37. IV. ЧТО НАЧАЛЬНО ОСТАЕТСЯ ЛЮБОВЬ ПОЛА, А У ТЕХ, КОТОРЫЕ ВХОДЯТ В НЕБО, БЫВШИ НА ЗЕМЛЕ ДУХОВНЫМИ — СОХРАНЯЕТСЯ ЛЮБОВЬ СУПРУЖЕСТВА ИЛИ СУПРУЖЕСТВЕННАЯ. Любовь пола у человека остается по смерти потому, что тогда мужчина есть мужчина же, а женщина женщина же, и мужеское в мужчин остается мужеским как вообще или в целом, как и во всякой части его; подобно и все женское остается в женщин, равно и соединительность находятся не только в каждой части отдельно, но даже и в самых особеннейших частях их. Так как соединительность или это соединительное начало (conjuctivum) от сотворения впечатленно человеку и потому всегда пребывает; то и следует, Что одно вожделеет другого (desideret) и стремится (spiret) к соединению одно с другим. Любовь, сама по себе разсматриваемая, есть не что иное как вожделение (desiderium) и оттуда стремление (nisus) к соединению, а любовь супружественная есть стремление к соединению или сочетанию воедино: ибо мужчина и женщина так сотворены, чтобы из двух могли быть как один человек или одна плоть,— и когда они составляют одно, тогда оба в совокупности и составляют Человека в его исполнении или полноте (plenitudo); без такового же соединения они двое и каждый из них есть человек, как бы разделенный пополам. А как такое Соединительное начало или соединительность скрывается внутренне в каждой части мужчины и в каждой части женщины, также способность и вожделение к соединению во едино находится в каждой их части; то и явствует, что Любовь пола взаимная и обоюдная у человеков остается и по смерти.
38. Любовью пола и Любовью супружественною именуется потому, что Любовь пола есть иная, нежели Любовь супружественная. Любовь пола находится у Естественного человека, а Любовь супружественная пребывает у Духовного. Человек естественный любит и вожделеет только соединения внешнего и из этого удовольствия телесного, но человек духовный любит и вожделеет соединения внутреннего — и из него благополучии (fausitates) духа, ощущаемых им с одною Женою, с которою всегда (perpetuo) более и более совокупляться может во едино, — и чем более так соединяется, тем более благополучия духа возвышаются в соответственной же степени и пребывают постоянными вечно; Естественный же человек об этом нисколько не мыслит. Поэтому самому и сказано, что любовь супружественная по смерти сохраняется у тех, которые входят в Небо, бывши на земли духовными.
39. V. ЭТО СОВЕРШЕННО ПОДТВЕРЖДЕНО САМОВИДЕНИЕМ. Что Человек живет человеком и по смерти, и что тогда Мужчина есть мужчина, а Женщина—женщина; также, что у каждого остается своя любовь—и начально у них Любовь пола, а у других Любовь супружественная, о том довольно уже подтверждено рассуждениями из разума. Но, так как человек от младенчества, посредством родителей и учителей, а потом посредством ученых и клириков уверил себя, что каждый человек по смерти будет жить не прежде воспоследования дня Последнего суда, в ожидании которого протекло уже шесть тысяч лет; и как это понятие многими внесено в число таких предметов, которые объемлются только верою, а не разумом: то необходимо и об этом доказать опытами самовидения. Человек, верующий только чувствам и увлекающейся догматами веры, может быть, скажет: если бы люди по смерти жили человеками, то я видел бы и слышал бы их; кто сошёл с Неба и вышел из Ада и об этом уведомил? Но так как не могло и не может быть, чтобы какой-либо Ангел сошел с Неба, или какой-либо дух вышел из Ада и разговаривал с человеком, кроме с теми только, у которых внутренние начала мысли или духа Господом открыты; да и открытие это может быть в полной мере (ad plenum) у тех только, которые приуготовлены от Господа к восприятию того, что может постигать одна духовная премудрость: то это самое и угодно было Господу сделать со мною, дабы состояния Неба и Ада—и состояния жизни человеков по смерти, не остались в неизвестности и в неведении, и наконец не были бы отринуты. Доказательства об этом, многими опытами самовидения подтвержденные, по многочисленности их, не могут быть здесь приведены, но они помещены в Сочинении о НЕБЕ и АДЕ, а потом в ПРОДОЛЖЕНА О МИРЕ ДУХОВНОМ и в АПОКАЛИПСИСЕ ОТКРОВЕННОМ; здесь же приводятся только те, кои относятся до супружеств и помещены в ДОСТОПАМЯТНОСТЯХ, присоединенных после Статей этого Сочинения.
