Друзья мои, мне хотелось бы продолжить разговор, начатый в теме об амишах. Поскольку тема, открытая братом WRT, всё же преследовала, прежде всего, цель обсудить отношение к амманитам, я решил открыть новую тему, рассматривающую степень ответственности христиан вообще, и особенно в эпоху нынешней цивилизации, когда невинные, на первый взгляд, шаги и действия имеют или могут иметь весьма негативные последствия. Задача, которую я ставлю открытием этой темы, является не столько обратить христиан к апостольским временам, в смысле ежедневного быта, сколько помочь увидеть, что необходимо быть очень внимательными ко всему, что мы делаем. В принципе, пренебрежение к человеческим чувствам и нуждам, свойственно любой эпохе, в виду человеческой жестокости и гордыни, - всё это обусловлено первородным грехом. Однако, ведь речь идёт не о людях вообще, а о христианах, для которых в новейшую эпоху ситуация усложнилась развитием и появлением разного рода механизмов, веществ, структур и систем, прямо или косвенно наносящих тот или иной ущёрб людям (не исключая и смертельного), в дополнение к ранее существовавшим. Поскольку техническими новшествами последних полутора столетий проникнуто уже решительно всё, ситуация становится таковой, что чтобы в ней разобраться, нужно обратиться к тому, к чему и должен всегда обращаться христианин, - к Слову Божию.
Позволю себе привести целиком 14 главу к Римлянам и 8 главу 1-го к Коринфянам:
Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. 2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. 3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. 4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. 5 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. 6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. 7
Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; 8 а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. 9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. 10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. 11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. 12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. 13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. 14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. 15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. 16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. 18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. 19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. 21
Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. 22 Ты имеешь веру? имей её сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. 23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех. 24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, 25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, 26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.
1 О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. 2 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. 3 Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. 4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. 5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, - так как есть много богов и господ много, 6 но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. 7 Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. 8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. 9
Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. 10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? 11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. 12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. 13
потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Посмотрите, братья и сёстры, какую чуткость проявляет Святой Апостол, он не мыслит категориями жестоких военачальников, по принципу: «не умеешь плавать и утонул, значит плохой солдат и в армию не годишься». Этой внимательнейшей, исходящей от Христа чуткости, не достаёт очень многим христианам. И именно это я пытался донести в теме об амишах, в своём сообщении (№37
http://peacemessengers.info/forum/index.php?topic=127.msg851;topicseen#msg851). Что мешает христианам поступать по совести? Многие имеют машины, не говоря про телевизоры и др. более мелкие, чем автомобиль предметы современной цивилизации. И сразу же получаешь отповедь вроде: «Так может нам, подобно каким-нибудь язычникам-джайнам, жучков с дороги веником смахивать, чтобы не задавить ненароком?». Нет, я не предлагаю смахивать жучков с дороги. Как и Апостол Павел. Речь о том, чтобы ни физически, ни психически не причинять другим людям, и тем не меньше – братьям и сёстрам во Христе, ни зла, ни даже огорчения. Вот, брат Конвел приводит мнение англичан, что якобы не атомная и химическая промышленность, не вырубка лесов, а сельское хозяйство в его современном виде, наибольшая угроза для экологии. Во-первых, лес в Англии давно вырублен, Сибирь и Южная Америка – по заявлению учёных - это лёгкие Планеты, так что если и в Сибири леса не станет, и вообще всё придёт в упадок, при таком количестве различного рода химии и разных ОЯТ, будет как в анекдоте про то, как командир советской атомной лодки выстроил экипаж на палубе и спрашивает: «Кто бросил валенок на пульт?!». Рядом всплывает британская лодка и её командир пытается снисходительно сказать о том, что у них в Англии нет такой халатности: «А вот у нас в Англии…». «Нету больше твоей Англии! – орёт русский, - Кто бросил валенок на пульт?!»
