Рубрики

Мысли о душе

В этой публикации я хочу вновь затронуть древние вопросы о духе, душе и теле. Давайте постараемся внести ясность в эти понятия. Что же такое душа, чем занимается наш дух, и какая роль отведена нашему телу? В Слове Божьем написано: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фесс.5:23). Мы видим, что Павел говорит о трёх составляющих человека — духе, душе и теле. И мы постараемся обнаружить границы их проявления.

Итак, что мы знаем о духе? Это место, где живет наша вера. Именно, наш дух способен верить, т.е. воспринимать определенную информацию без учета нашего разума. Эта способность присуща человеческому духу и ничему другому в человеке.

А что же такое душа?

Душа – это жизнь, живое существо, животное

Первое понятие о душе, которое существует в Библии: душа — это просто жизнь. Например, (Матф.2:20) «и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца», здесь «искавшие души» – это искавшие жизни Его.

Сравнивая вышеприведенные стихи (1Фесс.5:23) и (Матф.2:20) мы обнаруживаем, что в них употребляется одно и то же слово – душа, но из контекста видно, что значение этого слова совершенно разное.

В Библии понятие — «душа» – «жизнь», встречается с самого начала. Мы читаем: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо» (Быт.1:20-21).

Значит животные, это тоже души живые: «а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу» (Быт.1:30). А что значит живая душа? Это просто жизнь в её определенном проявлении. Человек – это одно проявление жизни, птица – это другое проявление жизни, рыба – третье, и тому подобное.

И далее: «Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его» (Быт.9:5). Здесь мы видим, что жизнь, душа поддерживается в теле при помощи крови. Нет крови, нет жизни. Теперь всем известно, что кровь переносит кислород ко всем органам в теле человека. Кровь это основной элемент, обеспечивающий человеческую жизнь. Но это не значит, что душа человека в более широком понимании, к которому нам еще предстоит придти, находится в крови, как утверждают некоторые. Есть люди, которые считают, что при переливании крови от донора, с кровью входит и его душа. Значит, если тебе перелили кровь, то стало две души в одном? А если от троих кровь перелили, то три в одном? И так далее. Скоро мы увидим, что такая точка зрения основана на узком понимании Библии.

Вот еще места Писания, где под словом «душа» подразумевается жизнь. «Посему говорю вам: не заботьтесь для души (жизни, здесь и далее прим. автора) вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа (т.е. жизнь) не больше ли пищи, и тело одежды?» (Матф.6:25). «Сберегший душу (т.е. жизнь) свою потеряет ее; а потерявший душу (т.е. жизнь) свою ради Меня сбережет ее» (Матф.10:39).

Итак, первое Библейское понятие, соответствующее слову «душа» — это «жизнь» в самом широком смысле.
Душа – это человек, люди

Давайте рассмотрим еще одно определение души: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян.2:41), — здесь «души», это просто люди.

Вот еще один текст: «И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую» (Быт.12:5). Вы скажете, где же тут слово душа? Дело в том, что здесь еврейское «nephesh» (жизнь, живое существо, животное, человек, мн.ч. люди) переведено с помощью словосочетания “всех людей”. Таким образом, в широком смысле люди — это просто души живущие, как и написано: «первый человек Адам стал душею живущею» (1Кор.15:45).

Итак, Адам был просто – живая душа, т.е. живой человек. Но у этого стиха есть очень важное продолжение: «… а последний Адам есть дух животворящий» (1Кор.15:45). Последний Адам – Иисус есть Дух. Его уже нельзя назвать просто душой!
Адам был создан просто живой душой. У него, конечно, был дух, но он не умел им пользоваться в полной мере. Ему еще надо было учиться управлять своим духом. В таком состоянии Адам мог управлять садом при помощи слов, духом давать имена животным. Но ему еще очень многому надо было научиться. Адам не смог отразить нападки сатаны и поддавшись на ложь, возомнил, что он уже «как боги» (Быт.3:5). Да и сейчас, посмотрите на окружающих людей, что можно о них сказать? Они делают вид, что умнее Бога, что сами знают, как им жить. Поэтому Бог им не нужен, они сами себе боги. Спросите любого человека, и он скажет, что всегда может отличать добро от зла. А это дьявольская ложь. Да, человеку нужно очень многому учиться, в противном случае он будет всегда оставаться просто душой живущей, мало отличающейся от животного. И вот в чем трагедия человечества: животные, не мнят себя богами, а человек мнит!

