У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
(Матф.6:3,4)
На еврейском языке слово «цдака» обозначает справедливость и происходит от «цедек»- праведность, что очень сильно отличается от русского «милостыня». Милостыня – это действие, совершаемое из жалости, а цдака – это оказание справедливости, то есть все, что у меня есть, принадлежит Всевышнему, и когда я делюсь своим добром с ближним, я лишь восстанавливаю справедливость и совершаю правду Божью. Когда речь заходила о цдаке, еврейские раввины говорили, что лучше делать это в тайне, так чтобы ни дающий не знал, кому досталось его подношение, ни получающий не знал, кто ему помог. К сожалению, это учение чаще всего не соблюдалось, потому что люди хотели, чтобы другие заметили их добрый поступок. Иисус возвращается к этому учению и о цдаке говорит как о тайне, о которой должен знать только Бог. Глубина этой тайны ярко раскрыта в метафоре правой и левой руки.
К сожалению, не всегда известные жизненные правила соблюдаются. Всем с детства внушается что хорошо, а что плохо, но люди не всегда придерживаются хорошего. Так происходит потому, что людям часто требуется стимул, чтобы сделать что-то хорошее. Люди говорят: спасибо в карман не положишь, на хлеб не намажешь и сыт этим не будешь. Действительно, разве есть ценность в том, что человек бескорыстно делает доброе дело? Кто это видит и кто оценит? У Иисуса можно найти эту мотивацию. Он говорит: Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Если принимать эту мысль верой, то доброта становится настоящей драгоценностью, быть щедрым оказывается преимуществом. И даже когда дело левой руки становится тайной для правой, Бог воздает явно. И в этом цдака. Ради этого стоит творить милостыню в тайне.