если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
(Матф.18:16,17)
Уже говорилось о том, что евангелист Матфей сам был когда-то мытарем. К нему относились люди как к язычнику. В данном тексте содержится учение Иисуса о том, как справляться с конфликтами. В момент ссоры эмоции, как говорится, бьют через край, тон разговора повышается, речь легко переходит в крик. Писание говорит, что начало ссоры — как прорыв воды (Прит.17:14). На пике эмоционального возбуждения большинство людей даже не пытаются найти повод для примирения. В предыдущем стихе сказано, что согрешившего нужно обличить с глазу на глаз в надежде, что послушает. Для многих людей этот поступок является настоящим подвигом, потому что трудно сдерживать свой гнев. А если не послушает? Так хочется в этот момент отмежеваться от этого человека раз и навсегда, но Иисус советует позвать свидетелей и попытаться в узком кругу решить конфликт. А если опять не послушает? И даже в этом случае Иисус не позволяет отворачиваться от обидчика. Следующей инстанцией воздействия на человека является все общество. А противостоять всему окружению чрезвычайно сложно. Обычно на этом этапе, согрешивший признает свою вину и раскаивается. И только в том случае, если все эти методы воздействия оказываются безрезультатными, дано повеление относиться к нему, как к язычнику и мытарю. Из этого видно, что от плохого поступка до отвержения нужно пройти длинный путь. Основной целью является не растерять то, что есть, и обязательно постараться найти то, что потеряно. Дело в том, что любовь всегда ищет возможности для примирения и оттягивает размолвку как можно дольше. Иисус учит любить не на словах, а по-настоящему, самоотверженно. Любовь все переносит и никогда не перестает (1Кор.13:7,8). Именно так любит Бог человека и таким хочет его видеть.