Иисус Помазанник, Дух, воплотившись в человеческом теле, настолько отличался от простых людей, что о Нем можно сказать, что Он «дух животворящий». А о человеке, живущем без Бога, можно просто сказать – это душа живущая. Итак, мы различаем два состояния человека – духовное и душевное.

Душевный человек

Душевный человек, кто же он? Павел пишет: «Душевный (греч. psuchikos — 1. естественный, характеризующийся естественными человеку качествами, мыслящий по-житейски; 2. животный, контролируемый животными инстинктами и страстями; 3. физический, свойственный земным живым существам. См. Греческий лексикон Стронга (с) Bob Jones University) человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно» (1Кор.2:14). Как видно душевный человек характеризуется естественными инстинктами, управляется собственными страстями, мыслит по житейски, как свойственно всем земным существам. Также мы видим, что слово «душевный» в данном случае, не имеет прямого отношения к душе, но имеет непосредственное отношение к плоти. Душевный человек, т.е. плотской, не принимает того, что от Духа Божия и почитает это безумием, потому, что не может это уразуметь своим ограниченным земными стереотипами разумом.

В другом своем послании (см. Рим.8:4-8) Павел пишет: «чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут». Отсюда мы можем сделать очень важный вывод относительно работы разума человека. В разуме могут быть и плотские и духовные мысли. Кто-то скажет: «Вот так открытие, мы давно знаем это!» Да, действительно, похоже, что все люди об этом знают, но тогда всем кто это знает надо обратить внимание и на то, что плотские помышления – это вражда против Бога, которая ведет человека к смерти!

Здесь мы видим конфликт между духом и плотью, они занимают две крайние позиции, а душа человека находится посередине и не конфликтует ни с той, ни с другой стороной.

Человек, живущий по плоти — уподобляется животному, а живущий по духу — уподобляется Богу.

«Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим.8:12-13). Плоть не наследует вечной жизни. Если человек живет по плоти, его дух остается не возрожденным, и когда человек умрет, то есть его тело перестанет функционировать, дух плотского человека отправляется туда, где пребывают такие же мертвые духи. Но это не значит, что они там перестают существовать, просто они не пригодны для общения с Богом и с живыми духами. Поэтому они пребывают во тьме внешней, где плач и скрежет зубов (см. Матф.8:12).

Это ужасное место также называется геенна: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф.10:28). Может ли человек в теле оказаться в геенне? Геенна — вне тела, правда, люди иногда живут так, что геенна для них тела начинается уже при жизни. Но духовная геенна вне тела. Значит, душа существует вне тела! И когда человек, живущий по плоти, разлучается с телом, его душа продолжает страдать, так как душа является чувственным центром! Мы еще поговорим об этом подробно.

Далее мы находим: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим.8:14). Бог не является Отцом плоти. Сыном Божиим может быть только живущий по духу, т.е. духовное существо, эта мысль подтверждается следующим текстом, где Бог назван Отцом Духов: «Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» (Евр.12:9).

Из всего сказанного выше, мы можем сделать радикальный вывод: душевный человек, чей разум наполнен плотскими мыслями, находится во вражде с Богом, и поэтому не имеет никаких оснований, чтобы пребывать с Богом. Для многих, возможно, этот вывод прозвучит отрезвляюще!

Душа – это чувственный центр духа

Иисус говорил: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф.11:29). Значит, беспокойство и покой находятся в душе.

