«И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы» (Мар.2:27)
Человек был сотворен до того, как был дан закон, регламентирующий субботу. А закон о субботе, в частности, как и весь Закон в целом – это яркий пример замещающей системы. Замещающая система – это любая совокупность взаимоотношений между людьми, основанная на чем угодно, кроме воли Божьей, знание которой является результатом непосредственного, прямого и добровольного подчинения человека Богу. Люди потеряли и не могут восстановить непосредственные отношения с Богом. Отсюда все проблемы. В Слове Божьем говорится о том, что «Без откровения свыше народ необуздан» (Пр. 29:18). Поэтому у каждого верующего независимо от того, кем он является в своей поместной церкви: пастором, проповедником или рядовым членом церкви, должен быть навык непосредственного и добровольного подчинения Богу, и тогда отпадет необходимость в религии. В своей книге «Иисус Христос — конец религии» Эрих Шнепель пишет: «Есть … нечто общее всем религиям: они хотели бы быть звеном между человеком и Богом. Они проникнуты сознанием, что человек прямо из себя не может найти путь к Богу … Все, что необходимо по отношению к Богу, делает за него религия через своих священнослужителей и обряды. В этом сущность религии вместо него приводить в порядок и гарантировать его отношения к Богу … Однако право на существование религии подвергается сомнению, если вдруг найдется тропинка, которая даст человеку возможность непосредственно обращаться к Богу без всяких промежуточных инстанций. Если же становится возможным, что человек без всяких посредников может говорить с Богом, то религия попадает в смертельно опасный кризис». Да, с приходом Иисуса религия оказалась действительно в смертельном кризисе, который, однако, с успехом преодолели последующие поколения христиан. Итак, урок Иисуса состоял в том, что лучший способ употребления священных вещей – это их употребление для людей. Запомним также, что главное в наших отношениях с Богом – это не нормы и правила, ведь суть христианства во все времена заключалась в том, чтобы быть кем-то, а не в том, чтобы делать что-то, воздерживаться от чего-то, и т.п.