень многие люди платят непостижимо высокую цену за совершенство. Платят тяжелым трудом, поздними рабочими вечерами, обветривающимися в микроволновке ужинами, и, во многих случаях, разводами. Работа может превратиться в мощного идола, идола голодного, ненасытного, с бешеным аппетитом пожирающего лучшее время и лучшее приложение сил человека. Если у вас есть семья, то со временем отговорка «я на все это иду ради семьи» увядает, если остальные члены семьи не дали свое осознанное согласие на такого рода жертвы. Вряд ли так и должно быть.
Нам нужно спрашивать у Иисуса не о том, как преуспеть на работе, а, скорее, о том, благодаря чему наша жизнь в целом будет наиболее угодной Богу. Основной вопрос всегда: куда ведет меня Иисус в следовании за Ним? И Его ответ вам на этот вопрос, так же, как Его ответ апостолу Петру, и апостолу Иоанну, будет ответом именно для вас, и может разительно отличаться от ответа, полученного христианином за соседним рабочим столом.
В трудные дни, идите к Иисусу.
Как Сэнди. Она должна была организовать большую отраслевую конференцию, собрав на нее топ-менеджеров со всех концов страны. У каждого участника были свои маршруты и требования, к тому же все время меняющиеся. Она почувствовала, что теряет контроль над ситуацией. В тот день Бог ответил ей во время ее уединенной молитвы. Она прочла библейский рассказ о насыщении пяти тысяч человек. Казалось, никак Иисус не мог накормить всех тех людей, но у одного мальчика нашлось пять хлебов и две рыбы, которые он отдал Иисусу. Ту малость, что мальчик принес, Иисус взял и сделал так, что стало больше, чем достаточно. В тот день Сэнди почувствовала, что Бог говорит ей: «Принеси мне то, что у тебя есть, и Я предоставлю все остальное».
В трудные дни, когда мы без сил и на грани срыва, все, что нам остается — это только принести то, что у нас есть Богу, и просить Его предоставить все, чего не хватает.

Мастерство открывает двери

Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми (Пр. 22:29).


Хороший пример этого — Неемия (Неем. 1 – 2). Он работает виночерпием у самого на тот момент могущественного человека в мире — Артаксеркса, персидского императора. Такую важную работу, как доставка вина к царскому столу, доверяли только проверенным людям. В конце концов, виночерпий был последним человеком, прикасавшимся к вину, прежде чем его пил сам император. Если бы вам случилось быть императором в пятом веке до Р.Х., вы подбирали бы виночерпия очень, очень, очень осторожно! У Артаксеркса был повод для опасений — по данным некоторых источников, ему пришлось казнить двоих своих собственных братьев за измену.
Неемия продвинулся на такую высокую должность, несмотря на то, что он не был персом; он был угнанным в плен израильтянином, человеком из побежденного и рассеянного по лицу земли народа. Император настолько доверял Неемии, и так заботился о его благосостоянии, что Неемия смог попросить у него отпуск за свой счет, и средства для восстановления Иерусалима. Император заботился о нем, потом что ценил результаты его труда.
Наша работа сама по себе важна для Бога, но дополнительной важности ей придает значение труда для нашего свидетельства о Христе сослуживцам. На работе мы трудимся. Он нас ожидают хороших результатов. Над чем бы мы ни трудились, всегда должен быть какой-то результат. И окружающие оценивают нас по этому результату. Умелый работник вызывает уважение. Работа, выполненная некачественно, небрежно, с опозданиями сильно затрудняет приобретение уважения в коллективе, а значит и развитие открытых взаимоотношений, позволяющих доносить до людей Благую весть. Отличная работа может быть опорой для служения и благовествования. Но, помимо этого, мы всегда будем довольны тем, что удалось сделать что-то настолько хорошо, насколько было возможно.
Например, вычистить решетку от духовки.

