«Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне» (Деян.22:3)
Вот характеристика, которую сам себе дает апостол Павел. Этот человек был избранным сосудом у Господа, так сам Христос представил этого труженика (см. Деян.9:15). Интересно проследить, кто он и откуда происходит. Родной город Павла – Тарс Киликийский, испытавший на себе огромное влияние Великой Армении. Он некогда был частью древне-армянского государства, существовавшего более 600 лет, с 190 г. до р. Х. по 428 год от р. Х. При Тигране II, Великая Армения превратилась в сильную державу, имеющую границы от Куры до Иордана и от Средиземного моря до Каспийского. Тигран II заботился о развитии торговли, науки и культуры на территории своей державы и хорошо относился к евреям, считая их вклад очень ценным. Несмотря на то, что к моменту появления на свет Павла, Великая Армения утратила власть над Тарсом, все же влияние армян в Киликии долго оставалось еще очень сильным. Так с 1080 по 1375 годы в Киликии все еще существовало Киликийское армянское государство, впоследствии захваченное мамлюками. И только в 1515 году Киликия была завоёвана турками-османами.
Итак, когда апостол Павел говорил о том, что он родился и провел свою молодость в Тарсе Киликийском, его современникам это говорило об определенной школе, качестве воспитания и особом климате отношений в этом городе и Киликии в целом. Ведь там, где в людях видят лучшее, общество, будь то семья, город или государство, развивается в правильном направлении. Никогда не забывайте об этом! В частности в Тарсе, где проживало много греков, существовала лучшая греческая школа философии и грамматики, процветавшая как раз во времена жизни Павла. А сильные еврейские общины на территории влияния Армении вскоре стали центрами распространения Евангелия, и в результате уже в 301 году, почти на 30 лет раньше Рима, Армения первой приняла христианство на государственном уровне! Вот это показатель.