Еще одно, важное место Писания, передает слова Самого Бога, который через Своего пророка сказал: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (Матф.12:18). Еще раз: это говорит Сам Бог. У Него есть душа, но Он Дух.

Значит, душа находится в духе!

И далее, что Его душа делает? Благоволит. Благоволение – это чувство, значит, чувства находятся в душе.

«Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» (Евр.10:38). Это тоже Бог говорит. Значит отрицательные и положительные эмоции находятся в душе. У Бога есть душа, и она является сосредоточием эмоций. Отсюда мы делаем вывод, что душа — это эмоциональный центр внутри духа.

То, что справедливо в отношении Бога, также справедливо и в отношении человека. Исаак сказал Исаву: «и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт.27:4). Обратите внимание, что чувство удовлетворенности находится в душе.

О Сихеме, сыне Еммора Евеянина, полюбившем дочь Иакова Дину, сказано: «И прилепилась душа его в Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы» (Быт.34:3), – она понравилась ему, он полюбил её, значит, чувство расположения или влюблённости находится тоже в душе.

Иисус сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Матф.22:37). В свете наших рассуждений, мы делаем вывод, что должны учиться любить Бога всей жизнью своей и всеми чувствами, которые производит душа.

Павел учит христиан-рабов повиноваться своим Господам «не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души» (Еф.6:6). «От души» — т.е. чувственно. Вкладывая в это своё усердие, стремление, прилагая эмоции.

О членах ранней церкви сказано: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян.4:32) , – значит, они были единодушны. Это говорит о том, что у них были единые чувства, одно отношение.

«Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую» (Фил.1:27). Стоять в одном духе, это значит быть единодушными, пребывать в состоянии единодушия, – чувство согласия находится в душе.

«И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол.3:23). «А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца (здесь psuche — душа) язычников» (Деян.14:2), – настрой, негативный или позитивный достигается путем соответствующего возбуждения души.

«Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас [своими] речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, (Деян.15:24), — «поколебали души», т. е. душа начала сомневаться, колебаться, в ней родилось чувство неуверенности.

«Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Матф.26:38), — когда человек скорбит, чувство скорби находится в его душе.

«Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр.12:3), — значит жизненная сила, сила противостоять жизненным проблемам находится в душе.

«Скорбь и теснота всякой душе человека (это и есть депресия), делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] и Еллина!» (Рим.2:9),- человек делающий злое, подвергает свою душу скорби, тесноте, т.е. депрессии.

«дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу» (Евр.6:18-19), — и, наконец, как видите, надежда, это эмоция, чувство зарождающееся в душе. «Она как бы якорь безопасный и крепкий» и является эмоциональным средством, которое утешает душу раскаленную всякими проблемами. Душевный человек надеется, а тот, кто живет по духу — верит.

Надежда утешает, а вера всё изменяет вокруг! Вера является свойством духа, а надежда — производной души.

Душа – это поле битвы за будущее человека

«Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1Пет.2:11)

Некоторые учат о триединстве человеке так: у человека есть плоть, дух, и душа. Однако при этом большинство не имеет какого-либо определенного представления о человеческом духе. Мы пойдем в этом вопросе дальше, и поэтому наше определение триединства человека выглядит следующим образом: человек – это дух, который живет в теле и у него есть душа. Дух живет во плоти и является основой человеческой личности. Но в нем (в духе) есть чувственный центр, где формируются чувства, настроения, переживания и эмоции человека – это душа. Если бы не было души, плоть сидела бы как истукан, и не выражала бы никаких чувств. Нервная система человека, включая мозг, позволяет душе управлять телом, что обеспечивает связь души с внешним миром посредством тела. Если мы говорим, это говорит наша душа, но для воспроизведения звуков она использует тело. В духовном мире нам не нужно будет тела для общения.

