«Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство…» (Мар.7:20-22)
На первое место Иисус ставит злые помыслы (dialogismos – мотивы, рассуждения, предположения). Каждому проявляющемуся во внешнем поведении греховному поступку соответствует определенная мотивация сердца, вот почему Иисус начинает со злых мотивов, которые лежат в основе злых дел. Далее стоят прелюбодеяния (moicheia – нарушение супружеской верности), потом любодеяния (porneia – аморальность, безнравственность, внебрачный секс). Как мы видим слово «porneia» имеет более широкое значение, чем «moicheia», охватывая все возможные извращения и пороки в сфере половой жизни. Значение слова «убийство» не требует комментариев, однако, здесь следует подчеркнуть, что убийство совершается сначала в сердце, точно так же, как и кражи (klope). В греческом языке существует два слова для обозначения посягающих на чужое: kleptes и lestes. Lestes — это разбойник; Варавва был разбойником (Иоан.18:40). Разбойник может быть очень смелым человеком, хотя и негодяем. Иуда же был вором и крал общественные деньги (см. Иоан.12:6). Kleptes — это мелкий, низкий и лживый, бесчестный воришка, у которого нет даже той подкупающей наглой отваги, присущей разбойнику. Лихоимство («pleonexia») — это неудержимая, безумная страсть к приобретению, погибельное желание иметь больше, и, в частности, то, что принадлежит другим. Считалось, что pleonexia в человеке возбуждается духом, который заставляет человека приобретать вещи не для того, чтобы накапливать их, как скряга, а чтобы транжирить в похоти и роскоши. Платон выразился по этому поводу так: «Желание человека подобно ситу и дырявому сосуду, который он пытается, но никогда не может наполнить». Возможно, многие из тех, кто читает сегодня эти строки, почувствовали обличение в какой-то степени. И это хорошо, потому что обличение ведет нас к исправлению. Бог дает нам шанс исправиться. Тот же, кто отвергает обличение, делая вид, что его это все не касается, стоит на гибельном пути (см. Притчи 29:1).