40.—VI. СЛЕДОВАТЕЛЬНО СУПРУЖЕСТВА НАХОДЯТСЯ В НЕБЕСАХ. Об этом довольно уже доказано и посредством Рассудка и посредством Опыта или Самовидения, а потому и не требует дальнейших доказательств.
41.—VII. ЧТО ДУХОВНЫЕ БРАКИ РАЗУМЕЮТСЯ ЧРЕЗ ГОСПОДНИ СЛОВА, ЯКО ПО ВОСКРЕСЕНИИ НИ ЖЕНЯТСЯ НИ ПОСЯГАЮТ. У Евангелистов читаем так: «К Нему подошло несколько саддукеев (они отрицают воскресение) и задали Ему такой вопрос: - Учитель, Моисей написал нам в законе: если умрет у кого-нибудь бездетным женатый брат, пусть он возьмет его жену себе, чтобы дать брату потомство. Так вот, было семь братьев. Первый, женившись, умер бездетным. И второй, и третий брали ее в жены, и так все семеро. И все умерли, не оставив детей. Потом умерла и женщина. Так чьей женой она будет после воскресения? Ведь женаты на ней были все семеро! - Люди этого века женятся и выходят замуж, - ответил Иисус. - Но те, кто сочтены достойными воскресения из мертвых и жизни в будущем Веке, не будут ни жениться, ни выходить замуж. И умереть они уже не смогут, а будут подобны ангелам. Они дети Бога, ведь Бог воскресил их из мертвых. А что касается того, что мертвые воскресают, то об этом говорит сам Моисей в рассказе о горящем терне, когда называет Господа Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова. Но Бог - Он Бог не мертвых, а живых. Для Него все живы» (Лук.20:27-38), Матф. 22:22—31, и Марк. 22:18—27. Два предмета здесь содержатся: Первый, что человек по смерти восстает или воскресает, а второй, что в Небе ни женятся ни, ни выходят замуж. Что человек, по смерти восстает, разумеется чрез то, что Бог не есть мертвых, но живых Бог, и что Авраам, Исаак и Иаков живут или живы суть; об этом видно и из Притчи о Богатом во Ад и о Лазарю в Небеси Лук. 16:22—31.—Второй же предмет, что в Небе ни женятся, ни выходят замуж, означается чрез то, что сподобившиеся век оный улучить, ни женятся ни выходят замуж. Что не иные Браки здесь разумеются, кроме только духовные, о том явствует из следующих слов: «И умереть они уже не смогут, а будут подобны ангелам. Они дети Бога, ведь Бог воскресил их из мертвых» (Лук.20:36) —Чрез Браки духовные разумеется соединении с Господом, которое бывает на земле, и когда оно совершилось на земли, то совершилось и в Небесах; по этому самому в Небесах ни женятся вторично, ни посягают. Это разумеется также и из следующих слов: «34 - Люди этого века женятся и выходят замуж … - Но те, кто сочтены достойными воскресения из мертвых и жизни в будущем Веке, не будут ни жениться, ни выходить замуж» (Лук.20:34,35). Эти также от Господа именуются сынами брачными, Матф. 9:15. Марк. 2:19, и ныне Ангелы, сыны Божии и сыны воскресения.—Что совершать браки означает соединяться с Господом, и что входить в браки значит быть восприемлемым в Небо от Господа, о том доказывают следующия слова в Евангелии: “Подобное есть Царствие Божие Человеку-Царю, иже сотвори Браки сыну своему, и посла рабы своя призвати на браки”. Матф. XX, 1, 14. “Подобное есть Царствие Небесное десяти девам, изшедши во сретинье к жениху, и пять от них уготованныя внидоша во браки”. Матф. XXV, 1 и след. Что Господь здесь разумеет себя, о том явствует из стиха 13 (той же XXV главы Мате.), где сказано: “Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в он же Сын Человеческий приидет.”. Явствует о том же и из Апокалипсиса, в котором говорится: “Прииде время Браков Агнчих и Жена его уготовала есть себя: Блаженны званныи на Вечерю Браков Агнчих.”. Гл. XIX, ст. 7, 9.—Что Духовный разум есть во всех и в каждом изречении Господнем, о том довольно показано в УЧЕНИИ НОВАГО ИЕРУСАЛИМА О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ, каковое Учение издано в Амстердаме в 1763 году.
