«… и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Иоан.2:14-16)
Иоанн помещает рассказ об очищении Храма хронологически в самом начале служения Иисуса, в то время как остальные евангелисты помещают его в самом конце (см. Мат. 21:12,13; Мар. 11:15-17; Лук. 19:45,46). Естественное желание пытливого ума найти этому логичное объяснение. Сам по себе поступок, о котором идет речь, по духу и содержанию, казалось бы, более подходит для конца служения Иисуса: это естественный результат решимости Иисуса, продолжение триумфального входа Мессии в Иерусалим и неизбежная прелюдия к распятию. Но почему мы не можем допустить, что Иисус очищал Храм дважды — один раз в самом начале Своего служения и еще раз в конце? В рассказе Иоанна присутствует элемент неожиданности. Иисус обнаружил, что в Храме происходит нечто, чего не было еще совсем недавно. Вероятнее всего, во время предыдущего посещения Храма, когда начало служения Иисуса еще не было подготовлено, Он не видел здесь этого безобразия. Но все когда-то и с чего-то начинается. Бывает, человек, совершив однажды грех, продолжает делать дела, неугодные Богу лишь потому, что Бог не врывается немедленно в его жизнь с бичом в руке. Так человек и живет, постепенно увеличивая меру беззакония. К такому человеку сегодня обращены слова 49 псалма: «Грешнику же говорит Бог: «…что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам … когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; … ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои» (Пс.49:16-21). Отсюда мы можем сделать одни важный вывод: если Бог молчит, это еще не значит, что человек поступает правильно. Проанализируйте свою жизнь в последнее время, не появилось ли там чего-то, что заслуживает очищение бичом?