Здравствуйте, Гость

Оффлайн WRT

*
  • ***
  • 259
  • Боящийся не совершен в Любви
"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": Охладеть к Деду Морозу. РПЦ МП выступила против главных символов новогодних праздников

Православное духовенство всерьез обеспокоено превращением Нового года в "неоязыческий" и "квазирелигиозный" праздник. Особенную тревогу у РПЦ вызывает тщательный выбор россиянами блюд для праздничного стола и подбор нарядов. Один из представителей духовенства назвал это ритуалом, который мешает задуматься об истинном, религиозном смысле Нового года. Волнует РПЦ и растущая популярность так называемого восточного календаря, когда каждый год ассоциируется с каким-либо животным. Впрочем, эксперты не видят ни в звериных символах года, ни в приобретении нового платья к празднику никакой крамолы. Напротив, именно эти мелочи способны помочь человеку лучше адаптироваться к суровым реалиям нашей жизни.

Деда Мороза и Снегурочку забыть, оливье выкинуть, а тигра отправить обратно на его восточную родину. Такие выводы можно было сделать после совместной пресс-конференции представителей Русской православной и Римско-католической церквей, прошедшей в понедельник. Духовенство осудило превращение Нового года в языческое торжество – из-за "родословной" Деда Мороза и "культа" восточного календаря с привязыванием года к определенному животному. Особенно возмущались священники по поводу различных ритуалов, проводимых для достижения максимального благоденствия в следующем году. "На какой ноге сколько раз попрыгать, в какую сторону повернуться, какие цвета надеть, что подать на стол" – так описал типичное праздничное поведение россиян зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Филипп (Рябых).

Идеальный новогодний сценарий, по мнению РПЦ, должен выглядеть по-другому. Вечером 31 декабря православным нужно посетить новогодний молебен, в некоторых храмах после этого служат еще и ночную литургию. Далее разрешается провести семейную праздничную трапезу, где уместны морепродукты и рыба, но уж никак не скоромная запеченная курица или тазик с салатом оливье. "Такие застолья могли бы стать для верующих людей "малым заговеньем" перед самыми строгими днями Рождественского поста, со 2 по 6 января, – считает отец Филипп. – Нам нужно связь Нового года и Рождества всячески поддерживать".

Россияне действительно неразборчивы в "новогодних связях". По мнению экспертов, это особенность нашего менталитета. "Мы долго раскачиваемся и так же долго не можем остановиться, – пояснил "НИ" психотерапевт Марк Сандомирский. – Католическое и православное Рождество, Новый, китайский и старый Новый год празднуются скорее по инерции".

Но дело не только в особенностях национального характера. "У Деда Мороза действительно языческие корни, однако РПЦ в свое время поддерживало этого персонажа в пику христианскому, но "буржуйскому" Санта-Клаусу, – пояснил "НИ" доцент Центра сравнительного изучения религий РГГУ Борис Фаликов. – Церковь запуталась, запутались и россияне, которые предпочитают верить и в Санту, и в Снегурку, и в тигра – на всякий случай, вдруг с кем-то повезет. Вместо того чтобы сражаться с новогодними фантомами, РПЦ следовало бы заняться религиозным просвещением православных сограждан".

И все же эксперты восприняли фактическое предание Деда Мороза анафеме скептически. "Хотя Новый год – светский праздник, Церковь не первый год ведет подобные дискуссии, – рассказал "НИ" Борис Фаликов. – Основная причина споров кроется в различии между юлианским и григорианским календарями. Для католиков и протестантов главным и первым праздником является Рождество, у нас сначала идет Новый год, который для верующего человека полон искушений из-за длящегося поста. На мой взгляд, РПЦ стоит задуматься о переходе на григорианский календарь, тем более что большинство из 15 православных церквей уже сделали этот шаг".

Глупо обвинять в продажности и неоязычестве того, кто своим поведением опровергает оба пункта, говорят эксперты. "Если кто-то пишет Деду Морозу письмо, то ответ ему гарантирован. Помимо праздничной открытки ребенок получает маленький подарок: сладости или игрушку. Платить, ясное дело, за это не надо, – рассказал "НИ" Владимир Зотов, префект Юго-Восточного административного округа, на территории которого находится столичная резиденция зимнего волшебника. – Кроме того, Новый год сам по себе – прекрасный повод посидеть в кругу семьи, вспомнить все хорошее, что было в прошлом, загадать, чтобы в наступающем году стало еще лучше. Пользы духовной от этого не меньше, чем от молитвы".

А по мнению психологов, все эти "языческие ритуалы" нужны современным россиянам, как воздух. "Такова потребность массового сознания в персонификации определенных явлений, без которой сложно адаптироваться к окружающей действительности, – убежден Марк Сандомирский. – Вера в чудо помогает легче переносить неопределенность, что особенно важно перед концом года. Человек подсознательно впадает в состояние детства и обращается к самому надежному, что, на его взгляд, может быть – вере в "большого дядю", который придет и все сделает так, как надо. Это нельзя назвать язычеством, скорее бытовой мифологией. Она исполняет функцию психологической поддержки и защиты".

Анна Семенова, 23 декабря 2009 г.

http://portal-credo.ru/site?act=monitor&id=14628