«А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?» (Иоан.1:24,25)
Делегация иудеев, пришедшая расспросить Иоанна Крестителя, состояла из священников и левитов. Интерес их был совершенно естественным, потому что Иоанн был сыном священника Захарии (см. Лук. 1:5). В иудаизме существовало только одно право на священничество – это происхождение человека. Тот, кто не был потомком Аарона, не мог сделаться священником, бывшему же потомком Аарона ничто не могло помешать стать священником. И поэтому в глазах властей Иоанн Креститель фактически был священником, к которому другие священники совершенно естественно могли придти, чтобы получить отчет о столь странном на их взгляд его поведении. Другие посланники были из фарисеев; вполне возможно, что за ними стоял синедрион. В задачи синедриона входило, помимо прочего, рассматривать дело всякого человека, которого заподозрили как лжепророка. К проповедовавшему Иоанну Крестителю люди шли толпами, и синедрион мог посчитать своим долгом проверить этого человека — не лжепророк ли он? Дело осложняло то, что крещение от руки человеческой вовсе не требовалось иудеям. Так крестили прозелитов, новичков, пришедших из другой веры. Иудея же никогда не крестили – он уже был человеком Божьим, и его не надо было омывать. Иоанн Креститель заставлял иудеев делать то, что должны были делать только язычники: то есть он полагал, что иудеям – избранному народу тоже нужно очиститься. Иудеи подозрительно относились ко всему новому и необычному, а Иоанн не отвечал обычным представлениям о священнике и о проповеднике.
К сожалению и в Церкви есть тенденция судить новое только потому, что оно новое. Религиозные люди сторонятся перемен, часто отвергая движение Божье в Церкви, потому что относятся с подозрением ко всему новому. Мы же должны всегда быть готовы к переменам, если Бог собирается изменить что-то в нас или вокруг нас.