Здравствуйте, Гость

Оффлайн DAP

*
  • ****
  • 712
  • shod with the preparation of the gospel of peace
Совесть? Зачем она нам?
« : 12 Октября 2008, 20:53:38 »
Когда людей, живущих без совести, становится так много, с новой силой возникает вопрос, что такое совесть? Зачем она нам?
 
К человеку порой может достучаться только совесть, внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, пропаганды учителей и даже родителей.

Спрашивается — а зачем человеку нужна эта самая совесть, ведь никто не мешает отмахнуться от нее, какой от нее прок, если она не приносит никаких выгод, если не дает человеку никаких преимуществ ни для карьеры, ни материальных? Благодаря чему она существует, совесть, которая грызет и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься? Откуда, в сущности, она взялась? На самом деле мы знаем, что она исходит из глубины души и не бывает ложной. Она не ошибается. Поступок по совести не приводит к разочарованию. Но все же — зачем это бесполезное чувство?

Когда я говорю «поступок по совести», мне приходят на память некоторые примеры.

28 июля 1958 года умер Михаил Михайлович Зощенко. На Литераторских мостках партийное начальство хоронить его не разрешило, видимо, посчитали, что недостоин. Им всегда виднее. И рядом не разрешили. Наконец указали (!) похоронить его в Сестрорецке, где он живал на даче. Гражданскую панихиду проводили в Доме писателя. Поручили вести ее Александру Прокофьеву, первому секретарю Союза писателей. Обязали вести ее кратко, не допуская никакой политики, строго придерживаясь регламента, нагнали много милиции и работников Большого Дома. Все желающие попасть на прощание не могли, люди заполонили лестницу, ведущую к залу, где стоял гроб, большая толпа осталась на улице. Гроб поставили в маленькой гостиной. Радиофицировать ее не разрешили. Слово дали Николаю Никитину, Михаилу Слонимскому — его друзьям времен «Серапионовых братьев».

Церемония заканчивалась, когда вдруг, растолкав всех, прорвался к гробу Леонид Борисов. Это был уже пожилой писатель, автор известной книги об Александре Грине «Волшебник из Гель-Гью», человек, который никогда не выступал ни на каких собраниях, можно считать, вполне благонамеренный. Наверное, поэтому Александр Прокофьев не стал останавливать его, тем более что панихида проходила благополучно, никто ни слова не говорил о травле Зощенко, о постановлениях ЦК, словно никакой трагедии не было в его жизни.

«Миша, дорогой! — закричал Борисов. — Прости нас, дураков, мы тебя не защитили, отдали тебя убийцам, виноваты мы, виноваты». Надрывный, тонкий голос его поднялся, пронзил всех, покатился вниз, на улице толпа всколыхнулась.

Александр Прокофьев не посмел нарушить похоронный ритуал перед лежащим покойником. Рыдая, Леонид Борисов отошел.

Я возвращался домой с Алексеем Ивановичем Пантелеевым, он говорил: «Слава богу, хоть кого-то допекло, нашелся человек, спас нашу честь, а мы-то, мы-то…»

Что это было? Борисов стоял рядом с Пантелеевым, не собирался выступать, но что-то прорвалось, и он уже не мог справиться с собой, это было чувство нерассуждающее, подсознательное, неспособное выбирать. Это была совесть.

Быть бессовестным сегодня для многих: быть «как все», «иначе не прожить», «ничего не поделаешь, таково наше общество».

Но при чем тут совесть? Она относится к личности, она принадлежит душе, единственной, неповторимой, той, что отвечает тем удивительным голосом, что нас судит. Нет коллективной совести.

У Чехова есть рассказ «Студент». Маленький, на три странички. Сам Чехов считал его лучшим из всего написанного.

В страстную пятницу студент духовной академии, голодный, озябший, идет домой, размышляя о том, что кругом всегда была такая же бедность, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. У костра на огороде сидят две бабы. Студент садится к ним отогреться и рассказывает им историю того, как трижды апостол Петр отрекся от Христа, не устоял, отрекся и заплакал. Слушая его, растроганные бабы тоже заплакали. Потому что то, что происходило в душе Петра, им близко, близки тот стыд, муки совести апостола. Студент, оставив их, идет дальше, и вдруг радость заволновалась в его душе. Он думал о том, как прошлое «связано с настоящим непрерывною цепью событий: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».