Ну, допустим, действительно, - наибольшее страдание людям приносит британская пищевая промышленность. Что же бы посоветовал нам Апостол Павел? Он бы посоветовал нам не участвовать в работе британских пищекомбинатов. Речь не о том, что именно причиняет моральный или материальный ущерб людям, речь о том, что чтобы не причиняло им ущерб, не участвовать в делах тьмы. Не потому, что тьма сразу же остановится, а по той же причине, что мы выполняем заповеди Божии. Мы же не становимся алкоголиками, потому что пьёт сосед Вася? Мы же не лжесвидетельствуем на каждом углу, потому что сосед Коля – страшный враль? Почему мы должны сбрасывать в реки отходы или делать бомбы только оттого, что многие так поступают и не видят в этом ничего плохого? Конечно, христиан волнуют, как я заметил выше, в основном не бомбы, а те вещи, которые они непосредственно используют, - от электро-чайника до автомобиля. Что же делать? Хорошо об этом говорит брат Кеннет Коупленд: «Самолёты – ничто, автомобили – ничто, но мы радуемся, используя их для проповеди Евангелия. Также брат Кеннет Коупленд однажды сказал: «Если вы не удержались и выкурили одну сигарету, то это не повод выкурить всю остальную пачку. Это дьявол говорит вам: ты не удержался и снова закурил, теперь тебе уже терять нечего, ты можешь продолжать курить дальше… Не верьте дьяволу!». Так и в нашей ситуации можно сказать, что если вы используете автомобиль для проповеди Евангелия, если Господь благословил вас телевизором, компьютером и т. д., то это не повод оправдывать производство атомных бомб и т. п. Как раз этим-то христиане (как и язычники) могут быть изобличены, свидетельствуя о том, что они пользуются чем-либо не для проповеди Евангелия, не по благословению Божиему, а потому что, мол, «Что, я хуже других что ли?»…
Надо вспомнить и то, что даже язычники (атеисты) и то беспокоились и проявляли совестливость в отношении ответственности за уничтожение планеты. Вспомним песню:
Смотри, вот опять в небесах
Плывёт чёрный дым над тайгой
День и ночь под рёв машин
Землю так свою крушим,
Словно мы на планете чужой…
Скалу поднял взрыв на дыбы.
Ушла вдруг вода из ручья.
Мать-Земля, за часом час,
На руках качая нас,
Разве знать ты могла, где беда твоя…
Известнейший французский учёный путешественник Жак-Ив Кусто, изобретатель акваланга, говорил, что если страна хочет иметь право называться цивилизованной, то она не должна иметь чудовищных сооружений, называемых атомными станциями. Не говоря уже про атомные испытания.
«2 июля 1966 - Первый французский ядерный взрыв на атолле Муророа. В период между 1966 и 1996 гг. на Муруроа и близлежащем атолле Фангатауфа было произведено 193 атомных взрыва, из них 46 - на поверхности и 147 - под землей. В пяти случаях, когда ядерный заряд уничтожался с помощью обычной химической взрывчатки, произошло рас-сеяние радиоактивного плутония как на Муруроа, так и на соседних островках Колетт, Ариэль и Веста. Кроме того, установлено, что в донных осадочных породах лагун у атоллов Муруроа и Фанга-тауфа содержится несколько килограммов плутония, осевшего после атмосферных испытаний. В результате подземных взрывов в лагуны просачивается также радиоактивный тритий; его концентрация здесь нередко в 10 раз выше, чем в открытом океане».
Я повторю, что речь идёт о язычниках. Я не думаю, что христиане должны отличаться от язычников тем, что будут в пику некоторым язычникам поддерживать ядерные испытания, вырубку леса и т. д. Следует помнить, что хотя Апокалипсис и неизбежен, хотя он имеет нематериальные причины и значения, но всё же в материальном мире он проявится вполне объективными, физическими причинами, так же как и последствия любого греха имеют материальное проявление. Поэтому, косвенным образом, участие в уничтожении Планеты, есть не только физическое действие, ведущее к ликвидации материи, но и являются чудовищным грехом, что прежде всего выражается в страданиях и смерти людей. Что мы можем сделать? Господь не накладывает на нас каких-то невыполнимых обязанностей. Вспоминаются слова Александра Солженицына: «Пусть неправда приходит в этот мир, пусть мы с этим ничего не можем поделать, но пусть она приходит не через нас».
Возвращаясь к амишам, которые ведут патриархальный, деревенский образ жизни, вспоминаются слова брата Коупленда, сказанные им в цикле передач «Возвращение Эдемского сада»: «Города появились тогда, когда люди перестали верить Богу и решили жить за счёт друг друга. Но Адам не был городским жителем, нет, - он сельский парень, Аллилуя!». Конечно, как автомобили и др. могут быть полезны для евангелизации, можно благовествовать и в городах. Но если мы стремимся к полному завоеванию победы во Христе, то не только вера об исцелении, о решении финансовых проблем, но и вера о приобретение как можно больших земельных угодий, и уж, разумеется, собственного дома должна у нас быть. Об этом тоже постоянно говорит брат Кеннет.