Источник: http://www.churchpeople.ru/profiles/blogs/slava-bogu-ponedelnik
"И Бог ниспослал [ему], чего он просил..."
1Пар 4:10

Оффлайн konvel

*
  • ***
  • 206
Re: Cлава Богу, понедельник!
« Ответ #1 : 15 Июня 2009, 10:37:04 »
Глава 7
Полноценная жизнь или Сила слова «Нет»

«А моряки дальнего плавания любят своих детей?»
«Да,— ответила она, — на расстоянии».
Моника Поттер

Около двадцати лет назад Брайан начал свою карьеру в банке. Он работал с девяти до пяти с перерывом на обед. Он до сих пор работает в том же банке. Но теперь он начинает в восемь, работает до полседьмого вечера, а обеденный перерыв... Вообще-то перерыв на обед в прежнем смысле этих слов, т.е. прием пищи, сидя за столиком вместе с еще одним живым существом, — такой обед — для отсталых. В наши дни обед—это беспорядочное обкусывание сэндвича, сидя за столиком рядом с нагретым компьютером.
Брайан не потому так подолгу работает, что его съедают космические амбиции. И не потому, что мечтает об отпуске в Сан-Тропе, «Феррари» в гараже или костюме от Армани в шкафу. Он подолгу работает, потому что если вы не хотите потерять место, то нужно привыкать к удлиненному рабочему дню. Поскольку, как подсказывает народная мудрость, у нас незаменимых нет.

Реалии современной работы

В Великобритании люди проводят больше времени на рабочих местах, чем в любой другой стране Евросоюза. Повышаются уровни их стресса, беспокойства и депрессии, на фоне снижения удовлетворенностью рабочими отношениями, усиления чувства бесцельности и малозначительности, и, как следствие, увеличения негативного воздействия на все остальные области их жизни.
Отчет Института управления показал, что «обеспокоенность нехваткой баланса между рабочей и личной жизнью, и негативным влиянием удлиненного рабочего дня, как на личность работника, так и на производительность труда, значительно возросла». Восемьдесят девять процентов менеджеров в Великобритании регулярно работают в сверхурочные часы, и они волнуются, что это плохо сказывается на их занятиях физическими упражнениями (68 процентов), на досуге (68 процентов), на их отношениях с детьми (63 процента), и супругами (59 процентов), а также на здоровье (54 процента). Парадоксальным образом, увеличенный рабочий день лишает человека времени, необходимого для профессионального развития. (Данные получены из доклада «Качество трудовой жизни 2007: Здоровье, мотивация и эффективность менеджеров», авторы Лес Уоррел и Кэри Купер, Институт управления.

Люди, может, и хотят занять место своего начальника, но не хотят такой жизни, как у него. И это явление характерно не только для «белых воротничков» из среднего класса. Страдают работники всех уровней. Это — дивное новое рабство.

И если работа «не работает», то и жизни нет. Перед нами причина многих мук, боли, депрессии и конфликтов в жизнях отдельных людей и целых семей. Все явственнее представляется, что условия успеха, да и просто выживания на работе, диаметрально противоположны условиям существования хорошей семьи и воспитания детей.

Продолжительный рабочий день часто оказывается несовместим с продолжительным браком.

