Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
(Матф.3:10)
В те времена в той культуре вожди и праведники сравнивались с плодоносящими деревьями. Это сравнение нашло отражение в Ветхозаветных текстах: «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» (Пс.1:3) или «Ибо он будет как дерево, посаженное при водах,… засухи оно не боится и не перестает приносить плод» (Иер.17:8). Сюжет «садовник, дерево и плод» был широко известен в том обществе. Все прекрасно знали, что происходит с деревом, которое не приносит добрых плодов. Его просто срубают, а древесину используют в качестве топлива. Иоанн Креститель недвусмысленно намекает своим визави о скором наступлении конца дней (по евр. бе-ахарит ха-ямим). Когда-то Моисей пророчествовал израильтянам, говоря: «…за развращение и уклонение от верного пути в последствие времени (бе-ахарит ха-ямим) постигнут вас бедствия» (Втор.31:29). Поэтому высказывание о том, что топор уже готов, является очень серьезным предостережением для любого из тех, кто считает себя праведником, питающимся из водного потока. Это значит, что можно считать себя праведником, но у Бога другие критерии, по которым Он определяет праведность. Страшно воспринимать весть о топоре, даже если считаешь себя плодоносящим деревом. На чем основана твоя праведность? Если на репутации среди окружения или на внешнем лоске, или на положении в обществе, то праведность твоя выглядит не лучше, чем запачканная одежда. Священное Писание говорит, что любой грешник, искренне раскаявшись, становится праведником, потому что Бог не до конца гневается и не вовек негодует (Пс.102:9). Именно эту мысль пытается донести до своих слушателей Иоанн Креститель. Из предыдущего текста ясно видно, что достойным плодом жизни должно быть искреннее покаяние. Сегодня хорошая возможность искренне раскаяться перед Богом!