Здравствуйте, Гость

Оффлайн DAP

*
  • ****
  • 712
  • shod with the preparation of the gospel of peace
"АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ": Почему православным не нравится 8 марта
--------------------------------------------------------------------------------
 
Международный женский день – наверное, единственный праздник, который остался любим и дорог нашему народу несмотря на свое коммунистическое происхождение. Это не просто лишний выходной, это день радости для многих и многих людей. Отношение православных христиан к 8 марта неоднозначно.

Кто-то от всего сердца дарит дорогим ему женщинам цветы и стремится оказать им внимание. Кто-то не только не признает женский день, но и активно выступает против. Каково же православное отношение к этому празднику?

Лично мне праздник 8-е марта в современном виде не очень понятен. В советское время это был "красный день календаря", день, когда чествовали первых революционерок, а вслед за ними и всех советских женщин, внесших свой вклад в дело Октябрьской революции. Заодно не могли не почествовать и советскую власть, даровавшую женщинам "права и свободы". Во времена перестройки коммунистическая основа, придающая этому празднику некоторую осмысленность, ушла, освободив место для торжествующего в наши дни романтического культа женственности.

Для меня до сих пор нерешенными остаются некоторые вопросы. Что это за день женщины как таковой? В чем заслуга большей части жителей России, имевшей счастье родиться женщинами? Что мы празднуем? Однако отсутствие ответов и неприязнь к коммунистической идеологии никогда не мешали мне понимать, что логика и знания тут ничего не решают. Слабая половина человечества, принимая доводы и исторические справки разумом, сердцем отвергает все это и ждет того, что бесконечно дорого в любое время: заботы и внимания безотносительно своих личных качеств и заслуг. То, что у меня есть некоторые недоумения, совсем не значит, что я не признаю 8 марта или отвергаю его. Я вижу и знаю, насколько женский день значим и любим. Более того, я вижу, что и православные женщины и девушки вопреки анти-клара-цеткиновской пропаганде, стараются в этот день одеться понаряднее, ждут в этот день поздравлений, надеются на оказанное внимание и очень радуются букетикам первоцветов.

Для себя я понял, что в данном случае не важно мое отношение, важно откликнуться на возможность сделать добро, послужить тем, кто рядом, доставить радость знакомым женщинам.

О неприятии праздника православной общественностью

Напомню, что в основе православной критики лежит неприятие самих истоков праздника: коммунистических и, как это ни странно прозвучит, иудейских, возникших в результате новейших изысканий некоторых богословов. Но это скорее повод для отвержения, чем серьезный аргумент. Для всех очевидно, что ни одна женщина 8 марта не вспоминает Розу Люксембург или праздник Пурим, для нее это просто женский день, ее день.

Более серьезным мотивом для критического взгляда на 8 марта следует признать вполне оправданное неприятие православным сознанием безответственного романтизма, культа сексуальности и эмансипации, навязываемых современной культурой. В этом смысле православные традиционны и отстаивают некоторые ключевые для христианства ценности, среди которых одна из первых – семья. Семейной жизни трудно начаться и состояться без ответственности, понимания уникальности призвания мужчины и женщины, без желания иметь детей. Христианство отвергает пренебрежение семейными ценностями в разных сферах современной культуры, в том числе и в философии праздника 8 марта.

Наряду с такими рассуждениями присутствует и более радикальная точка зрения, отвергающая этот праздник вовсе. Она по сути ультимативна: если нельзя сделать церковным, надо отвергнуть. На деле это порой проявляется в категоричном отказе православных христиан от поздравлений в этот день и от празднования его с неверующими друзьями.

Думаю, такой подход продиктован неадекватной оценкой своего положения в стране и обществе, недопониманием того, что православные царства и империи, православная культура, православное традиционное воспитание, да и вообще традиционное общество ушли в прошлое. Да, христиане, христианские семьи призваны по силам воплощать в своей жизни некоторые из идеалов прошлого социального устройства, но массовое воплощение этих моделей невозможно, это надо признать.

Сам подход к женщине, воспеваемый праздником 8 марта, мало совместим с православным мировоззрением и тем более с традиционной ролью женщины в семье, обществе и Церкви. Да в прошлом жизнь женщины была другой. Некоторые считают, что эта жизнь больше соответствовала женской природе. Но теперь-то все это ушло и ушло навсегда. Пора признать такое положение вещей и исходить из этого. Несколько поколений женщин за добрую сотню лет воспитаны на либеральных основах, где царствует романтизм, где роль женщины определяется совершенно иными, социальными ценностями и моделями, эпохи постиндустриализма. Женщины включены в производство, они составляют около половины всей рабочей силы страны. Экономическая независимость и наличие противозачаточных средств дали женщинам социальную независимость и возможность жить самостоятельно. Православие сегодня живет в совершенно ином мире, чем даже 80 лет назад. Поэтому оголтелую критику и огульное отвержение праздника 8 марта нельзя считать адекватными.