Реалии современной жизни

Избыточное напряжение, испытываемое многими на работе, усугубляется все возрастающим отчуждением в британском обществе. Почти все, что принес в нашу жизнь двадцать первый век, способствует уменьшению количества значимых взаимоотношений в нашей жизни.
Мы ездим за покупками в огромные торговые центры, где шансы встретить знакомых гораздо меньше, чем если бы мы ходили по магазинам поблизости от дома. Мало кто из нас знаком с соседями, и наши города превращаются из сообществ в спальные районы. Мы дальше едем на работу, в школу, в университет. Мы селимся вдали от родных и друзей, с которыми выросли. И т.д. и т.п.
Буквально все, из чего состоит наша современная жизнь, постепенно лишает человека ощущения, что у него есть место в мире, которое не зависит от его работы.
Так можем ли мы жить полноценной жизнью? И что вообще это значит?
Прочтите два описания жизни. Если из этих двоих кто-то, по-вашему мнению, живет полноценной жизнью, то кто из них?
Лэрри — один из ведущих юристов страны в своей области. Каждое утро он выходит из дома на работу в шесть тридцать, а возвращается обычно в полдевятого вечера. Он женат, трое детей уже в подростковом возрасте. В своей церкви он часто ведет богослужение, время от времени проповедует, заведует финансами и участвует в нескольких христианских служениях.
Полноценная жизнь?
Холли — домохозяйка, ей 35 лет, и у нее трое детей, 2, 5 и 7 лет. Она работает на дому, встает в шесть сорок пять, собирает детей в школу, делает уборку в доме, пять раз в неделю загружает и разгружает стиральную машину, ходит по магазинам, готовит еду, помогает детям делать домашние задания, раз в неделю участвует в женской группе изучения Библии, время от времени пьет кофе с подругой, и проводит не меньше пяти часов в день только с детьми.
Полноценная жизнь?
Любопытно, что когда этот вопрос я задавал на семинарах, большинство людей склонялось к мнению, что жизнь юриста Лэрри не полноценна, а полноценна жизнь домохозяйки Холли. Но это примеры из реальной жизни, и на самом деле Лэрри свою жизнь считал полноценной, а Холли считала свою жизнь ущербной. Этим несоответствием мы, возможно, обязаны устоявшимся в обществе стереотипам. Дети Лэрри не думают, что он живет полной жизнью, но не потому, что у него нет с ними контакта,— наоборот, есть, и очень хороший, — а потому, что он почти все время работает, и они не видят его развлекающимся. Но Лэрри получает удовольствие от работы, и уверен в том, что исполняет свои обязанности перед Богом. Что одному — в радость, другому — в тягость.
Холли считает свою жизнь ущербной по той причине, что, хотя ее образ жизни комфортнее, чем у многих, у нее нет возможности заниматься любимыми делами, которые могли бы внести в ее жизнь свежую струю.
В конце концов, не все женщины решают быть домохозяйками потому, что им так нравится работа по дому! Многие считают, что Бог призывает их к этому на время роста и воспитания детей. Внешне такая жизнь может показаться мечтой любой женщины, но по сути она часто ведет к изоляции, и действует отупляюще. Мать может любить своих детей, но не получать никакой душевной радости от еженедельной пятикратной стирки: отделяя белое от цветного, загружая машину, развешивая белье, снимая его с сушилки, отглаживая его, и раскладывая по ящикам шкафов.
Некоторые церковные сообщества весьма высоко ценят эту роль женщины, применяя такие термины, как «библейская женщина». По правде говоря, такая терминология глубоко ошибочна: представление о том, что женщина обязана трудиться в доме и рядом с домом, в первую очередь относится к жизни доиндустриального общества, и богословски не обязывает нас требовать того же от женщины информационного века.
В нашем обществе существует огромный «дефицит заботы», из-за чего даже самый лучший жизненный выбор может не доставлять радости в повседневности, и оставаться недооцененным окружающими. Домохозяйкам, в отличие от тех, кто работает вне дома, не полагаются годичные бонусы по результатам работы; да что там, даже скромная порция благодарности и ободрения часто считается необязательной.
Повторюсь, было бы неправильным одно узкое представление о «полной жизни» распространять на всех.

Опасность гармонии?

