Так будут последние первыми, и первые последними.
(Матф.20:16)
Притча о работниках в винограднике начинается и заканчивается одной и той же фразой. Сначала эта фраза является эпиграфом, а в конце выводом и заключением. Это сделано Иисусом для того, чтобы донести до учеников одну единственную, но очень важную мысль: если ты, будучи первым из Моих учеников, не воспримешь Божьего отношения к людям, не примешь мировоззрения Царства Небесного, не захочешь стать меньшим и слугой для ближнего, это означает, что глаз твой завистлив, что думаешь ты не о Царстве Небесном, а прежде всего о себе. Часто люди, давно верующие, считают церковь своей собственностью, где они могут диктовать свою волю. В притче наемные работники, которые были наняты первыми, так же пытались надавить на хозяина, навязав ему чувство вины за его, якобы, несправедливое решение заплатить всем работникам равную плату. Но конфликт этот возник не из-за того, что хозяин был несправедлив, а по причине зависти. И в результате первый был назван последним. Часто можно слышать свидетельства людей, которых в церкви встретили неприветливо. Причина может быть в макияже, в неправильной одежде, в незнании церковных традиций или просто новичок занял чужое место. Но нужно всегда помнить, что церковь принадлежит Христу. Те, кто работал в винограднике с самого утра, названы последними не потому, что им заплатили меньше, чем остальным, а потому, что они начали роптать, и оказались среди всех самыми недовольными. Вот так первый, ропща и выказывая недовольство, автоматически делает себя последним. Эта притча была сказана апостолам для того, чтобы они проанализировали свою мотивацию следования за Учителем и свое отношение к окружающим людям. Философия Царства Небесного заключена не в том, что будет нам, раз мы оставили все и последовали за Ним, а в том, что быть принятым в Его Царство является чрезвычайной привилегией и поводом радоваться каждому дню с Иисусом.