«Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мар.15:39)
Центурион (в Синодальном переводе — «сотник», см. Мф. 8:5; 27:54; Мк. 15:39,44; Деян. 10:1; 21:32) был начальником воинского подразделения, состоявшего из 100 человек (центурия), шесть центурий составляли римскую когорту; десять когорт составляли легион. Чин центуриона относился к низшим офицерским званиям, центурион подчинялся трибуну (в Синод. пер. — «тысяченачальнику», см. Деян. 23:10; 22:26-29; 23:17-19). Центурионы составляли, таким образом, основной костяк командования Римской армии, в котором был сосредоточен практический опыт и профессионализм непосредственного руководства людьми. Сотники, в основном, навсегда оставались в этом звании – либо до гибели, в результате выполнения своих обязанностей, либо до пенсии. Сотник, наблюдавший за смертью Иисуса, наверняка был человеком зрелого возраста, у которого за плечами было много походов и битв. Он уже не раз видел, как умирает человек, но никогда не видел, чтобы смерть человека сопровождалась ужасающими природными явлениями. К тому же, поведение Иисуса, Его самообладание и достоинство, тронуло сердце опытного воина, где родилась вера: «Этот человек — Сын Божий!» На примере того сотника мы видим обращение, как сейчас модно говорить, «крутого» мужчины. Но как же так получается, что довольно часто христианская религия становится уделом женщин и мужчин с большими животами? Так бывает, когда вера превращается в религиозность – в пустое обрядоисполнение и холодную безжизненную доктрину, что не привлекает цельные и состоявшиеся в жизни личности. Это хорошо понимал Павел, который писал: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1Кор.2:4). Не обряды и традиции, а явление духа и силы — вот, что неизменно привлекает людей к Богу.