Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
(Матф.5:21,22)
Весь этот отрывок начинается с фразы «Ибо истинно говорю вам…»(Матф.5:18). Дело в том, что эта фраза значительна сама по себе. Еврейское слово amen, используемое тут, имеет значение достоверно. В Иудаизме это слово служило для усиления или подтверждения согласия со сказанным другим человеком. Например, в случае молитвы, похвалы или клятвы (см.Неем.5:13;8:6;1Пар.13:36). Иисус же употребляет это слово не по отношению к сказанному другими, а начинает с него Свои высказывания. Это придает Его речам особую силу и значительность. После такого начала каждый слушатель внимательно начинает анализировать любое суждение учителя. Сначала было громкое заявление исполнить закон, затем призыв иметь праведность выше, чем у книжников и фарисеев и, наконец, Иисус цитирует из тех скрижалей, которые принес Моисей с горы. Не убей – так гласит шестая заповедь декалога (Исх.20:13). Согласно историческим свидетельствам фарисеи ставили во главу угла человека, а не закон. Они пытались таким образом интерпретировать определенные отрывки из Торы, чтобы предостеречь общество от бессмысленных убийств. Например, толкуя закон о буйном сыне (Втр.21:18-21), которого нужно предать публичной казни, они говорили: только живые отец и мать вместе могут принять такое решение. К тому же родители не должны быть с физическим изъяном, и даже тембр их голоса должен быть похожим. Только в этом случае допускается казнь. Такое толкование можно назвать гуманным, но оно никак не решает нравственную проблему. Говоря о гневе, Иисус идет дальше фарисеев, углубляясь в корень проблемы. Он не призван решать социальные вопросы, Он заглядывает в саму сущность человека и индивидуально работает над его характером.