Многие же будут первые последними, и последние первыми. Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
(Матф.19:30; 20:1)
Обратим внимание на короткие слова в этих двух предложениях, на частицу «же» и производный союз «ибо». Эти, на первый взгляд незначительные части речи, связывают воедино сегодняшние стихи с предыдущим текстом. Напомним, что богатый юноша отошел от Иисуса с печалью, так как ему было сложно отказаться от своего имущества. Сразу после этого Петр высказал интерес о воздаянии за оставление всего ради Господа. Учеников Своих Иисус вдохновил тем, что пообещал им в стократном размере возместить то, от чего они отказались ради имени Его. Тот факт, что апостолы в ответ на призыв Иисуса отказались от своего, а богатый юноша отошел с печалью, позволяет ученикам ощутить превосходство над юношей. Чтобы этого не произошло Иисус, с помощью частицы «же», останавливает такой ход мысли, ведь многие первые могут, в конце концов, оказаться последними, а последние стать первыми. В любой организации, религиозной общине или государстве каждый человек может проявить себя с лучшей стороны, усердно трудясь и зарабатывая очки в свой адрес. Такое трудолюбие обычно вознаграждается тем, что эта личность поднимается по служебной лестнице и приобретает все больше влияния и авторитет во всем коллективе или обществе. По сути, такие личности и олицетворяют собой общину, государство или организацию. Но Царство Небесное Иисус сопоставляет не с адептами общины, не с резидентами государства и не с сотрудниками предприятия, «ибо» Царство Небесное подобно хозяину дома. Никакие потуги человеческие, никакие усилия или посвященность не сделают это Царство лучше. Каждый, кто входит в это Царство, становится полноправной Его частью. В Царстве Христа нет последних, нет аутсайдеров. Нужно лишь отозваться на призыв хозяина дома войти в виноградник.