Совесть есть одно из самых таинственных человеческих чувств.

Казалось бы, совесть часто угрожает своему хозяину. Недаром в Грузии говорят: «Мой враг — моя совесть». Это чувство, у которого нет выбора, оно не бывает ни умным, ни глупым, ни осторожным, эти категории не для него. Зачем же оно дается человеку? Непонятно.

Есть люди, которые сумели отделаться от совести, избавиться от нее, отсутствие ее нисколько не мешает им жить, они чувствуют себя даже комфортно без нее, ничто не грызет их.

Действительно, рациональное объяснение ему подыскать трудно. Чувство это иррационально, в этом ее сила, и в этом ее беспомощность перед холодными соображениями эгоизма. Я никогда не мог объяснить, зачем оно нужно человеку, необходимо ли оно, но человек без совести — это ужасно.

Работая над «Блокадной книгой», мы с Адамовичем были потрясены дневником школьника Юры Рябинкина. В нем предстала история мучения совести мальчика в страшных условиях голода. Каждый день он сталкивался с невыносимой проблемой — как донести домой матери и сестре кусок хлеба, полученный в булочной, как удержаться, чтобы не съесть хотя бы довесок. Все чаще голод побеждал, Юра мучился и клялся себе, зарекаясь, чтобы назавтра не повторилось. Голод его грыз, и совесть грызла. Шла смертельная непримиримая борьба, кто из них сильнее. Голод растет, совесть изнемогает. И так день за днем. Голод понятно, на чем же держалась совесть, откуда она берет силы, что заставляет ее твердить вновь и вновь — нельзя, остановись?..

Единственное, что приходит в голову, она есть божественное начало, которое дано человеку. Она как бы представитель Бога, его судия, его надзор, то, что дается человеку свыше, что может взрасти, а может и погибнуть.

Она не ошибается.

У нее нет проблемы выбора.
Re: Совесть? Зачем она нам?
« Ответ #1 : 12 Октября 2008, 23:02:31 »
Церкви - совесть страны

"Церкви нужно напоминать, что мы не призваны господствовать в своих странах, мы также не служители государства, но, скорее, совесть страны"

Трусость спрашивает: действительно ли это безопасно?
Беспринципность спрашивает: действительно ли это популярно?
Совесть спрашивает: действительно ли это правильно?

Мартин Лютер Кинг.

Оффлайн DAP

*
  • ****
  • 712
  • shod with the preparation of the gospel of peace
Друзья, у Господа есть путь, как уберечь нас от роковых ошибок!

Приветствую Вас, Друзья!

Мир и Божьи благословения пускай пребывают над Вами!

Вот уже приближается Рождество и, вслед за ним, новый 2009 год. Подсчитывает свои деньки год уходящий. В нашей жизни бывают разные периоды, и я не знаю, каким был для Вас уходящий 2008 год, может быть славным, а может быть и весьма трудным. Бывает, что мы даже не можем однозначно ответить на подобный вопрос, т.к. в одних сферах мы могли иметь подъем, в других – урон.

Знаете, Друзья, ни при каких обстоятельствах лучше не заканчивать год с обремененным и огорченным сердцем. Ну, а если все было просто замечательно, то и в таком случае, следует оставаться внимательными, чтобы не расслабиться, не возгордиться или не стать беспечным.

Знаете, как говорят? Победив в сражении, не расслабляйся, а готовься к следующей битве! Так и сейчас: заканчивая год, будем не только готовиться к праздникам, но приготавливать свои сердца к тому, что Бог желает совершить в нас и через нас в дальнейшем!

Обычно я писал письма, которые лишь вдохновляют, но сегодня Дух Божий подталкивает меня написать кое-что очень важное, и не столько для ободрения, сколько для наставления, что поможет остаться верными в следовании за Христом.

События последних дней позволили мне еще глубже посмотреть на некоторые аспекты христианской жизни, и еще раз убедиться, что для успешного хождения с Господом, нам критически важно быть смиренными и хранить жизнь свою в чистоте. Наши сердца должны быть открытыми не только для поддержки и ободрения со стороны других, но и для исправления, наставления, корректировки и даже обличений.