Во многих христианских книгах и статьях на тему работы и жизни часто употребляется слово «сбалансированность». Нам советуют достигать гармоничного соотношения времени для общения с Богом, времени с семьей, времени на работе, времени для отдыха, и т.п. Увы, этот подход вообще нельзя назвать библейским. Ни о Христе, ни об апостоле Павле не скажешь, что их жизни были гармоничными с такой точки зрения современных христианских авторов.
Более того, эта идея сбалансированности жизни, похоже, просто списана с образа жизни американской семьи 50-х годов прошлого века. По словам одной замужней женщины, где в Библии сказано, что мужья должны возвращаться с работы к шести часам вечера? Где написано, что если человек работает по 60 часов в неделю, то Бог должен быть им недоволен? Где говорится, что у меня должно быть хобби для души? Может быть, у человека работа для души? Как, например, у меня.
Библия говорит не о том, как «жить нормальной жизнью», а о том, как ожить для жизни с избытком. Библия призывает не к гармонии, а к послушанию Богу. И вопрос о том, что Христос ожидает от каждого из нас, является центральным. Ясно, что от каждого человека свое. Моего бывшего начальника, Питера Котрелла однажды спросили, сколько часов в неделю человек должен работать. От ответил, что это зависит от его способностей и текущего жизненного этапа. Есть люди, способные по шестьдесят часов в неделю трудиться интенсивно, сосредоточенно, и внутренне не опустошаясь, — но таких немного. Некоторые люди могут себе позволить работать больше, потому что они свободнее от прочих обязательств.
Итак, пока дети растут, родители вполне могут стремиться уделять их воспитанию максимально возможное время. Но женщина, чьи дети уже выросли, и покинули родной дом, вполне может захотеть работать по шестьдесят часов в неделю, потому что ей нравится работа, или потому, что она считает, что в этом ее служение Богу.
Библия не говорит, сколько часов в неделю мы должны работать, но она дает нам ясные признаки, которые в общем характерны для правильной жизни, т.е. она расставляет приоритеты. Давайте сначала рассмотрим эти приоритеты, а затем наметим контуры возможных перемен.
Библейские приоритеты

• Нам заповедано развивать близкие отношения с Богом (Втор. 6:5).
Мой образ жизни в целом позволяет мне это делать? Если нет, то это потому что у меня такая работа, или потому, что я так распоряжаюсь своим свободным от работы временем? Потому, что я не могу понять, чему Бог меня учит на работе, или потому, что я считаю, что у меня нет времени для того, чтобы молиться, и прислушиваться к Богу с помощью Его слова?
Или это просто из-за моей недисциплинированности?

• Нам заповедано любить ближних (Мф. 22:39).

Христиане предназначены для взаимоотношений. Мы связаны обязательствами перед нашими родителями, супругами, детьми, друзьями, и домом Божьим.
В Библии нам не отмеряно точное количество времени, которое следует проводить со своими детьми, но, зато там, например, сказано, что родители — и отцы, и матери —должны передавать детям знание о Боге (Втор. 4:9,10). Эту ответственность нельзя никому «делегировать»: ни молодежному пастору, ни учителю воскресной школы. А учить своих детей невозможно, не проводя с ними достаточно времени, и невозможно создать у них ощущение, что они любимы и защищены, если вас никогда нет рядом, или вы рядом с ними, но только в обессиленном и опустошенном состоянии. Это может поставить нас перед трудным выбором.
У Дерека неплохо шли дела в лондонской юридической фирме. Ему предложили стать партнером компании. Но он отказался, поскольку в случае согласия ему пришлось бы подписать трудовой договор, обязывавший его регулярно работать дольше, чем до пяти тридцати вечера, что значительно урезало бы его время с семьей. Более того, на протяжении последующих одиннадцати лет ему каждый год снова давали шанс. И каждый год он от него отказывался. По деньгам, речь шла о разнице между, скажем, «Феррари» и «Фиестой», но для поездок на работу «Фиеста», пожалуй, будет даже понадежнее.
На двенадцатый год компания предложила ему партнерство, уже не требуя от него сверхурочной работы. У Дерека хватило уверенности отказаться от повышенной зарплаты, партнерского статуса, и т.п., ради своего более важного приоритета: семейной жизни. Он предпочел время деньгам.
Само собой разумеется, что если ваш труд уже и так высоко оплачивается, вам легче отказаться от большего, но далеко не каждый находится в подобном положении. Не все мы «Дереки», не все так же хороши в своей области деятельности. Не всегда мы можем выбирать из «достаточно» и «еще больше», а скорее из «еще больше» или «ничего». Тем не менее, многие из нас, особенно занятые в среднем или высшем управленческом звене не до конца осознают, что они обладают набором навыков, применимых не только на текущем месте работы.
Так или иначе, Дерек сам сделал перед Богом свой выбор. Его пример не говорит о том, что если человек трудится по шестьдесят часов в неделю, и еще по десять часов в неделю тратит на дорогу, то он нарушает Божью волю. Вполне может оказаться, что, трудясь по шестьдесят часов в неделю, и еще по десять часов расходуя на дорогу, он поддерживает прекрасные отношения с родными и близкими. Я знаю пару человек из топ-менеджмента, у которых так и получается. Они так хорошо умеют концентрироваться на своих родных, находясь рядом с ними, создавать возможности для сердечного общения, и вносить важный вклад в церковную жизнь, что к этим людям совершенно неприменим традиционный обвинительный подход к тому, что означает жить по-христиански.
Но таких случаев не много. Многие и многие семьи были принесены на алтарь трудогольной зависимости, причем трудоголиком оказывается не только предприниматель, но и пастор, или миссионер. Бывает, наши собственные амбициозные заблуждения и жадность добавляют напряжения нашей жизни.
В Библии сказано не только о важности глубоких отношений с Богом и ближними, но и о том, что

