Право на гражданское неповиновение
Гражданское неповиновение - умышленное преступление закона с целью привлечения общественного мнения к проблеме и требования к законодательным органам внесения изменений в законодательство.
• Рим. 13:1 "Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены".
• 1 Петр. 2:13 "…будьте покорны всякому человеческому начальству...".
Как христиане мы серьезно воспринимаем библейский призыв уважать и повиноваться власти. Мы признаем обязанность подчинения законам вне зависимости от нашего личного отношения к ним, законам истинно справедливым и нравственным.
Библейский смысл закона состоит в том, чтобы сохранять порядок и служить справедливости и благу; а законы, несправедливые или вынуждающие граждан делать что-то несправедливое, подрывают общее благо, а не служат ему.
В Библии имеются следующие примеры гражданского неповиновения:
1) Повивальные бабки, Шифра и Фуа: право сохранять жизнь согражданам.
"…для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых?
Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели прийдет к ним повивальная бабка, они уже рождают.
За сие Бог делал добро повивальным бабкам…" Исх. 1:18-20.
2) Даниил: право молиться и прославлять Бога.
"Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена, и молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде того" Дан. 6:10.
3) Петр и Иоанн: право проповедовать Евангелие.
"…Что нам делать с этими людьми?
…приказали им отнюдь не говорить и не учить об имени Иисуса.
Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом - слушать вас более, нежели Бога?
Мы не можем не говорить того, что видели и слышали" Деян. 4:16,18-20.
Исторические примеры гражданского неповиновения
История изобилует подвигами людей, которые ценой собственной жизни отказывались подчиниться аморальным законам.
Среди таких людей был известный борец за справедливость Мартин Лютер Кинг, который сказал, что "если ты желаешь изменить человека, сначала ты его должен полюбить". Он видел образ Божий в каждом человеке, независимо от расы, религии, возраста или пола.
• Мартин Лютер Кинг родился в 1929 году в г. Атланта, штат Джорджия. Его отец и дед были баптистскими служителями, и Мартин решил последовать по их стопам.
• В 1955 году женщина по имени Роза Парк была арестована за то, что не уступила место в автобусе белому пассажиру. Чернокожие граждане устроили бойкот автобусной компании, и возглавил эту борьбу Мартин Лютер Кинг.
Нет более красноречивой защиты прав и обязанностей религиозной совести, чем представленное Мартином Лютером Кингом воззвание в его "Письме из Бирмингемской тюрьмы". Следуя христианскому взгляду, цитируя христианских авторов, таких как Августин и Фома Аквинский, Кинг учил, что законы облагораживают людей, если они укоренены в моральном законе, источник которого – Бог. Августин утверждал, что тот, кто нарушает несправедливый закон, чтобы разбудить совесть общества, "в действительности проявляет высшее уважение к закону", при условии, что действует "открыто, с любовью и готовностью принять наказание".
Ряд белых служителей, которые сами сочувствовали долгосрочным целям Кинга, не соглашались с его тактикой, а увещевали его пассивно ожидать прихода в общество свободы и равенства. Его реакция была следующей:
"Годами мы слышали "подождите", и это слово для нас стало синонимом "никогда". Мы ждали наших прав, данных Богом и Конституцией, уже более 340 лет.
Для некоторых легко ждать, но когда видишь толпу, творящую самосуд над твоими отцом или матерью,
- или когда слышишь проклятие полицейского, полного ненависти и избивающего или убивающего твоих черных братьев или сестер,
- или когда видишь, что в этой богатой стране большинство черных в бедности и нужде,
- или когда твой язык заплетается и заикается, объясняя шестилетней дочери, почему ей нельзя в парк, рекламу которого она видела на ТВ, и видеть ее слезы от того, что он закрыт для цветных детей, и видеть формирование зловещих облаков на ее умственном небосклоне, и наблюдать искажение личности с появлением ненависти к белым;
- или когда пятилетний сын спрашивает: "папа, почему белые люди так жестоки?",
- когда едешь по стране и вынужден спать в машине, потому что гостиницы закрыты для черных,
- когда день и ночь унижаем "для белых", "для черных", когда твое имя "негр", отчество "boy", а фамилия "Джон",
- когда твою жену или мать никогда не назовут миссис или "мэм",
- тогда поймете, почему для нас так трудно ждать".
