«И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?» (Мар.4:21)
Люди не зажигают свечу, чтобы потом поставить ее туда, где свет её не виден никому. Свечу ставят на видном месте, где она помогает людям видеть. Точно так же, как та свеча, истина должна быть видна людям, ее не полагается скрывать. Бывают времена, когда опасно говорить правду, когда говорить правду — самый надежный способ навлечь на себя гонения и неприятности. Но настоящий человек и настоящий христианин верен правде, невзирая ни на что.
Когда Мартин Лютер задумал выступить со своими взглядами против Римско-католической церкви, он решил сначала атаковать практику продажи индульгенций. Индульгенции представляли собой отпущения грехов, которые человек мог купить за деньги у священника. Мартин Лютер составил девяносто пять тезисов против этих индульгенций. И что же он сделал с этими тезисами? В Виттенберге была церковь Всех Святых, тесно связанная с университетом: на дверях этой церкви вывешивались университетские объявления и темы академических дискуссий; в городе не было другой доски объявлений. И вот на дверях этой церкви Лютер вывесил свои тезисы. Ну, а когда он вывесил их? Больше всего людей приходило в церковь в день Святых, первого ноября. Это был великий праздник, годовщина основания церкви; совершалось много служб, и народ валил толпами. И вот, в День Святых Лютер прибил на дверях церкви свои девяносто пять тезисов. Если бы Лютер был просто благоразумным человеком, он бы вовсе не стал составлять свои тезисы. Если бы он думал больше всего о безопасности, он бы не стал прибивать их на дверях церкви. Но если уже ему нужно было прибить их на двери церкви, и если бы у него была какая-то мысль о личной безопасности, он никогда не стал бы выбирать день Святых для обнародования своих тезисов. Но Лютер чувствовал, что он открыл истину, и он думал только о том, что должен поведать людям эту истину и поставить под ней свое имя.