Разум находится в душе. Но как тогда разум может быть плотским, а не духовным? Я, конечно, не утверждаю, что у плотского человека разум находится в мозгу, а у духовного он находится в духе. У любого человека разум находится в душе. Но, как мы прочитали, есть «плотские похоти», то есть сильные желания, которые восстают на душу, делая человеческий разум плотским. Как это происходит? Дело в том, что душа имеет способность учится. Это и понятно, ведь память и интеллект также находятся в душе человека. Душа учится либо от духа, либо от плоти, в зависимости от того, чем вы живете. Если дух воспринимает что-то от Бога, то он учит этому душу. А плоть восстает на духовное и пытается принести свое. Плоть то и дело проявляет те или иные желания, и поскольку все чувственные центры находятся в душе, она фиксирует эти желания (и похоти). Если дух человека не имеет общения с Духом Бога, то такой дух не передает душе никаких импульсов, корректирующих плотские желания. Так душа учится приоритетам, и именно так формируется разум человека. Если главными для души становятся приоритеты плоти, разум человека будет плотским. Если душа обучена духом, и главными для нее являются приоритеты духа, то разум человека является духовным.

Именно здесь надо сделать одно очень важное уточнение. Человеческий дух, который не «подключен» к Богу, тем не менее, никогда не остается нейтральным. Если даже человек вовсе ничего не знает о Боге или о сатане, не читает Слово Божье и не имеет никакого общения с верующими, это не значит, что его дух никак не соприкасается с духовным миром. Бог, Который, безусловно, ищет общения с человеком и поэтому постоянно «стучится» в «дверь» человеческого духа, тем не менее, никогда не врывается туда, и не подчиняет себе человеческую волю насильно (см. Откр.3:20). В противоположность этому, силы зла постоянно атакуют человека. Они атакуют его плоть, органы чувств и, конечно же, дух. Желание сатаны полностью подчинить себе человеческий дух. В самых тяжелых случаях люди оказываются в состоянии одержимости, когда душой человека управляет уже не его собственный дух, а злой дух, поселившийся в плоти человека. Надо твердо помнить, что всякого рода оккультная практика: гадание, заговоры, вызывание духов и т.п., открывают дьяволу прямой доступ к духу человека. Кроме этого, мирские источники информации также используются сатаной, чтобы нанести вред человеческой душе, вызвав в ней неконтролируемые греховные желания, чувство неуверенности и т.п. Когда душа напичкана порнографией, злобой, насилием, сценами ужасов и тревожными новостями, она заражает этим дух человека. Именно к этому и стремится сатана. Его цель добиться от человеческого духа, чтобы он постоянно производил негативную работу веры, и в первую очередь, в виде страха, чтобы таким образом погубить человека.

Запомните, человеческий дух, который не имеет постоянного общения с Духом Божьим, не способен ничему научить душу в противовес плоти и атакам дьявола. В подтверждение этой мысли звучат слова Иакова, который пишет: «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иак.1:21), — насаждаемое Слово Божье спасает душу! Слово Божье принимается возрожденным человеческим духом, а затем, ваш уже возрожденный и наученный дух, учит душу правильному понятию. Но, помните, плоти свойственно восставать на все духовное, поэтому возрожденный дух находится в постоянной войне с плотью. И эта борьба между плотью и духом происходит в душе, за нее идет борьба, и она же является полем битвы. А побеждает та сторона, которую мы больше “кормим”.

Порнография и алчность существуют в мире, для прельщения душ

«Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия» (2Пет.2:14).

Здесь говорится о людях, чьи глаза наполнены любострастием (греч. moichalis – прелюбодейный), то есть прелюбодеянием. Говоря современным языком, эти люди постоянно смотрят картинки порнографии и разврата. Очевидно, что уже во времена Петра у людей, желающих наполнить свои глаза прелюбодеянием, было для этого достаточно возможностей. Что уж говорить о наших современниках, когда порнография и сцены разврата буквально врываются в пределы нашего зрительного восприятия. Важно также отметить, что Петр пишет здесь о людях, которые претендуют на роль пророков в обществе. Но такие пророки не могут учить ничему хорошему. Наоборот, религиозные лидеры, допускающие в своей жизни грех, как норму, своим примером прельщают неутвержденные души.

