ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
«Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений». Международный пакт о гражданских и политических правах, ст.18
Религиозные организации и объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений. Конституция Республики Узбекистан, ст.61
Республика Узбекистан, являясь полноправным субъектом международного права, уверенно интегрируется в мировое сообщество. Формируется нормативно-правовая база государства. В сфере гуманитарного права Узбекистаном ратифицировано и подписано более 100 международно-правовых актов. Среди них: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.) и др., в которых нормы, касающиеся свободы граждан исповедовать религию, а также прав религиозных организаций изложены наиболее подробно. Государство, ратифицировавшее международно-правовой акт, принимает на себя обязательства по его неукоснительному соблюдению.
Свобода совести и исповедание веры - это личное дело каждого гражданина, дело его совести и морально-религиозных убеждений. Конституция Республики Узбекистан провозгласила права и свободы человека высшей социальной ценностью и возложила на государство обязанность по их соблюдению.
В соответствии с общепринятыми международными стандартами в области обеспечения свободы совести и вероисповедания, каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений.
Резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 года была провозглашена Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений.
Статья 6 Декларации гласит:
«В соответствии со ст.1 настоящей Декларации и соблюдением положений пункта 3 статьи 1 право на свободу мысли, совести, религии или убеждений включает в частности, следующие свободы:
а) отправлять культы или собираться в связи с религией или убеждениями и создавать и содержать места для этих целей;
b) создавать и содержать соответствующие благотворительные или гуманитарные учреждения;
c) производить, приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы и материалы, связанные с религиозными обрядами или обычаями или убеждениями;
d) писать, выпускать и распространять соответствующие публикации в этих областях;
e) вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этой цели;
f) испрашивать и получать от отдельных лиц и организаций добровольные финансовые и иные пожертвования;
q) готовить, назначать, избирать или назначать по праву наследования соответствующих руководителей согласно потребностям и нормам той или иной религии или убеждений;
h) соблюдать дни отдыха, отмечать праздники и отправлять обряды в соответствии с предписаниями религии и убеждениями;
i) устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в области религии и убеждений на национальном и международном уровнях.
В соответствии с п.3 статьи 1 Декларации «свобода исповедовать религию или выражать свои убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.
Таким образом, речь идет о двух видах религиозных прав: индивидуальных и коллективных (для религиозных организаций).
Закрепляя право на свободу совести, Закон Республики Узбекистан определяет ее как гарантированное конституционное право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакую. Однако, в Законе Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях» (ст.2) четко сказано, что если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Узбекистан о свободе совести и религиозных организациях, то применяются правила международного договора. Республика Узбекистан является участником Международного пакта по гражданским и политическим правам и Международного пакта по экономическим, социальным и культурным правам. Кроме того, участником ряда международных договоров в рамках ОБСЕ. Следовательно, нормы международных договоров, участником которых является наше государство, уже сегодня должны применяться в практической деятельности.
Религиозными организациями по ст. 8 Закона признаются добровольные объединения граждан Республики Узбекистан, образованные в целях совместного исповедания веры, совершения богослужений, обрядов и ритуалов (религиозные общества, религиозные учебные заведения, мечети, церкви, синагоги, монастыри и другие).
Официально в органах Министерства Юстиции Республики Узбекистан зарегистрированы 2061 религиозная организация. В том числе и религиозные учебные заведения.
Государство, с одной стороны, законодательно закрепляет права и законные интересы как граждан, так и религиозных организаций, с другой - берет на себя ответственность обеспечить юридическую защиту прав и законных интересов граждан и религиозных организаций. Государство создает условия, гарантирующие реализацию прав и законных интересов религиозных организаций, и обязывает всех должностных лиц неуклонно соблюдать их, а в необходимых случаях защищать их от посягательства. Согласно ст. 93 Конституции Республики Узбекистан Президент выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан.
1 мая 1998 года Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан был веден в действие Закон Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях» в новой редакции. Закон провозгласил общепризнанные демократические принципы обеспечения права каждого на свободу совести и вероисповедания, равенства граждан независимо от их отношения к религии (ст.1, 4), приоритета международных договоров Республики Узбекистан перед национальным законодательством (ст.2), отделения религии от государства и невмешательство в деятельность религиозных организаций (ст.5).
Законом от 1 мая 1998 года были внесены дополнения и изменения в статьи регулирующие вопросы свободы совести и вероисповедания в Кодекс об Административной ответственности и в Уголовный Кодекс Республики Узбекистан.
Соответственно, с принятием новой редакции Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях», Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан были приняты «Правила рассмотрения заявлений о проведении государственной регистрации религиозных организаций в Республике Узбекистан» от 20 июня 1998 г., согласно которым, всем зарегистрированным религиозным организациям, а также их составным отделениям необходимо было пройти перерегистрацию. Деятельность религиозных организаций и их составных отделений, не прошедших перерегистрацию, приостанавливалась.