Совершенно карикатурно, надуманно выглядят попытки ввести свой альтернативный православный женский праздник в День памяти святых жен мироносиц. Тех женщин, что вопреки опасности, пришли совершить обряд погребения над умершим Христом и тем самым стали первыми свидетельницами Воскресения Христова. Совершенно очевидно, что этот церковный праздник, воспевающий веру и подвиг конкретных женщин, призывает христиан подражать именно этим их качествам, а не женственности как таковой. Праздновать подвиг веры и естество природы одновременно невозможно. Радовать же одних только православных женщин цветами и подарками, выделяя их особую православную женственность, по меньшей мере странно.

Какое же возможно отношение?

Я думаю, что в советское время православные христиане более трезво реагировали на окружающую действительность. Они четко понимали свою роль и свои возможности. Было очевидно, что православие на грани исчезновения, жить амбициями и мечтами, требовать, чтобы мир перестроился, невозможно. Надо было жить своей жизнью, созидать Церковь и личную христианскую жизнь. Я не помню, чтоб так откровенно в начале и середине 90-х противились 8 марта, как это происходит порой сейчас в православной среде. Возможно, было живо понимание, что это не просто государственный праздник, который не будет отменен, но и один из немногих праздников, который нравится людям.

Надо признать, что праздник 8 марта как нельзя лучше соответствует сложившемуся в обществе положению вещей, от женского дня невозможно просто отмахнуться. Женский день надо принять как данность нашей общественной и государственной жизни, как нечто важное для десятков миллионов наших сограждан, и строить свое отношение исходя из этого.

Создавать альтернативные православные праздники не имеет смысла. Идеи, наполняющие светские торжества и веселья, невозможно вместить в дни церковного календаря. Церковный календарь существует для тех, кто считает себя христианином, светский – для всех желающих. Пока со стороны Церкви нет официального заявления о том, что тот или иной праздник неприемлем для христиан – участие в нем личное дело каждого.

Могут ли христиане наполнить празднование 8 марта своим смыслом? Воспользоваться как поводом, чтобы поздравить женщин с их днем, прославляя при этом не эмансипацию и сексуальность? Конечно, могут. Христианству есть что сказать о женщинах и женщинам.

Да, это будет особый контекст, особое видение, но оно будет не менее радостное и торжествующее, чем то, к которому все привыкли. Прежде всего это может быть радость о том, что Бог сотворил женщин и тем восполнил мужское бытие. Женщина - существо во многом иное и в то же время способное многим обогатить жизнь мужчин. Эта уникальность природы говорит об уникальности призвания, об особой роли женщин, и это тоже достойно воспевания и радости. Известный английский писатель Гилберт Честертон писал, что любовь мужчины и женщины прекрасна и их союз - это чудо и радость именно потому, что они разные, а если бы все люди были одинаковы, то скучный вышел бы роман.

Женский день может стать праздником, когда христиане воспевают женщин как жен и матерей – тех, без кого невозможно было бы семейное счастье, радость иметь и растить детей. Ведь семья имеет не только богословское измерение, но и простое человеческое, в котором женщина, ее труд, ее любовь достойны всяческих похвал. Любая женщина, будь она христианка или нет, нуждается в мужском внимании и заботе, надеется на понимание и поддержку.

 Юрий Белановский
заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве

 
 

Оффлайн DAP

*
  • ****
  • 712
  • shod with the preparation of the gospel of peace
8 Марта – один из крупнейших праздников нашей страны. Его ждут и отмечают миллионы людей по всему миру. С Женским днем по традиции соотечественниц поздравляют главы отечественных официальных муфтиятов. Талгат Таджутдин, лидер ЦДУМ, в разрез с исламским вероучением несколько лет назад даже заявил, что впервые 8 марта начали отмечать Адам и Ева еще в Раю.

В связи с этим мы обратились к представителям мусульманской общественности с просьбой высказать их отношение к Женскому дню.

Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России

Как мусульманин я вообще не считаю праздниками ничто из того, что имеет основание не в Исламе, потому что отмечание дней такого рода и превращение их в праздники имеет зороастрийское происхождение. Оно связано с культом времени и культом определенных дней солнечного календаря, в то время как наши мусульманские праздники привязаны к лунному циклу. Поэтому они не имеют ничего общего с космическим ритмом и космическим круговоротом вечного возвращения, носят не природный, а теологическо-концептуальный характер и не зависят от состояния космоса.

