связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
(Матф.23:4)
Однажды царь Саул в гневе своем приказал убить священника Ахимелеха и весь его дом. В тот день погибло восемьдесят пять мужчин, носивших льняной ефод, множество женщин и детей. Даже домашние животные были убиты. Весь город священников был поражен мечом. Найти объяснение этому происшествию невозможно, кроме как глупостью царя, который был движим страхом и жаждой власти. В книге Притчей Соломоновых сказано: Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих (Прит.27:3). Говоря о камне и песке, используются прилагательные «тяжелый» и «неудобоносимый». Имеется в виду, что глупость так же трудно объяснить, как трудно передвигать огромные валуны и переносить песок. По-русски мы бы сказали, что трудно носить воду в решете. Больше нигде в Писании слова «тяжелый» и «неудобоносимый» не сочетаются, кроме сегодняшнего текста. Иисус в Своих наставлениях сознательно использует такое сочетание, чтобы Его слушатели обратили на это внимание и, возможно, вспомнили царя Саула. Выражение «связывать бремена» люди использовали, когда речь заходила об обычных делах. Например, «связать дрова в вязанку» или «связать пшеницу в снопы». Так вот, книжники и фарисеи взваливали на людей такие обязанности и требования, что их было невозможно исполнить. При этом сами даже не пытались соответствовать этим требованиям. Представьте, если лидер будет принуждать своих последователей носить воду в решете. Во-первых, это будет глупостью, а во-вторых, это будет невозможно сделать. Блаженный Иероним писал: Общий порок всяких лицемеров и ханжей – тайная душевная нерасположенность к своим учениям. Они проповедуют, но сами ведут не только невоздержную, но даже распущенную и развратную жизнь. Это урок всем лидерам – исполни прежде сам, и только потом проповедуй и призывай.