Еще раз, чем характеризуется неутвержденная душа? Это душа, которая не утверждена духом в истине. Дух такого человека не имеет правильных отношений с Духом Божьим. Поэтому вместо того, чтобы благотворно влиять на душу, дух такого человека сам заражается от души тем, что входит в нее от плоти, через глаза и уши. Неутвержденная душа смотрит в мир и говорит: «Это стандарт поведения, и я должна делать так же». А дух в это время молчит, ему нечего сказать, он ничему не научен от Бога. Он мертв, потому что он не подключен к Богу и не знает истины. И неутвержденная душа, как чувственный центр духа, продолжает наполняться греховными чувствами.

Другим страшным врагом, наносящим вред душе, согласно словам Петра является любостяжание (греч. pleonexia — жадность, своекорыстие, лихоимство, ненасытимость). В Притчах есть одно очень точное выражение: «У ненасытимости две дочери: «давай, давай!»» (Прит.30:15). Помните, что душа человека, в лексиконе которого слово «давай» занимает одно из важнейших мест, уже совращена. А кто же совратители? Мир, где экономика построена на алчности и стремлении обогащаться, и плоть с её непрерывными похотями.

Кто-то скажет: «А что у экономики могут быт какие-то другие принципы?» Конечно, «да»!

Один из важнейших принципов, который напрямую касается материальных благ и экономики, сформулирован Иисусом следующим образом: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф.16:26). Здесь говорится о том, что ненасытный человек, думая только о приобретении материальных благ, наносит вред своей душе, именно душе!

А вот еще один принцип, которому наш дух учится у Бога: «Послушанием истине через Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1Пет.1:22). Мы должны не конкурировать и не соперничать с нашими ближними, а любить их. Сотрудничая с кем-то, мы должны стремиться не к тому, чтобы нажиться за счет труда и талантов другого человека. Нашим постоянным мотивом по отношению к другим людям должно быть желание служить благословением для своих деловых партнеров, сотрудников и подчиненных.

Обратите внимание еще на одну важную мысль: истина приходит от Духа Божьего, и дух человеческий, растворив эту истину верой, в послушании, очищает душу от того, чему учила его плоть. Это значит, что нет состояния души, которое можно было бы назвать безнадежным. Когда дух человека возрождается, и человек начинает жить в послушании истине, душа избавляется от прежних неправильных установок.

В заключении этой главы прочтем еще одно место Писания: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших» (Евр.13:17). Видите, хороший наставник печется о душах людей, занимается их воспитанием. Он показывает, какие желания правильные, а какие нет. Душу надо воспитывать при помощи духа, а не при помощи плоти. Душа как ребёнок, о ней нужно заботиться, к ней нельзя относиться безразлично.

Мы начали с одного образца наставников, которые наносят вред людям с неутвержденными душами, а пришли к образцу истинных наставников, которые заботятся о душах людей и воспитывают их. В свете вышесказанного, так символично звучит слово душепопечитель. Будем помнить, что настоящий душепопечитель не может позволить себе просмотр сцен разврата или быть алчным до денег и других материальных благ.

Об участи человека с развращенной душой

«Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иак.1:21)

Мы возвращаемся к словам Иакова, о которых мы уже рассуждали ранее. Как видим, здесь написано, что Слово Божье спасает душу. И, в первую очередь, спасая, сохраняет её от разложения. Сохранение от разложения души человека, это залог сохранения нравственной, чувственной и эмоциональной целостности самой личности человека, что, в свою очередь, является залогом спасения его самого. Сложно? Поясню эту мысль на примере.

