Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны вашего хищения и невоздержания. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
(Матф.23:25,26)
Чистота посуды для иудея заключалась не столько в том, чтобы она была отмыта от грязи, а в том, чтобы посуду держать подальше от всего нечистого, будь то мертвое тело, нечистое животное, женщина в период критических дней, язычник, нечистая пища или другой ритуально нечистый человек. Обрядовая нечистота не позволяла человеку какое-то время посещать синагогу, общественные места или принимать участие в праздниках. Книжники и фарисеи были очень заинтересованы, чтобы их чаши и блюда были чистыми. Для этого они регулярно совершали определенные обряды. Иисус же говорит, что ритуальная чистота чаши не делает ее собственника чистым, если из этой чаши он пьет ворованное вино. Так же и ритуальная чистота блюда не делает чистым того, кто ест из него ворованные бобы. Нужно быть слепым, чтобы не видеть грязь воровства и алчности, но при этом неистово соблюдать внешнюю ритуальную чистоту. Ни это ли можно назвать лицемерием?!
Фарисеи расходовали силы на борьбу с воображаемым или не стоящим внимания противником. Это напоминает наивного героя романа Сервантеса, который боролся с ветряными мельницами. Каждому человеку необходимо уяснить, что подлинная святость заключается не в чистой чаше, не в правильной одежде, не в каноническом здании, не в верных обрядах, не во множестве других форм, но лишь чистые сердцем Бога узрят (Мат.5:8). А если говорить о неистовстве, то его нужно проявлять в ежедневном поиске лица Божия, в желании исполнить волю Его, в ограждении себя от греха, в противостоянии искушениям и лукавому. Это и есть настоящая жизнь с настоящими победами и настоящей радостью.