Космические праздники ритуального характера, привязанные к солнечному календарю, – это наследие зороастрийской культуры, в которой у каждого дня из 365 был свой ангел – фаришта, отвечавший за этот день, и год вращался как карусель, когда один и тот же день, один и тот же ангел, оказывается через полный оборот в одной и той же точке. Поэтому каждый день имел значение и был одним из ритуальных праздненств.

К космическим праздникам относится и 8 марта, поскольку и в календаре православной церкви это некая дата. 8 марта, таким образом, имеет двойной характер: это левый красный праздник, приуроченный к первой забастовке ткачих в Чикаго в 1887 году, он институциализирован Кларой Цеткин как первое вхождение женщин в политическую борьбу. Второй аспект этого праздника – религиозный. Это делалось часто, поскольку левые нередко ставили на место сакральных дат собственные праздники.

Тем не менее, нынешнее состояние общества с его постсоветским менталитетом очень хорошо демонстрирует амбивалентность такого подхода: одни и те же дни кто хочет, празднует, как бывшие советские праздники, кто - как православные. Все это свидетельствует о глубоко укорененном языческом отношении ко времени как к круговороту, как к некоему циклу, и возвращает нас к тем бедуинам, которые, как приводится в Коране, отказывались поклониться Всевышнему Аллаху, говоря: "Мы живем и умираем, и убивает нас только время". Таким образом, празднование подобных дат сопряжено с непониманием природы длительности, с идолопоклонством, с отказом от исповедания веры в Единого Бога.

Гюзель Якупова, председатель Московского общеобразовательного фонда "Хадиджа"

В мире нигде 8 марта не отмечают с таким размахом, как в нашей стране. Конечно, говорят о том, что это международный женский день, но этот праздник такого масштаба ни в одной стране мира не приобрел. Я ничего не имею против женского дня как такового, но, как известно, именно 8 марта – в день так называемой "независимости женщин" - в Узбекистане и Таджикистане женщины сняли платки и провозгласили свою "независимость".

Поэтому 8 марта, на мой взгляд, мусульманам праздновать нежелательно. Во-первых, в Исламе есть только два праздника. Но поскольку 8 марта – государственный праздник, то кто хочет, может его отмечать. Несмотря на это, конечно же, нежелательно отмечать праздник, который исконно не является мусульманским. Во-вторых, я против понимания женского дня как дня "независимости женщин".

Самый главный негативный момент в подобной "независимости" - это отказ от покрывала, предписанного Шариатом. Потом, как в Исламе женщина может быть независимой? Если женщина абсолютно независима, это значит, что жена не слушает мужа, дочь – отца. С точки зрения Ислама, это не вписывается ни в какие рамки.

Кончено, в России все равно родственники поздравляют нас, мусульманских женщин, с 8 марта, однако сами мы его не справляем и не придаем этому празднику какого-либо значения.

Муфтий Республики Карелия Висам Али Бардвил

Что касается понятия "праздника", то для нас 8 марта не является таковым, потому что у нас понятие праздника – Ид – имеет и духовное значение. Пророк (мир ему) сказал, что праздник – это веселье, и Аллах назначил для этого два дня (Ид аль-адха и Ид уль-фитр).

Но этот день празднует страна, наши соотечественники. Ислам не запрещает того, чтобы мы уделяли внимание какой-то определенной проблеме, например, вопросам о правах женщин. Я думаю, и мусульманам стоит об этом говорить: в этот день можно организовать какие-то форумы, круглые столы, конференции, чтобы чисто практически поднять этот вопрос.

А внимание к женщине должно быть все время, как мы понимаем. Конечно, мы должны всегда думать о том, что женщина – это мать, дочь, жена, сестра. Мужчина имеет обязанности перед ними. К сожалению, в наше время часто эти обязанности не выполняются среди мусульман, и нередко даже религиозные мусульмане не понимают своих обязанностей перед женщиной.

Есть и другая проблема: например, женщина мусульманка не играет сегодня свою роль в умме. Есть много-много вопросов, которые на самом деле надо поднять и поговорить. И 8 марта можно использовать для этого, я не вижу здесь ничего плохого. Другое дело, что проблемам женщин не должно уделяться время только один день в году.