42. При этом прилагаются следующия две ДОСТОПАМЯТНОСТИ из МИРА ДУХОВНАГО. ПЕРВАЯ: В одно утро, взглянув на Небо, я увидел над собою Твердь (Expansum) над Твердию. Сперва открылась Первая Твердь, которая была ближе, и вскоре потом Вторая, находившаяся выше, а напоследок и Третья, которая была самая верхняя. Из просвещения я познал, что на Первой Тверди были Ангелы, из коих состоит первое или последнее Небо; на Второй Тверди находились Ангелы, из которых состоит второе или среднее Небо, а на Третьей Тверди были Ангелы, из коих состоит третье или верхнее Небо. Удивляясь этому, я желал узнать во-первых, что бы это значило, и во-вторых, для чего это? Тогда я услышал голос из Неба, подобный трубному, говорящий мне: понимаем и теперь видим, что ты разсуждаешь о ЛЮБВИ СУПРУЖЕСТВЕННОЙ; знаем также и о том, что доныне на земле никто еще не ведает что такое Любовь истинно Супружественная в своем начале и в своей сущности; но нужно, чтобы об этом было известно. Господу угодно открыть тебе Небеса, чтобы во внутрения начала мысли твоей проникнул свет просвещающий и оттуда познание. У нас в Небе, особенно же в Третьем, Небесныя наши увеселения составляет начально Любовь Супружественная; и для того, по данному нам позволению, низпошлем к тебе Чету Супругов чтобы ты сам увидел. Вдруг явилась Колесница, из верхнего или третьего Неба нисходящая, в которой, как казалось, сидел один Ангел, но когда она приближалась, то я увидел двух. Колесница издали блистала пред моими глазами как адамант; ее везли двое впряженных жребят белых как снег. Сидящее в этой Колеснице держали в руках двух горлиц и громко сказали мне: хочешь ли ты, чтобы мы к тебе приблизились? но берегись, чтобы пламенное сияние из Неба нашего, из которого мы сошли, не проникло внутрь тебя,—однако же от втечения его просветятся идеи разума твоего вышние, которые в себе есть Небесные; они непостижимы в том мире, в коем ты находишься, почему и восприми то, что ты услышишь рассудительно (rationaliter) и потом изложи для уразумения. Я отвечал им, что буду беречься и просил их приблизиться. Когда они приблизились, то я увидел Мужа и его Жену, которые и сказали мне: мы Супруги, живущее блаженнными в Небе от Перваго века, называемаго у вас Золотым веком — и постоянно находимся в таком же цвете возраста, в каком теперь ты нас видишь. Посмотрев со вниманием на обоих я понял что они представляли Любовь Супружественную по своей жизни и по своему украшению: по своей жизни—относительно лиц а по своему украшению относительно одежды, ибо все Ангелы есть побуждения Любви в человеческой форме,—самое же побуждение, царствующее в них проявляет из лиц их. также из побуждения их соответственно чему они получают одежды; по этому самому и говорится в Небе, что каждого одевает свое Побуждение. Муж явился в возрасте среднем между юностию и юношеством (inter adolescentiam et juventutem); от очей его блистал свет, производимый премудростью любви, от каковаго света лицо его внутренне как бы издавало лучи—и от сеяния ея, наружная кожа на лице его как бы просияивало, от чего и все лицо его составляла одна только сияющая красота. Одет он был в подир (talar), под которым находилась одежда цвета пацинтоваго, опоясанная золотым поясом на котором были три драгоценные камня,—по два сапфира по сторонам а в средине пироп; чулки он имел из чистаго светящатося