Возможно, Вы уже читали мое обращение по поводу ситуации возникшей с одним известным пастором – Сандеем Аделаджа? В последние дни многие пасторы и епископы были вынуждены сделать заявления и обличать брата как приватно, так и публично. Некоторые даже возмущались по данному поводу, стоит ли делать это таким образом? Поверьте, Друзья, как я знаю, других путей уже не было! Печально, что такое происходит, но не думайте, что все эти вещи возникли по причине каких-либо «разборок» между христианскими служителями.

Проблема не в том, что напряженность и обличения оказались публичны (хотя и это в высшей мере – неприятно), а в том, что стало возможным, чтобы человек, служащий Богу, оказался в статусе «непогрешимого» и защищенного группой единомышленников от всякого рода корректировки и исправления. Подобное состояние сердца породило возможность совершения серьезнейших ошибок, не совместимых со статусом служителя, а положение усугубилось нежеланием признавать их.

И мне очень печально от этого! Но более всего мне жалко людей, которые оказались реально пострадавшими от неправильных действий служителя.

Как Вы знаете, никогда в моих письмах, я не писал о подобных вещах, но мне, к сожалению, сейчас приходится это делать, так как репутация христиан оказалась под угрозой. Пострадало много людей. Возник прецедент, когда человек, находящийся в служении может делать противные Богу вещи, и при этом уходить от ответственности.

Я в этом письме не собираюсь рассуждать о людях и конкретных их поступках. Бог им судья, да и время расставит все по своим местам. Я пишу Вам совсем с другой целью: мне кажется, мы должны, даже в такие, неприятные моменты, извлекать уроки для себя, чтобы нам самим не оказаться в ловушке собственных проблем.

Любой из нас может ошибиться, это надо помнить! Но какая будет наша реакция и насколько далеко мы зайдем в нашей неправоте, зависит от того, насколько мы податливы для Божьей корректировки!

Даже если в момент, когда Вы читаете это письмо, данное утверждение Вам кажется не актуальным, и у Вас все прекрасно, все же следует вспомнить написанное: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор.10:12).

Понимание собственной слабости и способности делать ошибки, может помочь нам оказаться защищенными! Когда же мы говорим, что непорочны и совершенны, то мы рискуем сделать непоправимое.

Не только новообращенные, но и давно верующие, и служители, и пасторы – каждый способен оказаться в опасности падения, если в наши сердца вкрадывается гордость.

Есть ли шанс защититься от этого? Конечно, есть! И это не секрет. Писание очень ясным образом открывает нам безопасный путь следования за Христом. Напишу Вам несколько советов, которые дает нам Библия:

1. Нам следует хранить себя от гордости и самоуверенности. «Погибели предшествует гордость, и падению - надменность», говорится в Притчах 16:18.

Когда мы очень уверены в себе, что правы, что никогда не упадем, или полагаем, что никто не имеет права ничего говорить нам, то мы оказываемся в очень опасном состоянии. Именно гордость сгубила царя Саула: он думал больше о своем авторитете, значимости, интересах больше, чем о Господе. Когда была возможность покаяться и признаться в грехе, гордость помешала ему сделать это. Он приватно вынужденно согласился, что не прав, но озаботился больше тем, что скажут о нем старейшины. Ради всего святого, храните себя от гордости!

2. Грех способен расти, нельзя играть с огнем! «…Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:15).

Не будьте лояльны к себе в маленьких пороках и грехах – сражайтесь с ними! Маленькая ложь вскоре породит большую, греховное желание породит однажды действие, а грех тайный вскоре станет очевидным. Вспомните, как «эволюционировали» в своем отступлении Саул, Соломон, Иуда Искариот и другие. Как Божий помазанник царь Давид сделал грех? Сначала смотрел, потом возжелал, вскоре позвал Вирсавию, сблудил с ней, испугался, начал искать пути скрыть грех, и в итоге, убил Урию Хеттеянина! Чем раньше останавливается человек, чтобы покаяться, тем лучше! Со временем последствия могут становиться необратимы! Малый грех порождает большой!

3. Следует опасаться друзей, которые льстят. «Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его» (Пр.29:5).