• Нам заповедано трудиться (Исх. 20:9).

Мы задуманы для работы. Но работы осмысленной, и часть этого смысла заключается в обеспечении себя и тех, за кого мы ответственны. Мы не имеем права на такой труд, который выливается в халатное отношение к духовному и душевному развитию тех, о ком мы призваны заботиться.

• Нам заповедано делать перерывы в работе (Исх. 20:10). Бог призывает нас отдыхать и стараться восстанавливать силы.

Повторюсь, не следует забывать, что то, что одному человеку в радость, другому может быть в тягость. Это связано с тем, что Бог каждого из нас сделал отличающейся от других личностью. Нам часто придает энергии то, что у нас получается лучше всего, то для чего мы сотворены. Бывает, что люди получают удивительное удовольствие от приготовления пищи, или танцев, или от того, что у них цифры сошлись, или от продажи автомобиля!
Для многих из нас вопрос в том, позволяет ли наш образ жизни раскрывать наш человеческий потенциал. Это включает в себя как исполнение своих обязанностей, так и возможность хорошо распоряжаться тем, что Бог нам вверил: людьми, способностями и ресурсами.

***

Одно полезное упражнение
Проведем одно упражнение, которое поможет вам определить свой КРЛ —коэффициент раскрытия личности.
Оцените себя по шкале от 1 до 10 (10 это «да», и «дела идут отлично»; 1 это «нет» и «дела идут ужасно»).
Мои отношения с Богом радуют меня, и я провожу с Ним достаточное количество времени.
Я уделяю достаточно времени своей семье и настоящим друзьям.
Мне хватает времени для сна.
Мне хватает времени для отдыха.
Я достаточно часто занимаюсь тем, что заряжает меня энергией.
Я веду достаточно здоровый образ жизни.
Я уделяю достаточно времени церковной жизни.
Я работаю не больше, и не меньше, чем нужно.
В общем и целом меня устраивает структура моей жизни.
Из моих знакомых верующих есть один человек, перед которым я, пожалуй, могу открыть свою жизнь.
Итого баллов: ____
Что у вас получилось?
Ясно, что КРЛ является довольно грубым измерителем, и что какие-то стороны нашей жизни более важны, чем другие, но считайте, что если вы набрали выше 70, то это очень хорошо; 50 – 69 говорит о том, что есть над чем работать; ниже 50 — вы, наверное, и сами хотели бы внести в свою жизнь перемены. Есть ли пути к улучшениям?

***

Улучшения

Итак, предположим, ваш КРЛ оказался меньше 50. Как можно улучшить положение? Вот несколько предложений:

• Пересмотрите свои приоритеты в пользу Божьих приоритетов и ваших обязанностей.

