И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
(Матф.6:5,6)
Лицемер – это не тот, кто измеряет лица, а тот, кто примеряет чужие лица на себя. Греческое hupokrites означает того, кто выдает себя за другого, играет чужую роль, притворяется другим. Очень часто именно так называли в то время театральных актеров. Аплодисменты, цветы и слава – вот к чему стремится актер. Известность определяет уровень его славы, в которой он утопает и которой наслаждается. Дивидендами всего этого являются различные блага, начиная с узнаваемости, а заканчивая деньгами и должностями. Как любой актер стремится на большую сцену, так и лицемерно молящийся, стремится в народную гущу – в синагогу и на перекресток больших дорог. Если вдруг богобоязненный иудей оказался в молитвенный час на дороге, его задачей было остановиться, принять определенную позу и произнести очередную молитву. При этом люди вокруг могли наблюдать, как он это делает и вообще делает ли. Иисус говорит не о том, что нельзя молиться на улице, а о том, что молиться только напоказ, является не более чем актерским лицедейством.
Стоит задуматься, если ты молишься только для того, чтобы показаться молитвенником, это значит, что ты играешь роль. Если ты поёшь только на публике, проповедуешь только на больших собраниях, или даже улыбаешься только для поддержания своей репутации, а душа твоя при всем этом злится, и разум бунтует, то ты уже получаешь награду свою – репутацию, славу. Это все временно. Помните, что Бог смотрит не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце (1Цар.16:7).