Ходжа Насреддин ехал на осле по пустыне и вдруг увидел вдали отряд людей на лошадях. Зная, что в этом районе часто встречаются разбойники, Насреддин развернулся и пришпорил осла в обратном направлении.
Всадники, однако, узнали его. «Куда бы это мудрейшему из мусульман так мчаться?» - спросили они друг друга и решили последовать за ним, думая, что он приведет их к чему-нибудь волшебному.
Оглянувшись, Насреддин увидел, что «разбойники» его преследуют, и еще сильнее пришпорил осла. Тогда его преследователи тоже поскакали быстрее, стараясь не упустить из виду загадочные действия великого Насреддина. Погоня продолжалась, пока Насреддин не увидел кладбище. Он быстро спешился и спрягался за надгробием.
Всадники подъехали ближе и, не слезая с лошадей, заглянули за камень. Возникла пауза, все, и особенно Насреддин, который узнал во всадниках своих старых знакомых лихорадочно думали. «Почему ты прячешься за надгробием?» - наконец спросил один из всадников. «Это сложнее, чем ты можешь понять, ответил Насреддин. Я нахожусь здесь из-за вас, а вы из-за меня».
Если между людьми есть взаимное непрощение, обида или неприязнь, то они часто оказываются в обстоятельствах совсем для них неприятных. И тогда тоже справедливо будет сказать: «Я здесь из-за тебя, а ты из-за меня». Кто-то должен остановиться раньше, чтобы дело не зашло слишком далеко. К сожалению мы чаше всего не виним себя, а виним другого, не видя причины конфликта в себе.
Если же мы думаем о человеке плохо, то он начинает выглядеть в наших глазах все хуже и хуже, хотя, возможно, он на самом деле вообще ни в чем не виноват, а причина неприязни надумана и кроется в нас самих. Об этом вторая история.
В ней рассказывается о крестьянине, который заметил исчезновение своего кошелька с деньгами. Обыскав весь дом, он не нашел кошелек и пришел к выводу, что его украли. Перебирая в памяти всех, кто приходил к нему в дом в последнее время, крестьянин решил, что знает вора, это был соседский сын. Этот парень заходил к нему как раз накануне исчезновения кошелька, и никто другой не мог бы совершить кражу.
Встретив парня в следующий раз, крестьянин заметил в его поведении много «подтверждений» своим подозрениям. Соседский сын явно смущался его, прятал глаза и вообще имел вид нашкодившего кота. Но у крестьянина не было никаких прямых улик, и он не знал, что делать. Каждый раз, когда он встречался с этим парнем, тот выглядел все более виноватым, и крестьянин злился все сильнее. Наконец он так разгневался, что решил пойти к отцу воришки и предъявить ему формальное обвинение. И тут жена крестьянина позвала его. «Посмотри, что я нашла за кроватью», - сказала она и подала ему пропавший кошелёк с деньгами.