Порой нам может казаться, что такие друзья – это верные люди, которые поддерживают нас во всем, но это не так. Льстецы могут послужить ужасную службу, своей сладкой ложью, способствуя укоренению человека в собственных пороках. Храните себя от этого. Будьте открыты, чтобы Вам говорили правду, и сами учитесь говорить истину в любви!

Рядом с нами должны быть люди, которые могут и имеют право обличить, подкорректировать или наставить нас на истинный путь. Когда человек отвергает подобную корректировку в приватной форме, то, рано или поздно, проблема оказывается публичной (вспомним, хотя бы действия ветхозаветных пророков, обличавших царей)! Друзья, наставники и старшие пасторы или же коллеги, соработники, и даже, порой, подчиненные в случае явных грехов просто обязаны помочь тем, чтобы показать человеку ошибку. Отвержение такой помощи, для любого из нас ВСЕГДА будет чревато большими проблемами! Пусть вокруг Вас будут любящие Вас, но честные люди!

4. Мы должны быть открытыми для обличения, исправления и корректировок. «Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых» (Екк.7:5)

Выслушать, вытерпев сквозь зубы, высказывания или обличения других может каждый, а вот отреагировать благочестивым образом возможно лишь смирив свою гордыню и склонив сердце перед Господом. Конечно же, это хорошо, когда обличают правильным образом и в верной форме, но сегодня я пишу не о том, КАК обличать других! Вопрос всякому из нас: Как ПРИНИМАТЬ обличения?

Если Вам сказали верные вещи, но кажется, что это сделано не в той форме, или не теми людьми (они недостойны, иного чем Вы статуса, а может и вообще – неверующие), то не следует ли все равно прислушаться к истине, хотя и сказана она не так, как нам хотелось бы? Взгляните в Писание: Моисей принял совет от Иофора, его тестя, языческого священника; Валаам послушал то, что сказала ему ослица; не сановитый, но благочестивый Михей сказал правду Ахаву; ап. Павел при всех обличил ап. Петра… Таких примеров в Библии множество! Порой мы делаем ударение на том, КТО и КАК нам может говорить истину (но это вопрос для говорящих), но в действительности важнее, ЧТО нам говорится. Сердца наши должны быть открыты, чтобы исправлять свои ошибки.

5. Важно быть честными с другими, с самим собой и перед Богом, и в случае вины – каяться незамедлительно. «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Иоан.1:.

Порой, прикрывая грех, объясняя его, или, что еще хуже, пытаясь сокрыть его, человеку может казаться, что он решает проблему, сохраняет свою «добрую репутацию» и уходит от последствий. Это не так! Все подобные действия являются ложью, а ложь как известно от дьявола (Иоанн8:44). Никогда предоставление места дьяволу не останется безнаказанным. Ложь связывает! Не только самого человека, но и всех, кто оказывается в нее замешан! Какой путь выхода? ТОЛЬКО ИСТИНА! «И познаете истину, и истина сделает вас свободными», сказал Иисус (Иоан.8:32).

Меня очень удручило то, чему я стал свидетелем в последние дни, обнаружив, что ложь одного, ответственного в произошедшем, заставляет лгать многих, подвластных ему людей. Я молюсь и верю, что цепи лжи должны быть разрушены или благодаря чистосердечному покаянию и признанию, или же, мужественному решению других сказать правду, какая бы горькая она не была. Истина освобождает! Честными быть необходимо!

Именно с этими пятью важными вещами, я хотел обратиться сегодня к Вам, Друзья, чтобы позволить Духу Святому и Слову Божьему продолжить работу в Вашей жизни и судьбе.

Читая Писание и обнаруживая ошибки других, давайте останемся верными Господу, и просто извлечем уроки, чтобы самим свято пройти все предлежащее нам поприще!

Мы с Мариной и молитвенниками, продолжим молиться о Вас!

Господь да благословит Вас! С наступающим Рождеством Христовым!

С уважением,

Денис Подорожный

PS. Да, кстати, те пять важных мыслей, которые я перечислил, это не единственные средства, чтобы сохранить свою жизнь в чистоте. Я не писал о хорошей духовной жизни, пребывании в Слове, молитве и пр. вещи. Так что, прошу Вас правильно воспринять написанное! Это лишь несколько важных аспектов, которые Господь вложил в мое сердце, чтобы поделиться с Вами!