на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
(Матф.22:40)
При чтении Пятикнижия Моисея, а особенно тех многочисленных глав, где описываются правила иудейских ритуалов и праздников, детали одеяний священников, материалы и порядок строительства скинии собрания, многие сталкиваются с искушением закрыть эту книгу. Это кажется либо бессмысленным, либо слишком сложным. Хочется, чтобы вся эта информация была сконцентрирована в сжатое определение. В современном мире никто не любит, когда мысль «растекается по древу». Мы привыкли, что мысль должна быть выражена кратко и четко. Так вот, 10 заповедей Моисея как раз и представляют собой сжатое изложение всех правил иудаизма. Всего десять, ни больше, ни меньше! Тем не менее, наверное, специально для нас, Иисус сумел сжать весь Декалог до двух простых заповедей. В своем ответе фарисеям Он цитирует: Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими (Втор.6:5) и Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя (Лев.19:18). Нужно сказать, что в Синодальном переводе текста на русский язык греческое слово kremetai переведено: «утверждается». Но это слово значит также и «основывается», «стоит», «держится». Это же слово используется в Новом Завете, когда говорится об Иисусе, висящем на древе (Лук.23:39, Гал.3:13, Деян.5:30,10:39,28:4) или о мельничном жернове, повешенном на шее (Мат.18:6). Буквально это слово значит «подвесить» или «повесить». То есть, весь Закон висит на двух заповедях: Возлюби Бога и ближнего. Куда уж лаконичней и понятней! Каждое слово в этой фразе ясно, поэтому не нужно искать оправдания. Иисус сделал все, чтобы закон Моисея был понятен. Теперь ясно как нужно прожить земную жизнь. Просто люби Бога и никому из людей не причиняй зла. Не говори, что Пятикнижие Моисея скучное и непонятное. Просто старайся исполнить эти две заповеди.