И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.
(Матф.8:2-4)
Проказа в библейские времена была страшным во всех смыслах недугом. К прокаженным относились с одной стороны со страхом, с другой — с ненавистью. Часто считали проказу наказанием за грех. Больные должны были жить вне поселений и всегда предупреждать заранее при приближении к ним здорового человека. Прикасаться к ним было запрещено, так же как и пользоваться их имуществом и одеждой. Иногда даже над заболевшим проказой совершали обряд погребения, с буквальным закапыванием его в могилу. После чего больного отправляли в резервацию, а родственники воспринимали его как умершего. В иудейском обществе считалось, что это заболевание исчезнет лишь к моменту спасения, которое принесет Мессия. «Если» – союз, выражающий сомнение. Сказав: «Если хочешь», прокаженный сомневался не в силе Господа, а в том, желает ли Господь его исцеления. Видя доверие, с которым подошел прокаженный, Иисус, вопреки всем иудейским религиозным запретам, прикоснулся к нему, и он тотчас очистился от проказы. Теперь ему необходимо было снова войти в общество здоровых людей. Это возможно было только через определенный порядок. Исцеленный должен был подойти к восточным воротам храма, то есть к тем, через которые можно было войти в храм, не заходя в город, попросить священника осмотреть его, и в знак очищения принести соответствующие жертвы. Прокаженный чувствовал себя ужасно грешным, отверженным и мертвым для всего общества, но, как оказалось, не для Того, Кто захотел принести в его жизнь спасение. Для нас благодать состоит в том, что Господь пришел забрать наши немощи и болезни. Поэтому Он хочет, чтобы все люди были спасены от всякого проклятия. В этом состоит Его воля, и для этого Он пострадал на кресте.