Ваши приоритеты отражаются в вашей жизни? Отражается в ней ваше желание познавать Бога и служить ему всей жизнью? Или нет? Что сказали бы об этом те, кто вас хорошо знает? Вот где может пригодиться помощь друзей. Из них не все могут быть абсолютно беспристрастными: коллега по работе, который хорошо вас знает, может сказать, что вы не так много работаете, как прочие из вашего офиса. Ваш пастор может сказать, что вы слишком много работаете, потому что у вас не хватает времени на ведение домашней группы, уборку церкви, посещение молитвенных собраний. Но требует ли этого Бог, или это, скорее, требование древней модели служения в поместной церкви? Эта модель действенна, и вообще полезна ли в наши дни?
Что если бы вы зарезервировали двадцать полновесных минут в день для общения с Богом? Что изменилось бы, если бы вы решили все дела по дому заканчивать до воскресенья?
Подобным образом, многие женатые мужчины (и это, на мой взгляд, больше относится к мужчинам, чем к женщинам) чувствуют, что сколько бы времени они не проводили дома, этого все-равно не будет достаточно их супругам. Очень важно это обсудить. Чего от меня требует работа на самом деле? Что можно сделать, если она требует слишком много? Приемлемы ли возможные результаты изменений: например, понижение заработной платы, или жилье меньшей площади?
Что если бы вы зарезервировали в своем рабочем календаре, сразу на год вперед, все важные дни рождения и годовщины свадеб, школьные мероприятия, церковные поездки за город, и т.д.? Что если бы вы в своем ежедневнике зарезервировали всего один раз в неделю, в который вы бы уходили с работы «по часам», и сообщили бы вашим коллегам, что по этим дням и в это время вы обязательно уходите.
И кто мог бы быть тем человеком, перед кем вы могли бы давать отчет в соблюдении этих обязательств?
"И Бог ниспослал [ему], чего он просил..."
1Пар 4:10

Оффлайн konvel

*
  • ***
  • 206
Re: Cлава Богу, понедельник!
« Ответ #2 : 15 Июня 2009, 10:37:54 »

• Взгляните на свою жизнь иначе.

Может быть вы просто не замечаете своих благословений? Не замечаете, что ваше общение с Богом могло бы быть гораздо живее и ближе, если бы вы увидели, что Он на работе вместе с вами, если бы вы осознали, что как раз на работе Он учит вас, говорит с вами, формирует вас и сотрудничает с вами.
Может быть, вы все время злитесь? Подавленный гнев и ощущение, что вы бессильны изменить свои обстоятельства — это два главных источника стресса. Многие и многие люди злятся на свою жизнь: на работу, на себя за неспособность изменить свои обстоятельства, на свои ошибки прошлого. Этот гнев может вызывать депрессию, и усиливать общее чувство утомленности работой, и без того пропитывающее рабочую атмосферу, согласно опросу, в котором участвовали 20 тысяч человек. Этот опрос был заказан компанией, выпускающей пищевые добавки, поэтому неудивительно, что они видят решение проблем в изменении рациона питания. Но ни снижением потребления кофеина, ни упором на фрукты и овощи, ни включением в рацион орехов и семечек эти проблемы не разрешить. Не справиться с этой пандемией опустошения и стресса ни чепухой самовнушения («А теперь представьте себя на пляже райского острова на юге Тихого океана... »), ни перебиранием четок, ни, да-да, вы угадали, сменой диеты (побольше проросшей пшеницы и чечевицы).
Ясно, что если источником вашего стресса является накопившийся гнев, с этим нужно что-то делать: учиться прощать, в том числе и себе, и т.д. Помимо этого, нам нужно задаться вопросом о том, не следует ли нам поменять некоторые стороны своего поведения.

