Доктор Генри Ноуэн - один из немногих специалистов в области, так называемой, “смешанной психологии”, то есть психологии в свете Священного Писания. Он родился в Голландии, там же получил докторскую степень по психологии, затем был профессором нескольких университетов с мировым именем. И вот, при такой замечательной карьере в академическом мире, Господь вдруг позвал его стать пастором маленького прихода специальной колонии в Канаде, колонии для взрослых умственно отсталых людей. И ему понравилась эта роль пастора, общающегося с простыми людьми от имени Иисуса Христа. Ранее, мы публиковали проповедь доктора Генри Ноуэна: “Будучи возлюбленными”, (см. http://peacemessengers.info/blog/?page_id=372 ) теперь мы предлагаем вашему вниманию его проповедь “Как осознать себя возлюбленным”. Евангелие от Марка, 6 глава, стихи с 34 по 44.
“Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы не имеющие пастыря; и начал учить их много. И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, -- отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. И сели рядами, по сто и по пятидесяти. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей”.
Вот та простая мысль, которую я хочу обсудить сегодня: “Вы и я любимые сыновья и дочери Бога”. И хотя это истина, но в неё бывает очень трудно поверить, потому что люди больше расположены думать о себе следующим образом: “Я - это то, что я могу делать”. “Я - это то, что обо мне думают другие люди”. Или: “Я - это то, что я имею”. Но на самом деле, Иисус позволят нам быть такими, как Он сам, то есть любимыми детьми Божьими. И это очень важно, потому что в окружающем нас мире, мы постоянно слышим: “Нет, нет, ты всего лишь то, что способен делать; то, что о тебе думают другие; и то, что ты имеешь”. А голос Божий говорит: “Ты Мой возлюбленный, в тебе Мое благоволение”.
Сегодня я хочу помочь вам более полно осознать себя любимыми Богом.
Как мы читаем в Писании “Иисус взял хлеб, Он благословил его, Он преломил его, и Он дал его. А когда воскресший Иисус встретился с двумя учениками в Эммаусе, Он сделал абсолютно то же самое, то есть: взял хлеб, благословил, преломил и отдал его (См. Лук. 24:30). И тогда ученики узнали Иисуса. Сегодня мы продолжаем делать это: мы берем хлеб, благословляем, преломляем и раздаем. Я хочу чтобы вы осознали, что в этом содержится смысл земной жизни Иисуса Христа: Он был взят Богом, был благословлён, Он был распят на кресте и отдан людям. И то же самое является смыслом нашей духовной жизни, как возлюбленных Богом людей, потому что мы взяты из мира и благословлены Богом, мы также преломлены и розданы другим.
Запомните эти четыре слова: “Избран, благословлён, преломлен и отдан”. Они помогут нам более полно осознать, что значит быть возлюбленными сынами и дочерьми Бога. Потому что если нам удается прожить жизнь избранных, благословленных, преломленных и отданных, то мир видит в нас Иисуса Христа.
Итак, ПЕРВОЕ. Вы взяты Богом. Верите ли вы что Бог взял Вас? Для того, чтобы эта мысль была более понятна, есть более подходящее выражение: Бог избрал Вас. Подумайте, это значит, что Бог среди всех людей заметил Вас, как драгоценность. Нет больше никого такого же, как Вы. Вы уникальны. И Вам отведена уникальная роль в Божественной истории. Многие люди не могут даже поверить, что их появление в этот мир было хоть сколько-нибудь желанно для кого-то. Но Бог говорит Вам и мне: “Я заметил тебя среди множества людей, твою уникальность, ты избранник Мой, ты особенный в Моих глазах”.
Надеюсь, что Вы поймёте также вот что, это удивительно. Если вы поверили в то, что Вы избраны, это не значит что не избраны другие. Видите ли, в нашем мире, когда говорят, что Вы избраны, значит, что Вы относитесь к числу лучших в своем обществе, а это слишком невежливо по отношению к другим людям. Когда Вам говорят что Вы избраны, и вам причитается награда, это значит, что другим награда не достанется. Если вдруг Вы становитесь президентом компании, это значит, что другие стать президентом, увы, не могут.