Когда я учился в школе, на уроках природоведения нам однажды задали понаблюдать за прорастанием фасоли. Это очень интересно. Сначала боб фасоли набухает от воды, потом в нем появляется маленький росток, из которого со временем формируется корневая система и стебель. Но семядоли боба пока еще остаются на стебле, хотя постепенно, по мере роста стебля, они все уменьшаются в размерах. И, в конце концов, когда у растения уже есть большие листья и развитая корневая система, семядоли отпадают. Но накануне этого момента они представляют собой жалкое зрелище: маленькие, сморщенные, бесполезные. Знаете, эта картина говорит мне что-то о душе и духе. Когда дух неразвит, он напоминает эти сморщенные семядоли на огромном стебле синюшной от алкоголя, пропахнувшей никотином и перегаром, матерящейся души. Она по-прежнему часть духа, но его роль, столь незначительна, что ею можно пренебречь. Это мертвый дух. А мертвому духу с душой, наученной плотью, место только в геенне.

Представьте себе, Бог скажет такому человеку: «Сын, как же ты прожил жизнь, которую Я дал тебе?» Что ответит эта душа? Возможно: «А ты кто такой, чтобы меня спрашивать?» Или еще покруче. Ведь хотя плоть уже и умерла, душа так и осталась плотской и ничему другому она не научена. Память, с которой человек предстал перед Богом, все извращенные плотью чувства, все эмоции и все слова, то есть лексикон человека, остались в его душе. В ней осталось все, чему она была научена при жизни во плоти.

Наивно представлять, что алкоголик и матершинник, оставив свою плоть, вдруг превратится в белого, пушистого ангела, с уст которого слетают елейные слова. Откуда? Душа его и слов то таких не знает, она их даже никогда не слышала. Откуда же им взяться?

Сами посудите, может ли такой человек находиться в присутствии Бога и других людей, чей дух сочен, с душой воспитанной Богом, при жизни во плоти. Нет, конечно. В этом и состоит суть суда. Место мертвого духа – с другими мертвыми духами. Там их души грызутся между собой, злословят и от всего этого страдают. Это и есть ад! Там нет ничего хорошего!

И при жизни во плоти человек с развращенной душой не может ничего делать для Господа. Он не может любить ни Бога, ни своего ближнего. И потому жизнь его полна разочарований. Но все это не идет ни в какое сравнение с разочарованием, которое ожидает плотского человека, когда он оставит свою плоть.

Итак, помните, дьявол, через плоть губит человеческую душу. А дух, с развращённой душой, не пригоден для существования вместе с Богом.

Заключение

«Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя» (3Иоан.1:2).

Итак, душа это чувственный центр, она находится в духе, но плоть может негативно влиять на нее. Когда плоть перестает функционировать, дух человеческий со своей душой предстает пред Создателем. И именно душа представляет дух человека перед Богом. Поэтому очень важно, чтобы дух был возрожден от Бога, то есть «подключен» к Нему. Только человеческий дух, получая истину от Духа Божьего, может учить этому душу и воспитывать её, чтобы она, в свою очередь, могла спасти дух для вечной жизни, а здесь на земле, обеспечить преуспевание человека в его целостности: дух, душа и тело.

Помните, наше процветание зависит от души. От того, чему она научена. В душе находятся память, интеллект, разум и знания. Душа важнейший орган духа.

У души есть надежда, которой она и успокаивается – но верить она не умеет, вера это не чувство и не эмоция, и она производится духом за пределами души. Дух, верой растворяя истину, полученную от Бога, учит душу. Но даже, если человек, имея возрожденный дух, не имеет постоянного общения с Духом Божьим и Его Словом, душа его останется без правильных ориентиров. Если же дух получает правильное духовное питание, он учит душу, и душа поступает правильно. В противном случае её будет учить плоть. Наш дух должен учиться у Бога, узнавать, насыщаться, растворять все верой и учить этому душу: «достигая наконец верою вашею спасения душ» (1Пет.1:9)

Дмитрий Питиримов, 2009 год.

Добавить комментарий