«Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа» (Иоан.11:27-30)
Ответ Марфы прозвучал как-то невпопад. Ей всегда давалось с трудом понимание сложных для рационального ума тем. Поэтому Марфа поспешила за помощью к Марии, которую, по-видимому, считала экспертом в духовных вопросах. Марфа позвала Марию тайно, незаметно для наполнявших дом соболезнующих иудеев. В доме печали были твердо установленные обычаи. Как только покойника выносили, всю мебель расставляли вдоль стен, и соболезнующие садились на пол или на низенькие скамеечки. После возвращения с похорон подавался поминальный обед, приготовленный друзьями семьи. Он состоял из хлеба, крутых яиц и чечевицы. Круглые яйца и чечевица символизировали жизнь, которая постоянно катится к смерти. Глубокий траур продолжался в течение семи дней, из которых первые три были днями плача. Неделя глубокого траура сменялась месяцем более легкого. Придти и выразить свое соболезнование скорбящим родственникам умершего, было священным долгом каждого иудея. Талмуд учил, что посетивший больного выведет душу из ада (геенны), а великий иудейский богослов средневековья Маймонид учил, что посещение больных превосходит все другие добродетели. Но обратите внимание на то, что Иисус не пришел в дом плача и даже не вошел в селение. Этим самым Он показал, что дело не окончено, это не конец истории, рано плакать. Трудно представить, что хозяева могли оставить соболезнующих в доме и уйти, тем не менее, и Марфа, а затем и Мария приняли это решение. Перед нами часто встает выбор: либо начать оплакивать себя и принимать соболезнования, либо выйти навстречу Иисусу из всей этой атмосферы горечи туда, где надежда, вера и упование. И когда вы слышите зов Иисуса, поспешите к Нему, слушайте, что Он скажет. Помните, в Нем спасение и жизнь.