Однако в Божьем миропорядке это совсем не так, и если только Вы поверите, что Вы Божий избранник, то внезапно откроете для себя, что другие люди тоже избраны Богом. Как только Вы откроете свою уникальность в Божиих глазах, то сможете говорить другим людям: “Брат, сестра вы тоже уникальны в глазах Господа. Причем ваша уникальность и моя - это две разные не мешающие друг другу вещи”. Это потрясающе! В это с трудом верится, живя в этом мире статистики, где люди привыкли ощущать себя всего лишь незначительными винтиками. Но вы постарайтесь поверить, и это будет первым шагом к осознанию себя возлюбленными.
ВТОРОЕ. Вы благословлены. Сложное слово благословение состоит из двух корней, первый - “благ”, говорит нам о хорошем, добром, а второй - “слов”, говорит нам о том, что благими, то есть хорошими, добрыми являются слова. “Благословение” - это значит, что произносятся добрые слова. Если мы говорим, что Вы благословлены Богом, то значит, что Бог говорит о Вас хорошие слова!
В нашей общине среди людей с пошатнувшейся психикой есть замечательная женщина по имени Джанет. Как-то, когда я шёл в один дом и встретил по дороге Джанет, она подошла ко мне и сказала: “Генри, ты можешь благословить меня?” Будучи хорошим священником я возложил ей руки на плечи и произнёс: “Во имя Отца и Сына, и Святого Духа, благословляю тебя”. Она сказала: “Генри, это не помогает!” “Не помогает?” - удивился я. И, смутившись, спросил: “Что же тебе нужно?” Она ответила: “Я хочу благословения”. После службы меня окружили люди, они сели на пол, и я сказал им: “Джанет хочет благословения”. Она подошла ко мне, встала напротив, одной рукой я обнял её, другой поднял ее подбородок и сказал: “Джанет, ты прекрасная женщина, ты такая прекрасная, мы так любим тебя! Я знаю, что ты немного не в настроении сегодня, тебе нужно услышать снова, что ты любимое дитя Божие и наша любимая сестра”. Она посмотрела на меня и сказала: “Да, Генри, это так”. И после этого все присутствующие тоже стали просить благословения. Они подходили ко мне, я держал их за руки и говорил им какие они хорошие. В конце концов, один из моих помощников, бывший футболист, здоровый сильный парень, стоявший рядом со мной, обернулся ко мне и сказал: “А как же я?” Я сказал: “Иди сюда”. Я положил свои руки на его плечи. И сказал: “Джон, Бог любит тебя”. И крупные слёзы покатились по его щекам ...
Мы призваны быть благословенными и благословлять других. Куда бы мы ни пошли, это наше христианское призвание, говорить людям хорошие слова. И не незначительные комплименты, а хорошие слова, о существе человека, подтверждающие, что он любим.
ТРЕТЬЕ. Нам всем знакомо состояние надломленности. Я глубоко убеждён, что состояние психического дискомфорта, которое я называю надломленностью, происходит от разобщенности в наших отношениях с другими людьми. Вы и я, может быть, и не страдаем от физических недостатков, у нас хорошее материальное положение, но, тем не менее, мы страдаем от разобщенности. Думаю, каждый понимает о чём я говорю: муж и жена могут не разговаривать друг с другом, дети и их родители чувствуют разобщенность в отношениях, друзья, которых вы считали близкими, вдруг не откликнулись на ваш призыв о помощи. И тогда приходит ощущение раздражения, огорчения, мы чувствуем от этого сильную внутреннюю боль. Если я спрошу сам себя, от чего я страдаю больше всего? Я отвечу, это происходит всегда от разобщенности в отношениях. У нас разбитые сердца. Где-то люди не любят нас, так как хотели бы этого мы, где-то мы чувствуем себя униженными, оскорбленными, не понятыми, обманутыми. Что поделать с этим?
Я подскажу вам два шага. Прежде всего, у вас должно хватить смелости посмотреть в лицо своей надломленности, а не делать вид, что ее нет. Вы должны примириться с этой мыслью и сказать себе: да мне больно, и я не собираюсь притворяться, что мне не больно, я ранен, внутри меня все плачет от боли. Да, это моя надломленность, и я переживаю ее чувствами, которые присущи мне, как уникальной личности, я вовсе не обязан переживать ее так, как это делают другие люди. Чувствуя свою уникальность, я чувствую уникальную боль от моей надломленности.