• Измените некоторые стороны своего поведения

Вполне возможно, что у вас нет лишнего времени, но, так же вполне возможно, что вы распоряжаетесь своим ограниченным свободным временем не в интересах своего самораскрытия. Мы жалуемся на нехватку времени, но при этом двадцать часов в неделю сидим у телевизора. Времени на чтение Библии не найти, зато по дороге на работу можно минут сорок потратить на чтение газет. Мы чувствуем, что от работы нигде не скрыться, но не отключаем свои мобильные телефоны, и проверяем на домашнем компьютере электронные сообщения по работе, едва вернувшись с работы домой.
Вполне возможно, что вам не хватает времени, но не в том ли дело, что вы слишком амбициозны, или просто амбициозны, но из ложных побуждений. Амбициозны из-за того, что ваша уверенность в себе и самоуважение коренятся в работе? Амбициозны в попытке что-то доказать самому себе? Вы хотите самого лучшего для своей семьи, но может оказаться, что семья лучше будет готовить и мыть посуду вручную, но вместе с вами, чем слушать низкочастотный гул последней модели посудомоечной машины «Бош», пока ваш ужин, так и не дождавшись вас с работы, расползается по тарелке в микроволновке.
Быть может, вы засиживаетесь на работе, потому что именно там вы чувствуете свою ценность. Работа превращается в идола, потому что на работе, и в рабочем процессе, люди вас хвалят, в то время как дома дела идут не так просто и замечательно. Я не раз слышал о том, что некоторые мужчины специально задерживаются на работе, чтобы не возиться с укладыванием своих нескольких детишек: нужно их помыть, сводить в туалет, причесать, почитать им и помолиться с ними, и все это сделать без жертв и разрушений. Да это труднее, чем признаться клиенту в том, что вы на две недели опаздываете с его заданием!
Рабочий день может удлиняться по нашей собственной вине. Более 30 процентов людей, работающих на компьютере, признаются, что они больше двух часов в день валяют дурака, вместо того, чтобы выполнять данные им задания. Я припозднился на работе, зато я прошел 97 уровней игры «Убей начальника – 2». Может, стоит работать немного производительней? Удлиненный рабочий день опасен тем, что, привыкая к нему, мы теряем производительность. Если мне сегодня все равно десять часов сидеть в офисе, почему бы не убить каких-то десять минут за разговором у ксерокса?
Нам нужно отстаивать свои приоритеты перед окружающими. Действительно ли начальник потребует завтра то, что он сказал вам обязательно сделать до завтра? Если все в фирме работают до семи вечера, это потому что меньше невозможно? А у вас не может получиться? По результатам одного общенационального опроса, 68 процентов людей испытывают на себе давление окружения, заставляющее их работать дольше своих коллег. Если мы все склонимся по этим давлением, работе не будет конца.

• Измените условия своего труда

Есть примеры того, как люди меняют условия своего труда, переходя на четырехдневную рабочую неделю, или работая из дома один-два дня в неделю, тем самым меньше утомляясь от дороги на работу и домой. Широко известен пример, когда Николя Орлик, финансист и топ-менеджер, спросила у своих руководителей разрешения перейти на четырехдневную неделю. Сначала ей отказали, мотивируя это тем, что если разрешить ей, то и все мужчины в компании потребуют того же. Она заявила своему начальству, что не потребуют. И оказалась права. Но могли бы и потребовать.
Несомненно, что в некоторых областях деятельности — финансы, корпоративное право, и т.п., длинные рабочие дни необходимы для совершения и оформления сделок.
Но требуется ли при этом от руководителей браться за следующую сделку, едва закончив предыдущую? Может быть, есть способы встроить в рабочий график перерывы между периодами повышенной интенсивности? Есть, но только если исполнители готовы на меньшие размеры вознаграждения.

• Измените внутренние правила и структуры вашего предприятия.

