А вы не называйтесь равви, ибо один у вас Учитель, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
(Матф.23:8-10)
На первый взгляд может показаться, что Иисус говорит о трех разных людях – о раввинах, отцах и наставниках, но внимательный взгляд на учение книжников и фарисеев заставит изменить эту точку зрения. В классическом иудаизме есть правило: каждый, кто изучал Тору, обязан передать свои знания дальше. В связи с этим, в обязанности молодого иудея входит постараться найти себе учителя и наставника, у которого он будет учиться понимать и соблюдать предписания Закона. Один из раввинов говорил: «Сделай все для того, чтобы глубоко порядочный и знающий человек сделал тебя своим учеником и предоставил тебе возможность совершенствоваться духовно с помощью его знаний и мудрости». Отношения между учеником и учителем должны быть настолько близкими, как между отцом и сыном. Ученику необходимо учиться Торе не только на официальных уроках, но и в повседневной жизни. Поэтому ученик должен ассистировать учителю во всех обычных делах, вплоть до купания. Эти правила основаны на отрывке из книги Второзаконие: внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая (Втор.6:7). До сего дня иудеи называют раввинов духовными отцами и наставниками. Таким образом, во времена служения Иисуса книжники и фарисеи могли влиять на общество, манипулировать людьми и контролировать массы. Господь знал это и поэтому учил Своих последователей уповать на Бога и ставить Всевышнего в абсолютный авторитет. Этот урок актуален во все времена: во время служения Иисуса, во время написания Евангелия Матфеем и в наше время. Ни один человек, каким бы он ни был выдающимся, никогда не должен занимать место Бога, Который говорит: Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов… (Исх.20:2,3).