Итак, у нас должно быть достаточно смелости, чтобы посмотреть в лицо своей надломленности и признаться в боли, которая приносит страдание. Я думаю, это то, что имел в виду Иисус, когда говорил: “возьмите свой крест”. Он не говорил, что нужно взять крест другого человека. И не имел в виду, что нужно сделать какой-то особый крест для себя. Я думаю, Он просто учит нас, чтобы мы встали перед своим крестом и признались, что этот крест наш. Вы никогда не будете счастливы и не будете способны радоваться, пока отвергаете свою надломленность, говоря: “Все не так уж плохо, я достаточно силен, чтобы перенести эту боль”. Нет, нет и нет! Посмотрите в лицо своей надломленности и не страшитесь.
Следующее: в состоянии своей надломленности услышьте добрые слова, которые Бог говорит вам. Это то, что я называю: “принесите свою надломленность под благословение”. Принести свою надломленность под Божии благословения, которые говорят о нас доброе. Дело в том, что многие из нас живут под проклятьем собственных мыслей, мы говорим так: “О, я был недостаточно хорош, а теперь посмотрите, что произошло, я потерял друга. Этого могло не произойти между нами, а теперь он предал меня. Всё, во что я так верил, теперь причиняет мне боль”. Но Иисус призывает нас принести нашу надломленность под благословение, под руки говорящего: “Ты, Мой лю-бимый сын, ты, Моя любимая дочь, в тебе мое благоволение”. И когда вы сделаете это, то сможете сказать другим: “А разве вы не знаете, в мире мы не можем избежать скорбь, ведь Иисус предупреждал об этом. А страдания очищают нас, как золото, золото для Бога”. Обратить свою надломленность к славе Божией не просто, но Иисус призывает нас к этому.
И наконец, ЧЕТВЕРТОЕ. Вы и я отданы. Вы и я взяты, благословлены и преломлены, чтобы быть отданными миру. Вы существуете не для себя. Я существую не для себя, но я для вас, а вы для меня. Мы существуем друг для друга, и все мы вместе существуем для грядущих поколений. Ваша короткая жизнь не заканчивается в день смерти, она подарок Вашей семье, Вашим друзьям, но более всего людям, которых Вы никогда не знали. Иисус не просит нас быть удачливыми в этой жизни, Он говорит, что надо быть плодотворными. А как можно быть плодотворным, если не умрешь? Если зерно не умрёт, оно не родит плода. Слушайте Иисуса, Он говорил: “Для вас лучше, чтобы Я пошел, потому что, когда я пойду, то пошлю к вам Свой Дух” (см. Ин. 16:7). Дух Святой - дыхание Божие, в Нем Его близость, Его любовь, Его истина. В Нем истинное обручение со Христом, истинный союз с Ним. “Для вас лучше, чтобы я пошел, был преломлен и роздан вам, а через вас всему миру”. И если Вы поверите, что ваша жизнь - это жизнь, в которой Вы призваны отдавать себя все больше и больше, не понемногу, а всего себя, чтобы стать водой и едой для других, тогда Вы захотите наполнить собой других. И вы можете быть уверены в том, что получите отличный плод, не сравнимый с вашей короткой жизнью, отпущенной Вам временим.
Дорогие братья и сёстры, я счастлив, потому что говорю вам эти слова, ведь смерть Христа стала плодотворной для многих грядущих поколений. Каждый, кто живёт так, как Иисус, как любимый сын или любимая дочь Бога, может быть уверенным в том, что его жизнь принесёт плоды будущим поколениям. Это значит, что все поколения будут называть такого человека благословенным. И будьте уверенны в том, что даже давая немного, вы уже поступаете, как плодотворная личность и любимый человек.
Итак, ваша и моя жизни взяты, то есть избраны, благословлены, разделены и отданы. Чем полнее мы понимаем это, тем сильнее мы ощущаем присутствие Бога, тем яснее нам становится, что мы любимые сыновья и дочери Бога. И это помогает нам жить свободной жизнью, чтобы любить.
Источник: Газета Жатва № 45; Март, Апрель 2002.
Проповедь записана: Дмитрий Питиримов. Перевод: Дмитрий Питиримов.