Звучит оторванно от реальности, но на деле это не обязательно так. Во многих компаниях хотят организовать труд, как лучше, а получается — как всегда. Совещания назначаются на такое время, что домой на ужин уже никак не успеть. Возможно, это потому что сам директор живет недалеко от офиса, и не учитывает, что остальным дольше добираться, или потому, что большая часть сотрудников еще без семей, и никто из них не думает о потребностях работающего вместе с ними семейного человека. Чтобы повлиять на корпоративную культуру иногда бывает достаточно выразить свою обеспокоенность или вовремя сказать «Нет».
На макроэкономическом уровне, существенной причиной возрастающего давления на работников является необходимость улучшения квартальных финансовых показателей ради поддержания курса акций компаний. Вопрос в следующем: можно ли добиться того же другими методами?
Могут ли руководители сделать свои предприятия более человечными, и от этого более жизнеспособными, и прибыльными. Предприятию «с человеческим лицом» легче (и дешевле будет) привлечь талантливых сотрудников, и удержать их. А талантливые сотрудники могут придать компании ощутимое конкурентное преимущество в высококонкурентной среде.
Более того, когда работа лучше приспособлена для человека, люди более довольны своей работой, и меньше прогуливают и болеют. А это, по данным исследований, повышает удовлетворенность потребителей, что в свою очередь увеличивает прибыльность. Значит, это возможно?

• Смените работу

Почему бы и нет? Потому, что вы считаете, что Бог призвал вас к ней? Допустим. Потому что вы не верите, что сумеете найти другую? Допустим, но при условии, что так и есть. Но фактически это не так для большинства людей младше сорока пяти лет. Многие люди не отдают себе отчет в том, что обладают набором навыков, применимых не только на текущем месте работы. Возможно, имеет смысл записаться на однодневные курсы, помогающие понять, как ваш опыт и имеющиеся навыки могут быть применимы в других областях деятельности, или представить себе, какие еще навыки вы способны приобрести. Даже если вы и не решитесь на другую работу, знание о том, на что вы вообще способны, может вам очень пригодиться в работе нынешней.
Но нужно честно ответить на следующий вопрос: если бы вы сменили работу на менее затратную по времени, то ваши отношения с Богом и ближними значительно бы улучшились? А может, в мире хронической суеты проще всего свалить вину на работу?
Глядя правде в глаза, можно сказать, что наши рабочие привычки разъедают традиционный британский образ жизни. Не только христианам, но и нашим неверующим коллегам важно справиться с этой коррозией. Здесь есть потенциал для весьма действенного свидетельства о Христе. Если мы живем по инерции, принимая правила игры системы, мы обрекаем самих себя, вместе со всем нашим обществом, на погружение в пучину невзгод. Но если мы сможем найти пути к благодатной работе и жизни, мы не только насладимся жизнью, но и раскрепостим ее, к чему мы и призваны.
Конечно, этого непросто добиться. Ни один серьезный исследователь, как вне церкви, так и в церковных кругах, не станет отрицать, что Великобритания зажата в тисках той самой формы англо-американского капитализма, что сумела избавиться почти от любых ограничений продолжительности рабочего дня, кроме продиктованных техникой безопасности. Установленный законом лимит в сорок восемь рабочих часов в неделю на практике почти не действует.
Изменить этот мир очень трудно, особенно, если даже церковь столько требует от своих служителей: удлиненный рабочий день, высочайший уровень стресса, плохо развитые механизмы заботы о кадрах, низкий уровень оплаты труда. Мы горюем о сложившихся «в миру» рабочих порядках, но в то же время позволяем, а часто даже ожидаем от пасторов работы под большим стрессом, с нехваткой ресурсов, и практически с нулевым бюджетом на повышение квалификации. Если хотим изменить систему, нам нужно просто взяться за дело, и сказать свое «Нет», дипломатично и изобретательно, но твердо. И быть готовыми к последствиям. Как был готов Дерек, когда он одиннадцать лет отказывался от позиции партнера.

***

Зарисовка

Мне запомнился разговор с одним водителем, который работал только на юридических лиц, когда он однажды подвозил меня на своем «Мондео». Он рассказал мне, что у него была возможность пересесть в «Мерседес», и брать с клиентов по более высокому тарифу. «Но, — сказал он,— мне и так на жизнь хватает». И ему действительно хватало.
«Мне достаточно» — вот оригинальная для нашего времени концепция.

Источник: http://www.churchpeople.ru/profiles/blogs/slava-bogu-opyat-ponedelnik
"И Бог ниспослал [ему], чего он просил..."
1Пар 4:10