и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
(Матф.6:13)
Ввести в искушение – совершить такое действие над человеком, в результате которого тот окажется в сложной ситуации, где будут испытаны его этические качества. Неужели Бог, являясь любящим Отцом, будет намеренно создавать условия, в которых человеку будет трудно сохранить праведность? Дело в том, что глагол вводить, употреблен здесь в сослагательном наклонении и правильный перевод должен быть таким: не ввел бы ты нас в искушение. И это не просьба (не мог бы ты не ввести нас в искушение), а утверждение (ты бы не ввел нас в искушение). Это очень важно понять, потому что каждый из нас искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью, что в результате приводит к смерти (Иак.1:14-15). Нравственное падение царя Давида началось с того, что он отказался делать то, что ему было необходимо: «…в то время, когда выходят цари в походы,… Давид же оставался в Иерусалиме» (2Цар.11:1). Пустое времяпровождение привело его к тому, что он совершил сначала насилие, а потом убийство. В Гефсиманском саду Иисус просил Своих учеников бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в искушение, потому что когда дух бодр, плоть с ее похотью, теряет свою силу (Матф.26:41). Господь учит Своих слушателей на горе молиться, а не убивать время или завоевывать авторитет. Из этого следует, что молящийся человек правильно проводит свое время, и поэтому Бог не испытывает его веру, а укрепляет; и праведность не проверяет, а утверждает. Единственное, что нужно молящемуся, так это избавление от лукавого или спасение от зла, которое повсеместно присутствует в этом мире, проникая в жизни каждого, разрушая судьбы, неся с собой болезни, разочарования, неверие и отчаяние. Не случайно злу Иисус придал облик личности, назвав его лукавым. Враг душ человеческих все время старается подставить подножку, но тот, кто молится Богу, будет только укрепляться в своей вере, и праведность его будет только утверждаться.