Да, безусловно, Пасха, День Христова Воскресения - великий и радостный праздник. Но без страданий Иисуса Христа не было бы воскресения, не было бы искупления и оправдания, не было бы ни прощения, ни вечной жизни! Поэтому накануне Пасхи, в четверг, церковь собирается, чтобы участвовать в Вечере Господней, когда в память о страданиях Иисуса Христа исполняется Его заповедь. О значении этого дня, называемого «Страстной четверг», рассказывает Александр Тимофеевич Пеньков.
Господь дал эту заповедь Своим ученикам, а с ними и всей Церкви, именно в тот день, соответствующий нынешнему четвергу. Заповедь соблюдать Вечерю должна исполняться нами непреложно до того дня, когда Он придёт. И Церковь соблюдает повеление Господа, несмотря ни на что. Иисус Христос поразительно просто объяснил значение святыни. Как мы читаем в Евангелии от Луки: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук. 22:19,20). В тот вечер весь Израиль перед вкушением праздничной жертвы, ягненка (пасхи), вспоминал выход из Египетского плена. Бог заповедовал Израилю хранить таким образом в памяти поколений, как кровью ягнят были помазаны косяки дверей домов, где жили евреи, и ангел губитель, совершавший возмездие Божие, видя этот знак, проходил мимо. Также и мы, когда нас спрашивают зачем мы совершаем Вечерю Господню, отвечаем: «Мы делаем это в память о подвиге Иисуса Христа, который стал жертвой, Пасхой, заколотой для спасения наших душ. Так и в Слове Божием говорится: «... Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7).
Господь Иисус первым совершил священную Трапезу со Своими апостолами и заповедал продолжать это делать нам, Его ученикам, пока Он не завершит дело строительства Своей Церкви и не придет за нею на землю.
В хлебе мы вспоминаем Его ломимое (то есть подвергавшееся страшным физическим истязаниям) тело, а в вине мы вспоминаем Его пролитую кровь. Господь подчеркнул, кто не будет участвовать в этой трапезе, не будет иметь духовной жизни в самом себе. И далее: «Едущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). Поэтому, кто пренебрежительно относится к вечере Господней, произвольно лишает себя участия в ней, не готовит себя к этому дню, очень сильно рискует.
Поскольку вся искупленная вселенская Церковь соблюдает заповедь Христову, мы, приобщаясь к Телу Христа, приобщаемся к великому сонму святых.
В ночь, когда была совершена Трапеза, Иисуса пленили. Это было началом Его страданий или, как говорили раньше, страстей. Поэтому четверг перед христианской Пасхой называется «страстной». Страдания Христа завершились на Голгофе. Участвуя в Вечере Господней, мы устремляем свой духовный взгляд туда, на голгофскую гору, где на кресте был распят Иисус.
Господа распяли меж двух разбойников. Исполнители казни, хотели тем самым причислить Иисуса к числу злостных преступников. Но мы видим в этом другой символ. Положение креста Христова разделило мир на спасённых и погибших. Один разбойник приобрел там спасение, другой сам избрал для себя погибель. Один покаялся, а другой ожесточился и стал роптать на Бога. Вот так, в ожесточении сердца, он и погиб, хотя другой и увещевал его: мы, мол, осуждены справедливо, потому и достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. Затем своей краткой просьбой к Господу, он приобрел для себя спасение.
Когда мы духовно созерцаем Голгофу, то вновь и вновь убеждаемся, с какой поразительной точностью исполнилось все сказанное в Писании о Христе. Взять хотя бы момент, когда стражники делили одежду Иисуса. Ведь это все было предречено. Так и написано: «... делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий» (Пс.21:19). Вот удивительно, какая точность!
Когда Иисус предал Дух Свой Небесному Отцу, то как будто пелена упала с глаз распинавших Его. Действительно, их глаза были застланы кровавой пеленой. Они жаждали крови Иисуса, влекомые сатаной. Но когда Господь умер, они, возвращаясь, били себя в грудь, понимая, что натворили ужасное. Порой в духовной слепоте люди делают зло, а потом хватаются за голову и говорят: «Что же я наделал? Что я натворил?». Но бывает поздно, враг - сатана хохочет и говорит: «Ты в моей руке!» Так и народ Израильский осознал ужас содеянного, но слишком поздно. Поэтому Слово Божье велит нам, чтобы мы чаще вспоминали о страдании Христа, сверяя свою жизнь с волей Бога.
Апрель 2000 г.