льна, смешаннаго с серебренными нитками, а башмаки парчевыя, Такая была Форма представляющая Любовь Супружественную у Мужа. Жена его имела следующую форму: Лицо её было мною видимо и невидимо; видимо как самая красота, а невидимо потому, что эта красота была неудобоизъяснимая, ибо лицо её блистало светом пламенным каковой имеют Ангелы Третьяго Неба, от чего и зрение мое ослабело. Когда это начало приводить меня в удивление, то она, тотчас приметивши, спросила у меня, что я вижу? Я отвечал, что ничего другого не вижу. Как только Любовь Супружественную и её форму, и что при том вижу и не вижу. Тогда Жена обратила взор свой нисколько в сторону от Мужа её, и я мог более рассмотреть ее: глаза ее блистали от Света Неба своего, которое, как сказано есть пламенное, и потому свет заимствует из любви премудрости; ибо в этом Небе Жены любят своих Мужей из премудрости и в премудрости их, а Мужья любят своих Жен из этой любви и в ней к себе, и так соединяются. — Оттуда происходила Жены той красота, которая такова, что изобразить ее или представить в точной форме не может никакой живописец потому, что такого сияния или света не могут представить краски его, и к изображению столь неподражаемой приятности недостаточно его искусства. Волосы ее на голове были расположены в весьма приличном порядке, соответственно красоте; в волосах ее были вплетены цветы из шапочек (ех diademantibus), ожерелье ее составляли пиропы с розетом из хризолитов а наручни (браслеты) она имела жемчужные. Одета она была в тогу червленую, сверх нагрудной пурпуровой одежды, которая спереди собиралась рубинами; но всего удивительнее для меня то, что виды цветов или колеров (colores) переменялись при взглядах ее на мужа, блистая—то более—то менее: при взгляде обоюдном—более, а при взгляде не прямом—менее. Приметив такое мое удивление, они опять вступили в разговор со мною; и когда разговаривал Муж то казалось, что он говорит и с участием жены; также когда разговаривала Жена, то казалось что она говорит и с участием мужа; такое было согласие или единство (unio) их мыслей, из которых проистекают самые речи или слова. В то время я услышал голос Любви Супружественной, что он внутри был совокупный (simultaneus) и происходил из увеселений состояния их мирного и невинного. Напослёдок они сказали мне, нас отзывают пора нам отойти. После этих слов они опять явились на колеснице, как и прежде, следуя по пути, проложенному между цветников окруженных масличными и померанцевыми деревьями, с обильными плодами; когда же они приблизились к своему Небу, то их встретили девы, которые, приняв их ввели в Небо.
После этого явился мне Ангел из того же Неба, который, держа в руке Свиток и развертывая его, сказал мне: я видел что ты рассуждаешь о Любви Супружественной; об ней в этом Свитке содержатся тайны премудрости, не открытые еще в вашем Мире; ныне же открыты будут потому, что так нужно. В нашем Небе таких тайн находится более, нежели в прочих Небесах потому, что мы пребываем в соединении Любви с Премудростью; но предсказываю тебе, что эту Любовь присвоить себе могут не иные, как только те, кои от Господа воспреемлются в Новую Церковь, которая есть Новый Иерусалим. — Ангел сказав это, опустил раскрытый Свиток, а другой Ангел, приняв тот Свиток, положив его на Столе в одной Комнате, которую тотчас запер, и подав мне ключ, сказал: пиши.