Рубрики
Без рубрики

27 марта (четверг)

 

…не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
(Матф.3:9)

Произнося фразу «отец у нас Авраам» фарисеи и саддукеи имели в виду следующее: а) мы потомки великого патриарха; б) мы наследники его праведности и обетований; в) честь и заслуги патриарха принадлежат сейчас нам. Отец Авраам в еврейских талмудах предстоял перед Богом у ворот геенны огненной, чтобы избавлять от ее ужасов любого израильтянина. Это значит, что учитель или священник является перстом самого Авраама среди живых, чтобы направлять, исправлять и, таким образом, избавлять израильтян от преисподней. Другими словами, израильские религиозные вожди позиционировали себя как живое воплощение Авраама со всеми вытекающими отсюда атрибутами и требованиями от современников. Любое учтивое отношение к учителю воспринималось как проявление уважения к самому Аврааму, и наоборот непослушание или игнорирование воспринималось как презрительность к именитой личности.

Теперь, зная все это, становится понятно, почему проповедь Иоанна Крестителя была такой трудной для восприятия, и почему в ней было столько экспрессии. Иоанн пытается помочь своим слушателям оторвать взгляд от их положения в обществе, истории, религии, традиции и сосредоточить внимание на Боге, Которому ничего не стоит оживить даже камни под ногами. Везде и во все времена, чем выше позиция человека в обществе, тем труднее ему понять, что он обычный, нуждающийся, как и любой другой, в общении с Творцом.

Добавить комментарий