Пренебрежительное отношение отдельных должностных лиц к действующему законодательству вызвало ряд проблем у верующих и религиозных организаций. В принципе, верующие отдельных религиозных организаций, как законопослушные граждане, старались всеми своими действиями не нарушать действующего законодательства и строго следовать нормам Закона. Однако…
Судьей Б. районного суда г. Ташкента в отношении Ч., Г., М., В., К. были вынесены постановления (5) на основании которых они были подвергнуты административной ответственности в виде штрафа в размере 8750 сум каждый за правонарушение, предусмотренное ст.241 КоАО Республики Узбекистан, то есть, за преподавание религиозных вероучений без специального духовного образования в частном порядке. Согласно постановлениям суда все вышеперечисленные лица, (а всего в квартире находилось 8 человек, в том числе несовершеннолетние дети), собрались в квартире супругов Ч. и Г. для «общения с Библией, пения песен из Библии и молитвы». Эти действия судья Б. признал противозаконными и усмотрел в действиях собравшихся административное правонарушение.
Городской суд г. Ташкента рассмотрев кассационную жалобу, частично удовлетворил ее, т.е. постановления судьи Б. по ст.241 КоАО Республики Узбекистан – были отменены, а дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судья У. за те же действия повторно подверг Ч., Г., В., К. штрафу в размере 8750 сум каждого за правонарушение, предусмотренное уже ст.240 КоАО Республики Узбекистан, т.е., за нарушение законодательства о религиозных организациях в форме нелегальной религиозной деятельности. Им уже вменялось, что «они пели песни из Библии, читали Библию и совершали молитвы, тем самым нарушили Устав Церкви». Комментировать решение суда очень сложно. Так как очевидна полная некомпетентность судьи в вопросах обеспечения действующим законодательством свободы совести и вероисповедания граждан.
Не останавливая надолго на всех перипетиях в ходе судебного разбирательства, хотелось бы только отметить, что в действиях всех привлеченных к административной ответственности фактически отсутствуют какие-либо признаки правонарушений, предусмотренных и ст.240, и ст.241 КоАО Республики Узбекистан. Не надо быть столь грамотным, чтобы отличить пение псалмов и чтение молитвы от преподавания религиозных вероучений в частном порядке. Преподавание – это систематизированное изложение предмета с последующей проверкой знаний. Но в суд не были представлены какие либо доказательства наличия действительных фактов, подтверждающих преподавательскую деятельность. И, в конце концов, кому преподавались религиозные вероучения, если в квартире находились только 5 человек взрослых, каждый из которых и был привлечен к ответственности?
Рассматривая вопрос о проведении нелегальной религиозной деятельности, также следовало бы иметь в виду, что в данном случае речь идет о гражданах, которые являются членами зарегистрированной в органах юстиции религиозной организации. Ввиду чего, обвинения в нарушении законодательства о религиозных организациях в форме нелегальной религиозной деятельности являются необоснованными.
Другой пример.
Городской суд, рассмотрев уголовное дело по обвинению Л., Г., Б. установил (приведено дословно из приговора суда):
«Подсудимый Л., являясь пастырем незарегистрированной церкви ХПЕ, а также подсудимые Г. и Б., являясь помощниками пастыря, нарушили законодательство о религиозных организациях». В нарушении статей. 8, 14 Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях» от 01.05.98 г., не получив статуса юридического лица, церковь (ХПЕ), не зарегистрировав ее, 28 /02 –99 г. перед проведением учредительного собрания в этой церкви осуществляли нелегальную религиозную деятельность, которая выразилась в проведении религиозной церемонии, т.е. в пении псалмов, совершении молитв без получения решения о регистрации Устава церкви (ХПЕ)».
Суд признал виновными Л., Г., Б. в совершении преступления предусмотренного ч.1 ст. 216-2 УК Республики Узбекистан и назначил им наказание каждому в виде штрафа в размере 100 минимальных размеров заработной платы в доход государства (132 000 сум).
Ст. 216-2 в ч.1 УК Республики Узбекистан предусматривает «осуществление нелегальной религиозной деятельности, уклонение руководителей религиозных организаций от регистрации Устава, организация и проведение служителями культа и членами религиозных организаций специальных детских и юношеских собраний. А также трудовых, литературных и иных кружков и групп, не имеющих отношения к отправлению культа».
На заявленное в прокуратуру города ходатайство о прекращении дела в связи отсутствием состава преступления был получен ответ, в котором говорилось, что: «…28.02.99 г. в незарегистрированной церкви, расположенной в доме Г., без получения согласия хокимията города организовали созыв учредительного собрания, где перед собранием с прихожанами, более 80 лиц, проводили религиозные церемонии, то есть, пели псалмы, совершали молитвы».
Согласно ст.8 п.5 Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях» религиозные организации приобретают статус юридического лица и могут осуществлять свою деятельность после регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан или его органах на местах. Согласно ст. 11 Закона, для регистрации религиозной организации в органы юстиции представляются соответствующие документы, в том числе, протокол учредительного собрания, и другие.
Следовательно, можно ли рассматривать действия членов церкви как преступление? Категорически, нет. По материалам дела очевидно, что все таки был установлен факт, что в церкви действительно проводилось учредительное собрание членов религиозной организации, а как требует этого Закон, на собрании должны были присутствовать члены церкви, и не менее 100 человек. Собрание членов церкви необходимо для обсуждения и принятия устава религиозной организации, подготовки пакета документов в органы юстиции и заявления, которое должно быть подписано членами религиозной организации в количестве не менее ста человек. Кроме того, законодательством не предусмотрено, чтобы созыв учредительного собрания религиозной организации осуществлялся с согласия хокимията или других каких-либо органов. Это внутреннее дело религиозной организации. И чтение молитв, пение псалмов гражданами перед началом учредительного собрания не может расцениваться как нелегальная религиозная деятельность.
Продолжение следует ...