Готовность Кинга пойти в тюрьму вместо того, чтобы соглашаться с несправедливостью законов, была образцовой и воодушевляющей.
Речь за несколько дней до смерти Мартина Лютера Кинга, в столице Америки, где собралось четверть миллиона протестующих:
"Я был на вершине горы. Я посмотрел вниз и увидел землю обетованную. Может быть, я не доберусь до нее вместе с вами, но я хочу, чтобы сегодня вы знали, что мы, народ, доберемся до земли обетованной. И поэтому сегодня я счастлив. Я ни о чем не беспокоюсь. Я никого не боюсь. Глаза мои видели славу грядущего Господа".
Мартин, ставший "голосом совести Америки", писал: "Очень рано я осознал, что христианская доктрина любви, осуществляемая методом ненасилия, является одним из самых мощных орудий, данных в борьбе за свободу".
Прошло более 50 лет с тех пор. Но за эти годы мы видим прогресс, начиная от сегрегации до президента страны.
Принципы гражданского неповиновения
1. Наивысшая власть исходит от Бога.
2. Правительство способно совершать ужасные дела.
3. Покорность властям не означает слепого повиновения.
4. Действия неповиновения должны быть мирными.
5. Те, кто практикует это дело, должен знать о возможных последствиях:
• Преследование
• Вердикт о гражданском неповиновении
• Скорбь, лишение свободы
• Мученическая смерть
Манхэтанская декларация - воззвание к христианской совести. Документ был принят 28 сентября 2009 года. Более 150 известных служителей приняли участие в его создании. Среди них:
• James Dobson, Focus on the Family
• Chuck Colson, Prison Fellowship
• Mark Bailey, President of Dallas Theological Seminary
• Gary Bauer, president, American Values
• Michael Easley, president Moody Bible Institute
• David Neff, главный редактор Christianity Today
• Президент Евангельской Национальной Ассоциации
Краткая история борьбы выдающихся христиан за свободу и справедливость:
• Ранние христиане спасали брошенных детей и публично осуждали детоубийство.
• Когда варварские племена покорили Европу, христианские монастыри не только сохранили Библию, но также и произведения западной литературы и искусства.
• Борьба с рабством: папские эдикты в 16-х и 17-х веках осудили работорговлю; евангельские христиане в Англии во главе с Джоном Уэсли и Вильям Вильберфорсом положили конец работорговле в стране.
• В Европе христиане подвергли сомнению притязания королей на божественное происхождение.
• Гражданские права 60-х: христиане, на основании Писания, провозгласили, что образ Божий есть в каждом человеке независимо от расы, религии, возраста или социального положения.
Основные вопросы, затронутые в декларации:
1) Неприкосновенность жизни: "Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божию..."
- "мы с сожалением отмечаем, что идеология в поддержку абортов находит широкую поддержку сегодняшней администрации";
- "Культура смерти", папа Римский;
- "То, что Библия и человеческий здравый смысл определяют, то и мы должны ясно доносить до общественности, даже в ущерб нашему положению или репутации".
2) Брак между мужчиной и женщиной
- рождаемость вне брака (5% - 50 лет назад; 40% - сегодня);
- разводы;
- гражданские браки;
- однополые браки.
3) Свобода вероисповедания (борьба за свободу вероисповедания с первых веков)
- в штате Массачусетс с узакониванием однополых браков стало больше детей-сирот;
- в штате Нью-Джерси был факт лишения статуса нан профит за отказ сдачи в аренду своих помещений...
- Канада и страны Европы – запрет провозглашения библейского взгляда на гомосексуализм.
Завершение декларации было следующим:
• Мы, христиане, которые объединили свои усилия вопреки исторически сложившимся церковным расхождениям, чтобы подтвердить наше право, и, что более важно, воспользоваться нашим долгом говорить и действовать в защиту этих истин.
• Мы обещаем друг другу и нашим единоверцам, что никакая сила на земле, будь то культурная или политическая, не испугает нас, заставив замолчать.
• Это наш долг - возвещать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа во всей Его полноте, как "вовремя, так и не вовремя". Да поможет нам Бог исполнить этот долг до конца.Как мы ответим на повеление Христа подчиняться больше Его уставам, нежели уставу страны и общества?
Николай Боричевский
http://www.houseofbreadchurch.org/content.php?id=704