Что касается поздравлений с 8 марта, то адресовать их немусульманам можно. Они же поздравляют нас с нашими праздниками, которые для них не имеют никакого значения. А мы знаем, что для немусульман этот день - действительно праздник.

Поэтому я считаю, что это хороший жест со стороны мусульман, когда они поздравляют женщин: коллег по работе, соседей, родственниц. И подарки тоже здесь уместны. Но сами мусульмане не должны прививать такие праздники в нашей среде. Надо стараться быть хорошим круглый год и дарить жене подарки в любой день года.

Председатель рязанской религиозной организации мусульман "Нур" Фяриха Ситдикова

Лично мое отношение к этому празднику положительное. Женщина играет огромную роль: дает жизнь человеку, растит детей, работает. И наши женщины заслужили этот праздник. Я считаю, этот день надо проводить в семейном кругу с детьми, а мужчины пусть поздравляют, отдают должное женщинам, их труду, их месту в нашей жизни.

Игнорировать этот праздник мы не можем, мы должны смотреть на мир открытыми глазами. Это праздник международного значения, следовательно, я считаю, что мусульманки тоже должны этот праздник отмечать. Но отмечать - это не значит водку пить и вести себя недостойно. Нет, наоборот, надо подчеркнуть в этот день, что женщина достойно должна нести свое имя и выполнять свои задачи.

Если реально смотреть на вещи, то мужчина, который каждый день заботится о своих женщинах, уделяет им внимание, дарит подарки – это, конечно, идеал. Какая женщина сегодня испытывает чувство такого праздника каждый день? Конечно, праздник в душе у женщины должен быть всегда, если она воспитывает детей и живет рядом с любящим, заботливым мужем. Но ведь это есть далеко не у каждой женщины. Сейчас многие женщины поставлены в такие тяжелые условия. Посмотрите только на наши рынки…

8 марта надо использовать, чтобы посмотреть на труд женщины другими глазами, скрасить ей этот день. Мимо этой даты мусульмане пройти не могут. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы женщина, созидательница, жила каждый день как праздник. Но, увы, куда ни посмотришь - нет этого. А так хотелось бы! Хотя бы один раз в году.

Член Совета Единого духовного управления мусульман Пензенской области, главный помощник пензенского муфтия Абдуррауф Забиров

Мы всегда должны по-доброму относиться к женщинам, согласно хадису "Лучшие среди вас те, кто по-доброму относится к своим супругам". Пророк (мир ему) заповедовал мужчинам, чтобы они не обижали женщин, были милосердны к ним, проявляли теплоту, и не только на словах, но и своими делами. Существует огромное количество хадисов о женщинах.

Из этого следует, что если мы будем хорошо к ним относиться, то в нашей жизни всегда будет праздник. Пророк (мир ему) никогда не бил своих жен, не кричал на них, и мы должны стараться подражать ему на протяжении всей своей жизни, а не только один день в году.

Если честно, среди мусульман довольно неоднозначное отношение к этому празднику, да и не только, среди православных тоже. Некоторые запрещают отмечать этот праздник, другие принимают его как государственный. Но в любом случае - это не национальный, не религиозный праздник.

Между тем, мы можем дарить подарки, так как это укрепляет любовь между людьми. Мужской ли праздник, женский ли, мы всегда должны подпитывать нашу любовь, воспитывать в себе нравственные качества. Поэтому ничего предосудительного в том, чтобы поздравить женщин с этим праздником, я не вижу.

Сам праздник неоднозначен даже для тех, кто его празднует. Но дело не в празднике, а в самом отношении к женщине. 8 марта – это повод подумать о роли женщины в нашем обществе. Нельзя возлагать на женские плечи тяжкий труд и поздравлять ее в год один раз. Мы должны способствовать тому, чтобы женщина играла ту роль, которую должна играть.

А сегодня женщину обижают, ее превратили в средство торговли, рекламы. И ответственны за это мужчины, я считаю. Мы должны возродить статус женщины, уберечь ее от пороков, помогать ей и быть опорой в жизни, ведь, согласно хадисам, женитьба на праведной женщине – это исполнение половины всех предписаний веры.

Что же касается легитимности этого праздника с точки зрения Шариата, то существуют различные мнения ученых, и мы должны обращаться к ним. Например, к фетве Юсуфа аль-Карадави, где сказано, что мы можем придерживаться государственных праздников.

Лично я считаю, что сегодня мужчинам нелишне напомнить о роли женщины. В оценке этого вопроса необходимо найти золотую середину, мусульманам не следует перегибать палку. Ведь это очень деликатный вопрос – женщины все-таки!

Записал Анвер Агаев

6 марта 2009 г.