Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
(Матф.7:12)
Это выражение было известно человечеству задолго до Нагорной проповеди Иисуса, а в XVIII веке оно было названо Золотым Правилом. Этот принцип можно найти в сочинениях различных мыслителей древности – Питтака, Геродота, Конфуция, Аристотеля, а также в книге Товита и в Талмуде. Это универсальное поведенческое правило, ведущее человека к долголетию и процветанию во всех сферах жизни. Более того, можно смело предположить, что принцип, заложенный в Золотом Правиле, был известен задолго до своей письменной фиксации. Например, книга Судей 1:7 упоминает одного халдейского правителя Адони-Везека, который посчитал, что Бог с ним поступил так же, как он поступал с другими. Тем не менее, в формулировке Иисуса Золотого Правила присутствует положительный акцент, и это существенно отличает Иисуса от других мыслителей. Все они предостерегают от совершения поступков, которые не желаешь себе. Иисус же настаивает на совершении таких дел по отношению к ближнему, какие сам воспримешь с удовольствием. Более того, Иисус опять возвращается к теме Закона и Пророков, говоря о том, что все бесконечные заповеди и постановления сводятся к простому правилу: поступи с ближним так, как хотел бы, чтобы он поступил с тобой. Апостол Павел сформулировал эту мысль так: Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Гал.5:14).
Часто простое правило является известным и понятным, но трудно исполнимым. Люди готовы совершать множество непонятных религиозных манипуляций, но оказываются не готовыми бескорыстно проявить любовь. Иисус призывает Своих слушателей сделать доброе дело ближнему своему, и тогда многочисленные религиозные правила потеряют значимость, а жизнь обретет смысл и радость.