…вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
(Матф.22:39,40)
Если первая заповедь касалась отношения человека к Богу, то вторая заповедь говорит об отношении человека к ближнему своему. Причем и там, и тут речь идет о любви, и это не чувство. Слово «любить» в этих стихах включает в себя следующие понятия: заботиться, желать добра, испытывать привязанность, находить удовольствие (в чем-либо), ценить, ставить выше, предпочитать. Один из известных людей современности сказал: Любовь — это не чувство, это добродетель. Это количество добра, которое мы делаем, невзирая на отдачу. Когда ты делаешь просто так. Вот бабуля в метро, уступи ей место. Не надо к ней чувством пылать, делать надо, делать.
Апостол Иаков называет эту заповедь законом царским (Иак.2:8). Иногда так бывает, что после тяжелого разговора или конфликта человек закрывается в своей комнате, затыкает уши, абстрагируется от всего земного, чтобы услышать Бога. Ему требуется тишина, а тишина не наступает, потому что мысли несутся одна за другой и так хочется ударить, высказаться, отомстить…. Разум человеческий кричит, бунтует, а Бог говорит: возлюби ближнего своего как самого себя. Достаточно вспомнить царя Давида, который, возвращаясь в Иерусалим после попытки Авессалома захватить власть, великодушно простил Семея за его хамскую выходку. В ответ на уговоры казнить Семея, Давид сказал: Ныне ли умерщвлять кого-либо в Израиле? Не вижу ли я, что ныне я — царь над Израилем? (2Цар.19:22). Любовь всегда является усилием над собой, поэтому простить может только сильный человек. Ведь невозможно любить Бога и ненавидеть ближнего, потому что кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Иоан.4:20).