Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
(Матф.23:1-3)
В первом веке нашей эры многие синагоги были оборудованы каменными креслами перед входом. Обычно раввины восседали на этих седалищах, встречая прихожан. Люди, входя в синагогу, приветствовали их: равви, что буквально означает – великий, значительный, учитель. Более того, фразу «Моисеево седалище» можно перевести как Моисеева кафедра. Причем греческое kathedra кроме значений сиденье, стул или лавка может означать и действие – сидение без дела или бездействие. Сегодняшний текст свидетельствует о том, что проблема фарисеев и книжников была не в самом учении, а в том, что они не поступали согласно этому учению, то есть бездействовали, просто сидели без дела. Но при этом они заняли место Моисея, претендуя на его власть и уважение общества. Безусловно, Господь осуждает лицемерие религиозных лидеров Израиля, но при этом Он учит людей слушать книжников и фарисеев и поступать так, как они учат. Часто люди оправдывают свою греховную жизнь тем, что именно так поступают лидеры в церкви. Но если священник проповедует о любви, но при этом бьет свою жену, то это совсем не означает, что так должны поступать все мужчины в церкви. Наоборот учение любви нужно воспринимать абстрагировано от того, кто учит. К сожалению, жизнь некоторых служителей как тогда, так и сейчас не является образцом для простых верующих. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу (Тит.1:16). С такими служителями Бог обращается очень строго, но сегодняшние слова Иисуса не к ним, а к каждому из нас. Не нужно делать себе кумира из человека и подражать его жизни. Стандартом святой жизни является исключительно Слово Божье и учение, основанное на нем.